Большинство водителей склонны считать, что наиболее опасным периодом для вождения является зима. Но, согласно данным Госавтоинспекции и утверждению сотрудников дежурных экипажей, ежегодно фиксируется около 180 дней, когда езда за рулем наиболее чревата для всех участников дорожного движения. Этот период начинается с мая и заканчивается поздней осенью. Лихачи, пьяные водители, невнимательные пешеходы активизируются именно в этот период.
Аварийность на российских дорогах и число погибших в ДТП с начала 2023 года увеличились почти на 3%. Негативная тенденция наблюдается в 45 регионах России, причем в некоторых аварийность выросла сразу в 1,5–2 раза. За первые три месяца произошло 24 тысячи 200 аварий, в которых погибло 2 тысячи 660 человек (+2,8% к аналогичному показателю прошлого года), 31 тысяча 100 человек было ранено.
О том, что изменилось на дорогах Ярцевского района с таянием снегов и установлением первого весеннего тепла, нам рассказал временно исполняющий обязанности командира подразделения Госавтоинспекции МО МВД России «Ярцевский» старший лейтенант полиции Евгений Маркович.
— Евгений Андреевич, для сотрудников Госавтоинспекции приход весны многое изменил на дорогах нашего района?
— Традиционно весной интенсивность движения увеличивается в разы. И должен отметить, что так же традиционно в весенний период дорожные покрытия Ярцевского района тают вместе с последним снегом. На многих участках выбоины и ямы становятся настоящими препятствиями для езды. Тем не менее, обращаю внимание всех водителей автотранспортных средств: несмотря ни на какие обстоятельства, соблюдение правил дорожного движения обязательно. Если установлены соответствующие знаки и нанесены сплошные линии дорожной разметки, их нельзя игнорировать и нарушать. При выезде на полосу встречного движения вследствие объезда ямы, но в месте, где это запрещено правилами, водитель будет однозначно оштрафован. В иных случаях нарушители будут привлекаться к административной ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона». В лучшем случае они получат административный штраф в размере пяти тысяч рублей, в худшем – будут лишены права управления транспортным средством на шесть месяцев.
— Количество каких нарушений ПДД весной увеличивается?
— С наступлением первых теплых дней все более распространенными становятся несоблюдение скоростного режима, пьяная езда, наезды на пешеходов. Так, 28 февраля на улице Машиностроительная в районе строения №7 водитель транспортного средства совершил наезд на пешехода, который передвигался по краю проезжей части. Тротуар в этом месте отсутствует. Согласно ПДД пешеход двигался по правилам. Водитель ехал позади в попутном направлении и, не заметив человека, совершил наезд. С телесными повреждениями пешеход был доставлен в Красный крест города Смоленска. Он выжил, но получил серьезные травмы. В этом случае виновником происшествия стал водитель.
— Как пересекать проезжую часть там, где пешеходных переходов явно недостаточно, на улице 50 лет Октября, к примеру?
— Распространенным нарушением является пересечение проезжих частей в неустановленных местах. Согласно правилам, если в зоне видимости пешехода отсутствует пешеходный переход, то пешеход имеет право перейти дорогу по линии тротуара.
В частности, на улице 50 лет Октября перейти асфальтную дорогу можно в местах ее пересечения с грунтовыми дорогами частного сектора. Но даже при соблюдении всех правил внимательным следует быть всегда.
В этом году был зафиксирован случай, когда пешеход пересекал дорогу по линии тротуара, но водитель, приблизившись к нему слева, не успел среагировать и остановить транспорт. 78-летний мужчина получил телесные повреждения и до сих пор находится в медицинском учреждении.
На улице 50 лет Октября женщина пыталась перейти дорогу, но не убедилась в безопасности движения и попала под колеса УАЗа. Она была доставлена в больницу, где ей назначили стационарное лечение. В этом случае виновником происшествия был признан пешеход. Ярцевчанка была привлечена к административной ответственности.
— Законодательство в области соблюдения правил дорожного движения периодически меняется. По каким статьям в последнее время значительно ужесточилась ответственность и увеличились штрафы?
— Штрафы увеличились сразу по нескольким статьям. Во-первых это превышение скорости. В настоящее время установлен порог возможного превышения скоростного режима, при котором можно избежать штрафа. Он составляет не более 20 км/ч. При превышении этого порога водителям грозит штраф в размере от одной до четырех тысяч рублей.
Выезд на полосу встречного движения теперь обойдется нарушителям в восемь тысяч рублей. Раньше было пять, но с возможностью лишения прав.
С 25 июля прошлого года в России вступили в силу изменения в КоАП, которые подразумевают серьезное ужесточение наказания за езду без водительского удостоверения, а также введение такой нормы, как конфискация автомобиля. Если лишенный прав водитель сядет за руль, то он может быть оштрафован на 50–100 тысяч рублей или направлен на обязательные работы сроком от 150 до 200 часов. Ранее максимальный штраф за такое нарушение составлял 30 тысяч рублей.
