Анатолий Чибисов — художник и архитектор

На правом берегу Вопи, возле автомобильного моста, навеки застыл в последнем броске солдат, увлекающий боевых товарищей в атаку. За его спиной на фоне зелени деревьев, белеют цифры – «1941», рядом на высокой стеле – орден Отечественной войны 1 степени и плита с надписью «Здесь, на берегах реки Вопь, с 16 июля по 5 октября 1941 года советские воины и ярцевчане вели ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Массовый героизм и мужество советских людей в Смоленском сражении сорвали планы гитлеровцев. Вечная слава героям Смоленского сражения!»

Автор мемориала, посвящённого защитникам города, сдерживавшим наступление врага 83 дня, — ярцевский скульптор Анатолий Чибисов. Кстати, сам автор называл эту работу не иначе как «Комиссар».

Анатолий Иванович Чибисов родился 1 января 1937 года в крестьянской семье в деревне Сухоруково Кардымовского района — недалеко от Днепра с его бесконечными далями и весенними половодьями. Детство пришлось на суровые годы войны.

В 1955 году А.И. Чибисов стал курсантом Калининградского минометно-артиллерийского училища, но через несколько лет резко изменил судьбу – поступил в Горьковское художественное училище, которое закончил в 1965 году. В 1970-м он впервые принял участие в областной художественной выставке. С 1964 по 1972 год Анатолий Иванович работал преподавателем рисования и черчения в школах Ярцева, а в 1972 году перешел на работу художником Смоленских мастерских Худфонда РСФСР. В этот же период он увлекся скульптурой и в 1977 году был принят в члены Союза художников СССР как скульптор.

А.И. Чибисов самостоятельно освоил сложную технику художественного литья и в разные годы участвовал в зональных и республиканских выставках в Иванове, Москве, Туле, Смоленске, Рязани, Костроме.

Чибисов любил рисовать, был интересным художником-графиком, что среди скульпторов встречается не так уж часто. Редкое сочетание — скульптура и живопись — уживались в Чибисове, как он сам говаривал, дружелюбно.

Анатолий Иванович хорошо знал свой любимый материал и умел использовать его возможности для раскрытия образа. Большинство произведений, отлитых самим автором в металле, сохраняют живое прикосновение рук, теплоту души. Чибисова не случайно называли мастером сцен из деревенской жизни. Таков, например, «Рыбачок» — вероятно, страничка его детства, где трепетная лепка прекрасно передана в упругом металле. Очень точно найден размер дикого камня, на котором уютно устроился мальчик с удочкой.

Деревенские девчата, мальчишки-пастушки в ночном, старушки-погорельцы, дети 1945 года, простые крестьяне, образы близких людей — вот тот мир художника, в котором он жил и создавал свое искусство.

Анатолий Иванович искренне любил родную Смоленщину, понимал ее тихую и ранимую кра-соту, ценил человека, живущего на этой многострадальной земле. Сам был «бессребреником» всю свою жизнь. Не жалел ни себя, ни своего сердца, отдаваясь творчеству и любимому делу — скульптуре.

Во многих местах Ярцева и Ярцевского района оставили свой след руки и душа скульптора Чибисова. Кроме мемориала на реке Вопь, открытого в 1985 году к 40-летию Великой Победы, это барельеф постамента памятника на площади Победы, скульптуры воинских захоронений в деревнях Кротово, Засижье, проект реконструкции воинского захоронения в Петрове.

Анатолий Иванович прожил нелегкую, небогатую, но яркую, полную впечатлений жизнь. Он был щедрым, сердечным человеком, любил детей, умел найти к ним подход. На Новый год его можно было встретить на городской площади под новогодней ёлкой, где он создавал ледяных сказочных Деда Мороза и Снегурочку.

В последние годы жизни Анатолий Иванович сильно болел. В нескольких километрах от города он купил деревенский дом, сам сложил русскую печь, а во дворе — плавильную, для работы. Так он жил, так и ушел 7 февраля 1991 года, не воплотив многое из задуманного. Ряд своих работ А.И. Чибисов завещал Смоленскому музею-заповеднику.

Светлана Петрусева

(Ярцевский историко-краеведческий музей)