Елена Ефременкова: «Мне очень нравится быть учителем»

С Еленой Ефременковой, учителем начальных классов из школы-гимназии, мы познакомились в марте прошлого года, когда она победила в районном конкурсе «Учитель года-2021».

А уже в этом году Елена Вячеславовна представляла Ярцевский район на областном профессиональном конкурсе учителей и стала его лауреатом. 25 мая в числе лучших педагогов региона Елена Ефременкова участвовала в церемонии награждения, проходившей в Администрации Смоленской области.

Когда-то Елена окончила ту же школу-гимназию, в которой трудится  сейчас. Логопед и дефектолог по первому образованию, она несколько лет проработала учителем-логопедом в детском саду. По той же специальности начинала работу и в гимназии. Но призвание свое нашла как учитель начальных классов.

— Быть учителем мне очень нравится, — говорит Елена Вячеславовна. — В нашей школе я работаю уже около 10 лет, и получаю огромное удовольствие от общения с детьми. Это такой заряд бодрости и энергии, такие положительные эмоции! Утром дети с улыбкой бегут навстречу, ждут общения с тобой, радуются новым знаниям и хорошим отметкам. Видеть и разделять их эмоции – это замечательно. Приятно наблюдать, как они меняются, взрослеют, становятся более самостоятельными, учатся общаться друг с другом, принимать какие-то решения. А участие в конкурсе – это определенный итог работы.

К сожалению, конкурс «Учитель года-2022», как и раньше, проводится в дистанционном формате, но от этого он не становится менее значимым. И участвовать в нем ничуть не легче, чем это было в «доковидные» времена, и подготовки требуется не меньше. Об этом мы разговариваем с Еленой Ефременковой в редакции «Вестей Привопья».

— Конкурс состоял из двух основных частей, — вспоминает педагог. – Первая часть представляла собой урок и внеклассное занятие, которые жюри оценивало в формате видеозаписи. А вторая часть включала три задания в режиме реального времени. Нужно было в течение десяти минут разработать образовательный проект (в нашем случае он был посвящен развитию компьютерных компетенций у педагогов школы), выступить с публичной лекцией и дать мастер-класс, в ходе которого учитель демонстрировал коллегам свою методическую систему: те приемы и методы, которые он использует в работе. Моя методическая система направлена на формирование основ гражданской идентичности у младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности. После каждого этапа нужно было ответить на вопросы жюри. Также оценивалось умение взаимодействовать с коллегами.

— Елена Вячеславовна, какова была тема Вашего конкурсного урока?

— Это был урок окружающего мира, посвященный старинным предметам славянского быта. Эту же тему я представляла в прошлом году на районном конкурсе. Затем проанализировала тот урок и постаралась исправить какие-то недочеты, а также расширить тему и использовать новые технологии и методические приемы.

— В чем, по Вашему замыслу, была особенность этого урока?

— Я думаю, прежде всего, в возможности непосредственного контакта детей с предметами русской старины. У меня много знакомых, которые коллекционируют эти предметы, очень трепетно к ним относятся, и по моей просьбе предоставили их для проведения урока.

— Что же это за предметы?

— Это глиняная посуда, рубель (деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, — ред.), рукомойник  (сосуд с водой, предназначенный для умывания и мытья рук, с двумя рожками для слива воды, — ред.). Для урока мы построили макет старинной русской избы, наполнили его уменьшенными копиями предметов крестьянского быта. Это русская печь, кочерга, столы, лавки и другое. Причем макеты изготавливали сами дети на внеурочных занятиях. Естественно, не обошлось и без помощи родителей. На уроке ребята должны были не только найти предмет по описанию, но и поместить его в нужное место в избе, а для этого нужно знать назначение предмета.

— Почему Вы выбрали именно эту тему?

— Эта тема содержится в рабочей программе по окружающему миру, но рассматривается очень узко. Хотелось развернуть ее, расширить, заинтересовать детей историей нашего народа. Кстати, это и иллюстрация к формированию гражданственности у детей. Делать это можно на любом уроке, по любому предмету. А на уроке окружающего мира гражданская идентичность нашла свое отражение в старинных предметах славянского быта. Получился интересный разговор о наших предках, нашей истории.

— Какую реакцию у детей вызывает контакт со старинными предметами?

— Кроме естественного интереса к чему-то новому, есть и определенная доля восхищения. Например, взяв в руки тяжелый рубель, на который еще наматывалась плотная ткань, ребята осознали, каким непростым и нелегким был процесс глажки еще сто пятьдесят лет назад.

— Рассказывая о конкурсе, Вы часто используете слово «мы». Это значит, что в работе Вам помогали коллеги?

— Один в поле не воин. Поскольку мастер-класс я проводила с коллегами, их участие играло огромную роль. Причем, если я готовилась к мастер-классу заранее, то им пришлось работать в режиме реального времени. Мне помогали заместители директора Марина Анатольевна Хартова, Галина Алексеевна Тимофеенкова и учитель начальных классов Алла Вячеславовна Лапикова.

— Если бы областной конкурс проходил в очном режиме, у Вас была бы возможность встретиться с коллегами из других районов, оценить их методический уровень, сравнить его со своим. Насколько это важно?

— Да, этого очень не хватает. Шестеро учителей, которых признали лучшими в региональном конкурсе, встретились перед церемонией награждения. У нас было всего 30 минут, но мы успели пообщаться, поделиться своими впечатлениями, высказать свои мнения по поводу выступлений коллег, обменялись контактами.

— Что дает такой конкурс учителю, кроме потраченных сил?

— В данном случае силы тратятся с удовольствием. И дело, конечно, не в местах и наградах, хотя быть победителем или лауреатом приятно. Самое главное — при подготовке к конкурсу общение с коллегами переходит в какой-то новый формат. Я чувствовала их постоянную поддержку. Совместно проблемы решаются быстрее, а коллективный труд очень объединяет. И еще важно, что происходит систематизация имеющегося профессионального опыта. Ты вдруг понимаешь, что у тебя есть много интересных наработок, которыми можно поделиться с другими учителями.

Татьяна Филимонова