Планируется повысить штраф и за отсутствие полиса ОСАГО. Если водитель вообще не оформлял ОСАГО или ездит с просроченным полисом, на него налагается административный штраф 800 рублей. Если полис есть, но водитель не предъявил его инспектору, штраф составит 500 рублей.
Сегодня в средствах массовой информации все чаще мелькают новости о том, что штраф за отсутствие ОСАГО предлагают увеличить до пяти тысяч рублей. Пока официальных заявлений по этому поводу нет. Но в любом случае водителям стоит оформлять полис вовремя и всегда держать его в машине.
С одной тысячи до пяти увеличился штраф и при переезде железнодорожных путей на запрещающий сигнал светофора или при закрывающемся шлагбауме. Это связано с тем, что в последнее время фиксируется все больше случаев, когда водители пренебрегают сигналами светофора на переездах, совершают выезд и застревают на железнодорожных путях. Приходится останавливать поезда и железнодорожные составы.
— На территории Ярцевского района такие случаи фиксировались?
— Неоднократно. Одно из происшествий было зарегистрировано в районе пристанционного поселка. Женщина возвращалась с работы домой за рулем собственного автомобиля. Она находилась в нетрезвом состоянии. На улице 1-я Деповская ее машина въехала на железнодорожный переезд и соскользнула с платформы на пути. Транспортное средство застряло. Достать машину можно было только с помощью подъемного крана. В результате движение поездов пришлось перекрыть. Все поезда, которые двигались по этой ветке, были остановлены. Время их прибытия в конечные пункты значительно сместилось.
В прошлом году на этом же переезде застряла многотонная фура. Она въехала на переезд со стороны улицы Советской. Пришлось останавливать поезд. К счастью, автофургон удалось быстро убрать с путей, поэтому остановлен был только один железнодорожный состав.
Показательным стал случай, который произошел хоть и не в Ярцевском районе, но в ситуации, актуальной для каждого водителя. При приближении к кардымовскому переезду водитель легковушки перепутал красный мигающий свет светофора, приняв его за разрешающий сигнал. Он не обратил внимания и на звуковую сигнализацию. Выехал на переезд и застрял. Машина была смята приближающимся поездом. К счастью, все пассажиры успели покинуть автомобиль. Обошлось без пострадавших.
— Евгений Андреевич, ситуации бывают разные. Какие действия должен предпринять водитель в случае, если он застрял на железнодорожных путях?
— Водитель должен немедленно сообщить об этом дежурному, который находится в железнодорожном пункте, в так называемой путевой будке. Дежурный включает заградительные механизмы, которые предупреждают приближающиеся поезда об опасности. Это позволяет машинисту состава вовремя сбросить скорость.
На нерегулируемых железнодорожных переездах установлены светофоры. Еще раз обращаю внимание: если светофор не мигает – движение разрешено, если мигает красным светом в сопровождении звуковой сигнализации – продолжать движение строго запрещено.
Если автомобиль застрял на путях и одновременно сработал светофор и сигнализация, и водитель не может убрать транспортное средство с рельсов, необходимо отправить в обе стороны людей, которые смогли бы любыми понятными сигналами предупредить машинистов приближающихся поездов о том, что впереди находится преграда. Если послать с преду- преждением некого, следует покинуть транспорт.
— В течение нескольких последних лет количество пьяных водителей во многих российских регионах увеличилось. Для Ярцевского района это актуальная тема?
— К сожалению, да. Ярцевских водителей по-прежнему не пугают ни большие суммы штрафов, ни лишение прав и уголовная ответственность, которые предусмотрены за повторные отказы от медицинского освидетельствования или управление в состоянии опьянения. К тому же большинство пьяных, пойманных за рулем, утверждают, что они не собирались ездить в таком состоянии по городским дорогам или на большие расстояния. Им нужно было проехать буквально 500 метров.
Хочу отметить, что у этой категории нет конкретного возраста. Сотрудники Госавтоинспекции останавливают немало как молодых, так и пожилых пьяных водителей, имеющих большой водительский стаж. В трезвом состоянии все они осознают ответственность и последствия пьяного вождения. Но как только эти люди принимают спиртное, никакие ограничения на них уже не действуют.
В настоящий момент законодательство в этой области значительно ужесточилось: введены в действие поправки, позволяющие конфисковать транспортные средства пьяных водителей в доход государства. В Ярцевском районе пока таких случаев не было. Но все когда-то случается впервые.
— Вы считаете такие радикальные меры оправданными?
— Если они будут способны помочь сохранить чью-то жизнь, то любое ужесточение правил и увеличение штрафов можно считать правильными.
Надежда Данюшина