Лариса Ивченкова — мастер лоскутного шитья

Великий Илья Репин так напутствовал художников: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета. Учитесь у больших мастеров, постигайте суть их искусства, но не заимствуйте их внешнюю манеру».

Именно этим принципом руководствовалась уникальный мастер лоскутного шитья Лариса Ивченкова. Её картины неизменно восхищают, вызывают неподдельный интерес и преклонение перед качеством и скрупулезностью исполнения.

Лариса Григорьевна родилась 19 декабря 1938 года в городе Радомысль Житомирской области. Закончив в 1951 году среднюю школу, поступила в Винницкое училище прикладного искусства на факультет художественного ткачества. В 1965 году пришла работать на Ярцевский хлопчатобумажный комбинат художником текстильного рисунка. К работе всегда относилась творчески, постоянно искала новые варианты рисунков на ткани.

Большую часть своей жизни Лариса Ивченкова проработала художником по тканям, и, наверное, поэтому она так чувствовала ткань, любила ее, доверяла ей. Как-то раз у Ларисы Григорьевны выдалась свободная минутка на работе. На глаза попался кусочек мешковины. От нечего делать она вырезала из другого лоскутка маленькую хатку и приклеила на мешковину. Из еще одного кусочка получился тополь, притулившийся сбоку. Вышла очень симпатичная картинка, и Лариса Григорьевна решила сделать на досуге что-нибудь посерьезнее. Так началось ее увлечение лоскутным шитьем. После выхода на пенсию Лариса Григорьевна стала отдавать своему увлечению все свободное время. На одну картину обычно уходило 2-3 недели, а порой и месяц. Сюжеты для своих картин она придумывала сама, представляла мысленно, и то, что получалось в итоге, не всегда соответствовало первоначальному замыслу.

Иногда мастерица делала наброски для будущих работ, а бывало, обходилась и без них. Натягивала ткань на подрамник, вырезала из лоскутков детали и наклеивала их на основу. Нужно иметь тонкое художественное чутье и богатое воображение, чтобы в обыкновенном куске пестрой ткани увидеть талый мартовский снег или стволы березок. В материале недостатка не было – в дело шли отходы производства хлопчатобумажного комбината, где Лариса Григорьевна проработала всю жизнь, а также остатки шерсти, нитки, шпон.

Большинство картин Ивченковой – пейзажи: среднерусская природа, старинные церкви. Лариса Григорьевна всегда скучала по родной Украине. Ностальгия по малой родине находила свой выход в картинах: украинские хатки, деревья, цветы, церквушка и колодезный журавль оживают в работах художницы.

Первая персональная выставка мастерицы прошла в Смоленске. До этого она выставлялась в Ярцевском историко-краеведческом музее и совместно с другими художниками в областном центре. Экспозицию оформляли без участия художницы, она приехала только в день открытия. Три зала ее работ, множество людей — Лариса Григорьевна волновалась жутко. И вдруг триумф, всеобщий восторг, признание публики, слова искреннего восхищения и благодарности. Это ощущение счастья она помнила всю жизнь. Затем были еще четыре выставки. Примерно в то же время в Ярцево приезжала делегация из немецкого города-побратима. Ларису Григорьевну пригласили на встречу с ними в редакцию газеты. Немецким гостям очень понравились ее картины, и они даже купили три из них. Это не единственный случай, когда работы Ларисы Григорьевны приобрели в качестве подарка зарубежным друзьям и родственникам. Лоскутные картины ярцевчанки украшают частные коллекции в Германии, Швейцарии, США.

Летом 2018 года Ларисы Григорьевны Ивченковой не стало. Но остались ее работы, отличающиеся тонким вкусом, своеобразием, теплотой, душевностью.

Светлана Петрусёва,

специалист Ярцевского историко-краеведческого музея