Мастера кузнечного дела

Искусство не имеет границ – многообразие форм, пестрота оттенков, способы изображения прекрасного. Живопись, музыка, литература – привычные способы отражения красоты мира. Но есть то, что разрывает струны души не менее сильно – металлообработка, а по-старому – кузнечное ремесло. Представителей этой ветви становится все меньше. Но наш маленький город, богатый на таланты, не обделен кузнецами. Дмитрий Анатольевич Евсеев, приручивший металл около пятнадцати лет назад, рассказал о внутренней кухне творчества, приоткрыл дверь в прошлое и поделился планами на будущее.

— Дмитрий Анатольевич, давайте обратимся к истокам Вашей нынешней профессиональной деятельности. Что подтолкнуло к занятию кузнечным ремеслом?

— Это все постепенно происходило. Во-первых, финансовая сторона дела – необходимо было кормить семью. Второе – мне нравилось заниматься этим. В-третьих, несмотря на то, что был я и музыкантом, и художником – с металлом всегда имел дело, в плане хобби.

— Железо – грубый материал для творчества, Вам так не кажется?

— Это общее мнение, и оно ошибочное. В нагретом состоянии металл очень пластичен, а застывая, принимает брутальную форму, происхождение которой не может объяснить несведущий человек. Прежде всего, здесь необходимо усердие.

— Есть ли у Вас помощники, своеобразные эльфы, которые тоже причастны к искусству металлообработки?

— Всего в нашем коллективе десять человек. Первый, кто помог, – мой сын, которому я дал молоток в руки с четырех лет. Сейчас я к металлу руки не прикладываю: знаю, как это сделать, объясняю все другим, довожу до ума. Задача коллектива – обработать металл. При этом у коллег загораются глаза, когда необходимо произвести что-то эксклюзивное.

Есть, правда, конструкции, которые просто кормят нас и не дают огня в работе. Зато при уникальной разработке, наоборот, возникает осознание, что вещь тебя увековечит.

— Одно из направлений Вашей деятельности — создание истории в металле, ведь Вы с командой принимаете активное участие в благоустройстве города. Интересно, идеи для проектов сами придумываете или получаете в виде готового заказа?

— Работаю совместно с архитектором Борисом Латышевым. Он создает эскиз, а я его уже воплощаю. Совместно создавали стелу ярцевским подвижникам спорта, что в парке, — сложный с точки зрения кузнечного дела проект. С конструкцией возле ЗАГСа получилась особая история. Надежда Викторовна Данюшина, руководитель МУП «Гименей», проявила инициативу о благоустройстве прилегающей к ЗАГСу территории. Я ее идею полностью поддержал: поэкспериментировал, предложил подсветку элементов экспозиции изнутри. В итоге, считаю, работа вышла достойной. По крайней мере, аналогов я еще нигде не видел.

— Представьте, что конструкция уже готова – проводится ли работа над ошибками или же в финале нет смысла в исправлениях?

— Пока изделие не устроит меня полностью, оно не выйдет из цеха. На конечной стадии я ищу ошибки, а не зацикливаюсь на успехе. На недостатках учимся. Надо знать то, чего нельзя делать, а все остальное – можно.

— Бывало ли такое, что изделия получались, откровенно, неудачными?

— Да, бывало и такое. Не могу, правда, вспомнить, какие именно, но были.

— В таком случае, после провала начинаете ли заниматься самокопанием?

— Я очень эмоциональный человек. Могу кричать так, что за полкилометра слышны мои объяснения. Борис Латышев, кстати, говорит, что меня нужно вовремя тормозить, чтоб не уходил далеко в своих творческих поисках. Правда, в искусстве эмоциональный перебор недопустим, иначе многое не получится.

— Давайте заглянем в будущее: работаете ли Вы сейчас над каким-либо проектом для облагораживания города?

— Взгляните, вот эскиз будущей остановки возле Администрации. Здесь отображен наш город – узнаваемые здания в 3D. Ключевой элемент – Хлудовская башня с часами, которые будут издавать звон в 8 утра и 5 вечера. В окошки с подсветкой мы планируем вставить фотографии, знаменующие эпохи развития Ярцева.

— На мой взгляд, этот проект весьма символичен: эдакая историческая точка отправления для горожанина – из прошлого под звон часов и в светлое будущее…

— Да. Верно.

Казалось бы, кузнечное дело – пережиток прошлого. Кого зацепит холодная металлическая скульптура, кому она будет подвластна? Вот только ответ довольно прост – грубое железо, хранящее в себе энергетику сотен градусов раскаленной печи, раскроет все свои грани в сильных руках металлообработчиков, словно тигр, подчиняющийся воле дрессировщика. И когда вы пройдете мимо новой остановки, тогда увидите в ней свой смысл – уникальный и таинственный, заложенный мастерами-кузнецами города Ярцево.

Ксения Кузьмина