Светлана Белозёрова: в хороводе судьбы

По итогам 2019 года лучшим танцевальным коллективом Смоленской области признан «Танцевальный салон» Светланы Белозеровой, причем этого почетного звания коллектив удостоен второй раз, что случается не так уж часто.

Среди других значимых наград – победы на всероссийских и международных фестивалях «Золотое сечение», «Венок славянских танцев», «Славянский хоровод», «Браславские зарницы» и др. Руководителю коллектива Светлане Белозеровой дважды присуждалось звание «Лучший работник культуры Смоленщины».

А начиналось все в 1986 году, когда вчерашняя выпускница седьмой средней, а на тот момент студентка пединститута, вернулась в родную школу в качестве пионервожатой. И так как Светлана сама с детства занималась танцами, то вскоре организовала в школе танцевальный кружок, а параллельно работала в клубе «Ровесник». В конце 80-х «Танцевальный салон» перешел под крышу Центра досуга «Современник», где и работает по сей день.

— В те годы численность участников коллектива доходила до 240 человек: три группы занимались с утра, три – днем и три – вечером, — вспоминает Светлана Николаевна.

Сейчас в «Салоне» 80 танцоров от 7 до 20 лет, и это яркий, разносторонний коллектив, отличающийся своим особым, неповторимым почерком. Вероятно, специалисты охарактеризуют его точнее, но для зрителей коллектив Светланы Белозеровой ассоциируется прежде всего с хороводом. С этой темы и начался наш разговор с руководителем коллектива.

— Светлана Николаевна, почему именно хоровод стал визитной карточкой «Танцевального салона»?

— Хоровод выделяется среди остальных танцевальных жанров. Конечно, современным детям ближе другая музыка, другая манера движения. Но хоровод – это самый русский, самый патриотический танцевальный жанр. Это особенная пластика, грация, особенная «русскость». Это то, что рождает любовь к родине. И самое важное – донести это до танцоров.

В нашей стране хоровод как вид сценического искусства культивировали знаменитые хореографы Татьяна Устинова, Надежда Надеждина. Своих вершин он достиг в ансамбле «Березка», на который мы хотим быть похожими, но при этом стараемся сохранить свое лицо. Я долго к этому шла. Когда поставила первый хоровод, это был не самый удачный номер. Пришлось многому научиться, многое понять, проанализировать ошибки, так что следующий хоровод я поставила только через 10 лет.

— То есть, до хоровода нужно было еще дорасти?

— Нужно было наработать определенный уровень мастерства – и мне, и танцорам. Сейчас основу репертуара старшей группы составляют танцы, которые тем или иным образом соприкасаются с этим жанром. Мы танцуем современные, старинные, стилизованные хороводы. Мне кажется, это самый женственный вид танца и самый понятный в любых уголках мира, потому что у любого народа есть танец, похожий на хоровод. Когда мы встаем в круг, двигаемся плечо к плечу, чувствуем дыхание и видим глаза друг друга, мы становимся ближе, лучше понимаем друг друга.

— Наверное, не последнюю роль в этой «русскости» играет и национальный костюм?

— Я убеждена: ничто не делает женщину такой красивой, как правильно выполненный русский костюм: открывается все, что нужно открыть, убирается все, что хотелось бы скрыть, и получается волшебство. Мастерство оттачивалось веками. Столько людей над этим трудилось, столько людей это любило, что просто не могло получиться плохо.

— При всей любви к хороводу, может ли современный коллектив оставаться в строгих рамках народного танца?

— Творчество нашего коллектива многожанровое. Любовь к народному танцу во мне от Александра Сергеевича Япрынцева, у которого я училась в детстве. В 90-е годы на волне появившейся новой информации мы, как и все, пережили увлечение современной хореографией. Сейчас вообще мало коллективов, которые занимаются, скажем, только народным танцем в чистом виде. Наоборот, пропагандируется более широкий подход и к музыке, и к хореографии, приветствуется синтез – проникновение одного жанра в другой. А вот насколько гармонично это происходит, зависит от мастерства художественного руководителя и от возможностей детей. Любой жанр танца можно подать так, что он будет интересен, но можно провалить и любую грандиозную идею.

— Работать с детьми непросто. Почему своей профессией Вы выбрали обучение детей танцу?

— Я всегда знала, что буду работать с детьми. Мне было, наверное, лет пять, когда я собирала во дворе соседских ребят и учила всех читать и писать. Почему профессией стал именно танец? Это одно из моих увлечений. Я много лет танцевала, занималась в театральном коллективе Юрия Ковина, увлекалась рукоделием. И все это пригодилось в будущем. Видимо, в жизни человека действительно нет ничего случайного. Все это «копилось» для последующей работы.

