Женщины, которые всегда «на высоте» Или Рассказ о людях, без которых завод остановится

Участок по эксплуатации подъема транспортного оборудования ярцевского металлургического производства ООО «Парус» в настоящий момент является одним из наиболее значимых подразделений электросталеплавильного цеха. Высотное оборудование — 11 подъемных кранов разного тоннажа обслуживают сталеплавильный процесс от загрузки  металлического лома в печь до разливки стали в непрерывно-литые заготовки. Участок подготовки производства, печной участок, ковшевой, участок разливки стали — сложное непрерывное производство. Без специализированной подъемной техники здесь не обойтись. На каждом из участков  работает по три подъемных крана. На участке разливки стали — два. Наблюдать за процессом литья с металлических подмостков и пролетов – интересно. Зрелище захватывает и впечатляет. Совсем иначе  видится этот процесс с 35-метровой высоты. Среди 39 машинистов подъемных кранов, работающих в ЭСПЦ, 80% составляют женщины.

Женский батальон Дмитрия Бурмистрова

— На моем участке работают женщины разных возрастов, — говорит старший мастер участка по эксплуатации подъемного транспортного оборудования Дмитрий Бурмистров. – Самой молодой девушке 20 лет. В рядах более возрастных категорий – женщины старше 55 лет. Все одинаково ответственны, аккуратны. Очень старательны в работе. Безостановочный металлургический процесс организован таким образом, что люди работают и днем и ночью. Поэтому у машинистов подъемных кранов очень развито чувство «локтя», взаимовыручки. Иногда приходится перерабатывать. В моем женском коллективе относятся к этому с пониманием.

Дмитрий Бурмистров сам прошел трудовой путь от машиниста подъемного крана до старшего мастера. Знает все тонкости этой работы. Поэтому сегодня заводской женский батальон слушается его беспрекословно.

— Дмитрий Александрович, как Вам удается справляться с таким количеством женщин? У каждой свой характер, возрастные особенности, домашние заботы. Работать с мужчинами намного проще?

— Наш коллектив очень дружный, сплоченный. Несмотря на то, что некоторые сотрудницы значительно старше меня и по возрасту годятся мне в матери, на работе это никак не сказывается. Все заинтересованы в достижении общего результата. Я верю в каждую из них так же, как когда-то мои наставники верили в меня. В целях организации наиболее эффективной работы, машинисты кранов распределены по участкам. На более легких из них, таких как участок подготовки производства, например, хотят работать многие, но мы стараемся отправлять туда учеников и тех, кому нужна дополнительная практика в управлении подъемными механизмами. Женщины от 30 лет и старше работают на печном участке. Он самый сложный. Жидкий металл требует концентрации внимания и огромной ответственности. На ковшевом участке работают преимущественно машинисты 40-60 лет. На участке разливки стали используются низкие краны с маленькой грузоподъемностью.

— В представлении многих людей «машинист подъемного крана» и «женщина» как-то сложно сочетаются. Почему в этой профессии так много представительниц прекрасной половины?

— Профессия, связанная с высотой, предполагает продолжительное нахождение на рабочем месте. Не все мужчины могут 12 часов усидеть на одном месте. Физически этот труд не так сложен, как, скажем, разливщик стали. Но процесс управления подъемным краном, поднятия и перемещения грузов требует особой аккуратности, выдержки, усидчивости. Женщины справляются с этой работой намного лучше.

— Какими основными качествами должны обладать претенденты? Они проходят специальные испытания?

— Приходит однажды девушка и говорит: «Хочу стать машинистом подъемного крана». Я говорю: «Хорошо. Пойдем, покажу твое рабочее место». Поднимаемся с ней на высоту, вижу, плохо ей, боится, голова кружится. Такой человек работать на кране не сможет. Перед тем, как получить допуск к работе на подъемных механизмах, необходимо пройти медицинскую комиссию. Там и зрение нужно хорошее и слух. Машинисты общаются по рации. Давление стабильное, без скачков. И много еще разных нюансов учитывается.

Выбор Виктории Шевченко

Первые впечатления от работы  подъемного крана 20-летняя Виктория Шевченко получила, проходя практику в заводских цехах ООО «Парус». Тогда слаженная и умелая работа машинистов завораживала. Она засматривалась вверх, забывая о том, что стоит на земле. После окончания школы Вика пришла на завод с твердым желанием стать лучшей в своей профессии. Родители и родственники отговаривали. Работа на высоте в душных и шумных цехах никак не подходила к скромному образу молоденькой Вики. Но человек упрямо шел туда, куда его вела судьба. Сегодня Виктория – одна из самых молодых и перспективных машинистов подъемных кранов сталеплавильного цеха. Работает наравне с сотрудниками, имеющими огромный трудовой опыт и стаж.

— Виктория, согласитесь, сочетание непривычное: молоденькая девушка и подъемный кран. Выбор профессии был осознанным?

— Осознанным. Мое внимание всегда привлекала высота. Наверное, у каждого человека есть определенная боязнь подниматься над землей. У кого-то она больше, у кого-то меньше. У меня тоже страх присутствовал. Но  восторг от ощущения того, что ты смотришь на льющийся горячий металл с высоты птичьего полета, был намного больше. Мне всегда хотелось попробовать управлять такой сложной подъемной конструкцией. Поэтому я решила учиться на крановщика.