Почему вообще существует танец? Мне кажется, что в каждом человеке есть свой музыкальный ритм. Мы в нем живем. Просто кто-то его чувствует, а кто-то нет. И тот, кто чувствует, может научить других.

— Чему Вы учите своих ребят, помимо техники хореографии?

— В коллектив приходят самые обычные дети, а задача руководителя – сделать их необычными, красивыми, талантливыми, чтобы они действительно засияли на сцене. Танцевальный коллектив дает необходимые азы: учит ребенка быть обязательным, опрятным, артистичным, свободным, при правильной нагрузке — здоровым. Девочки приобретают женственность, красоту, осанку. Самое главное – дети получают основы сценической культуры, классического танца, человеческого общения, потом уже на эту основу накладывается все остальное, к ребенку приходит понимание того, чтО он танцует.

К сожалению, по окончании школы, как правило, ребята уходят из коллектива. Выдающийся хореограф Игорь Моисеев говорил, что настоящим, осознанным танцором можно стать к 18 годам. Приходит осознанное отношение к танцу. А они как раз и начинают уходить в этой поре расцвета. Приходится вновь набирать малышей и начинать все сначала.

— Что такое осознанное отношение к танцу?

— Жаль, когда танец воспринимают только как набор движений под музыку. Танец – это, прежде всего, образ, это идея, которая в него вложена. Недаром существует понятие «язык танца». И он должен быть понятным, доступным, но при этом возвышенным и красивым, чтобы зритель, глядя на танец, сам становился лучше. Настоящее искусство рождается, когда есть артист и зритель и они «соприкасаются». Зрители в зале должны внутренне танцевать с нами. Если этого не происходит, значит, у нас что-то не получилось.

— «Танцевальный салон» — единственный хореографический коллектив Смоленской области, который участвовал в презентации достижений нашего региона в Доме приемов МИД РФ.

— Участвовать в презентации достижений Смоленской области нас пригласили в 2012 году. Это было очень ответственно – танцевать в присутствии 120 послов и представителей иностранных государств. Творческую часть презентации представляли четыре коллектива, в том числе Смоленский русский народный оркестр имени В.П. Дубровского и наш коллектив. Тогда мы познакомились с космонавтом Алексеем Леоновым, наш хоровод «Павушки» ему очень понравился.

— Наверное, в жизни коллектива были и другие интересные встречи?

— «Танцевальный салон» дважды был гостем Грибоедовского бала в Хмелите. Ежегодно в начале лета там собирается множество гостей из разных концов России. Мы выступали на одной «сцене» с Татьяной Дорониной, Василием Лановым, Ольгой Остроумовой, Ириной Мирошниченко.

Работали на одной сцене с Любовью Казарновской в Государственном Концертном зале «Россия» в Лужниках – участвовали в концертной программе «Талантливая молодежь России».

Дважды в Смоленском драматическом театре делали совместные номера с народной артисткой России Надеждой Крыгиной, которую называют царицей русской песни. Давняя дружба связывает нас с коллективом «Вектор» под руководством Виктора Путятина из Великих Лук. В мае наших девушек ждут в Великих Луках на праздничных мероприятиях, посвященных 75-летию Победы.

— Я знаю, что общение в коллективе не ограничивается репетициями и концертами.

— Мы довольно часто выезжаем куда-то вместе – и не только на соревнования, выступления. Стараемся, чтобы поездки были продуктивны с познавательной точки зрения, чтобы дети подпитывались эмоциями, учились общаться, вести себя как на сцене, так и в жизни. В коллективе вообще немало добрых традиций. Одна из них – совместные дни рождения. Поздравляя именинников, я для каждого стараюсь найти добрые слова, но всегда повторяю: «Когда вы уйдете из коллектива, самое главное — чтобы вы помнили то, чему вас здесь учили, и чтобы это вам пригодилось». Если это пригодилось в жизни, значит, я выполнила свою миссию. Если нет, значит, плохо работаю.

— Кто помогает Вам в работе?

— Много единомышленников, людей, которые идут мне навстречу. Это наш директор Наталья Ефремовна Бумбак, родители, доверяющие мне своих детей, выпускники, которые не забывают коллектив, наш костюмер Елена Ковалева, мастерица Анна Шабалина, которая изготавливает замечательные головные уборы.

— Светлана Николаевна, «танцевальный салон» уже второй раз удостоен звания «Лучший танцевальный коллектив Смоленской области». Что для Вас эта награда?

— У меня сложное отношение к званиям и наградам. Я считаю, что награды, прежде всего, обязывают работать еще лучше. Стыдно не соответствовать. Все нужно делать очень хорошо или не делать никак.

Беседовала

Татьяна Филимонова