— Вы помните, как в первый раз поднялись в кабину крана? Какие ощущения испытывали?

 — Первый раз подниматься вверх было непривычно и страшно. Высота пугала и одновременно захватывала. Это ощущение прошло, когда я вошла в кабину. Сердце начало стучать ровнее. Первые шаги были неуверенными и робкими. Сегодня я уже могу со стороны отличить, кто сидит за пультом управления краном — новичок или профессионал. Но тогда… Тогда нужно было сконцентрировать все силы, приложить старание для того, чтобы при движении крана не было качка в сторону, чтобы аккуратно поднимать и опускать грузы, не разливать горячий металл. У меня были хорошие наставники.

— За сколько месяцев Вы смогли научиться чувствовать кран, стать с ним одним целым?

— За полгода. Этого времени мне хватило для того, чтобы адаптироваться к работе, привыкнуть, почувствовать себя увереннее. Потом захотелось двигаться дальше, осваивать новые механизмы.

— Вика, в каком из подразделений цеха Вам было сложнее всего работать? И присутствует ли до сих пор боязнь не справиться?

— Самым сложным для меня был ковшевой участок. Там совершенно другая работа. Более опасная и ответственная. Она связана с вывозом горячего шлака.

Боязни не справиться с управлением нет. Но всегда есть какое-то напряжение,  настороженность, переживание не за себя, а за людей, которые работают внизу и зависят от любого твоего неверного действия. Если кран качнется, горячий металл может выплеснуться, кто-то может пострадать. Поэтому здесь нужно работать с особым подходом. Старательно.

— Первоначально в целях обучения Викторию поставили на наиболее легкий участок подготовки производства, — вспоминает старший мастер Дмитрий Бурмистров. — Там действуют подъемные механизмы небольшой грузоподъемности – до 20 тонн. Вскоре она попросила перевести ее на ковшевой участок, где происходит загрузка шлака. Грузоподъемность ее крана увеличилась до 32 тонн. Она быстро его освоила. Теперь Виктория просит перевести ее на краны с грузоподъемностью 60-75 тонн. У нее есть интерес к работе, увлеченность процессом, уверенность в собственных силах. Это чувствуется.

Трудовой путь Нины Сивцовой

Нина Николаевна Сивцова – машинист подъемного крана электросталеплавильного цеха – одна из самых опытных крановщиц. Большая часть ее жизни связана с ярцевским металлургическим предприятием. 33 года отдано тяжелой работе, 14 из которых  она управляет подъемными механизмами разного тоннажа. Ее фотография, как лучшей в профессии, неоднократно украшала заводскую Доску почета. Являясь подменным крановщиком, Нине Николаевне пришлось осваивать все подъемные краны, действующие на территории цеха.

— Знаете, что такое подъемный кран для сталеплавильного производства? –спрашивает Нина Николаевна. – Это связующее звено между всеми основными процессами. На печном участке с помощью крана грузоподъемностью 60 тонн мы загружаем металлолом для плавки, потом перевозим его в печь. Уже горячий металл несколько раз транспортируем от одной печи к другой для добавления ферросплавов. Потом перемещаем его для последующей разливки. Без подъемных кранов все сталеплавильное производство остановится. Ни один участок не сможет работать.

— Нина Николаевна, Вы попали в эту профессию случайно?

— Нет, я хотела стать машинистом подъемного крана. Но сейчас думаю, что это было стечение обстоятельств. В 2005 году в 42 года я пошла учиться на крановщика. Было интересно. Училась в Смоленске, проходила практику на заводе «Серп и Молот» в Москве. В стенах ярцевского производства начинала работать на подъемном кране на шихтовом участке. Как сейчас помню, разгружала вагоны. Сегодня я работаю на всех действующих в цехе кранах. Мне нравится.

— На какой высоте приходилось работать?

— Начинала с 12 метров, потом пересела на 18-метровый кран, потом освоила 35-ти метровые подъемные механизмы. Я никогда не боялась высоты. Страх длится до тех пор, пока ты полностью не узнаешь работу крана. Бывает качка, но нас учили ее ловить. Если у человека нет боязни высоты, то эта профессия интересная.

— Тяжело 12 часов сидеть за пультом управления? Бывают ли перерывы?

— При работе на некоторых кранах приходится не сидеть, а стоять 12 часов. Например, при работе на 35-метровых кранах. Перерывы, конечно, есть. Но они очень короткие. Чай попить не спеша вы точно не успеете. Спускаться и подниматься по нескольку раз за смену  неудобно, да и времени нет. Поэтому обед мы берем с собой. Ко всему привыкаешь.

— Женщины-крановщицы участка по эксплуатации подъема транспортного оборудования давно стали неотъемлемой частью такого серьезного производства, как металлургия, — говорит Дмитрий Бурмистров. — Без их участия не обходится ни один производственный процесс. Кроме того, что они обаятельны и женственны, их слаженная, грамотная работа и достижения иногда восхищают даже самых опытных сотрудников. Среди 39 человек мне трудно выделить кого-то особенно. Они работают, как один четкий слаженный механизм. Впрочем, все как в жизни: оставаясь в тени, незаметными, слабый пол позволяет мужчинам достигать наилучших результатов, ставить новые рекорды, чтобы вновь и вновь чувствовать себя победителями. Женщины, которые всегда находятся «на высоте», обязывают соответствовать.

Надежда Данюшина