«ПУТЬ: Пишу! Умею! Торжествую!»

В мае  2023 года были подведены итоги районного профессионального конкурса «Образовательные инициативы и перспективы инновационного развития образовательной системы Ярцевского района». На конкурс было представлено 12 инновационных, управленческих и педагогических проектов. Победителями конкурса в номинации «Инноватика в повышении качества образования и воспитания» стали учителя начальных классов школы-гимназии Алла Лапикова и Елена Ефременкова, представившие проект «Коррекцияпочерка младшего школьника как средство повышения грамотности «Путь!» (Пишу! Умею! Торжествую!)».

Мы встретились с авторами проекта, чтобы узнать, в чем состоит суть их работы и на какой стадии сегодня находится реализация проекта.

С учителем начальных классов и учителем-логопедом Еленой Ефременковой читатели «Вестей Привопья» хорошо знакомы: в 2021 году она победила в районном конкурсе «Учитель года», а годом позже представляла Ярцевский район на областном профессиональном конкурсе учителей и стала его лауреатом. Позже Елена Вячеславовна рассказывала нам о работе обновленного и переоборудованного в ходе капитального ремонта гимназии логопедического кабинета.

Алла Лапикова работает в школе-гимназии учителем начальных классов гимназии более 25 лет. Алла Вячеславовна является победителем районного конкурса «Учитель года» 2020 года, а также учителем-наставником и методистом объединения учителей начальных классов школы-гимназии.

Проект «Путь!» — совместный труд этих талантливых педагогов и, прежде всего, я прошу объяснить его название.

Алла Лапикова: Во-первых, каждый ребенок, приходя в школу, уже становится на путь образования. Как ученик, он проходит путь становления, путь развития. Вся жизнь в школе – это путь. Но нас в данном случае интересует конкретная проблема – формирование правильного почерка у учащихся. И это тоже некий путь, который может быть тернистым, извилистым: что-то получается, что-то нет, особенно вначале. Но название проекта – это еще и аббревиатура, и мы хотели, чтобы она звучала жизнеутверждающе и настраивала на положительный итог: «Пишу! Умею! Торжествую!».

Проблему коррекции почерка младшего школьника можно считать узкой, но в то же время она сейчас очень актуальна. Такое массовое явление, как плохой, неразборчивый почерк, вызывает тревогу не только у учителей, но и у родителей, и у самих детей. Мало того, в настоящее время умение красиво писать становится популярным даже среди взрослого населения. 

«Вести Привопья» (ВП): А зачем современному человеку красиво писать, если сегодня мы в основном набираем текст на клавиатуре компьютера или в мессенджере телефона? От руки сегодня вообще мало кто пишет.

Алла Лапикова: Физиологи говорят: рука есть вышедший наружу мозг. Когда мы развиваем руку человека, то развиваем его мозг. Это подтверждается множеством примеров. Скажем, реабилитация больного, перенесшего инсульт, обязательно включает в себя письмо от руки. А в Японии, например, вы не получите хорошую работу, пока не сдадите экзамен по каллиграфии, потому что умение писать четко, разборчиво, красиво считается показателем того, что человек способен мыслить творчески и креативно, принимать нестандартные решения. 

Но если каллиграфия – это искусство красивого письма, то мы больше говорим о чистописании. По большому счету, ты можешь писать, как хочешь, хоть ногой карябать. Но есть ситуации, в которых необходимо писать если не красиво, то хотя бы разборчиво и четко. Для учеников это, например, ОГЭ и ЕГЭ, и не только по русскому языку. Эксперты, проверяющие несколько сотен экзаменационных работ, вовсе не обязаны расшифровывать, что именно написал  каждый конкретный ученик. Они прочитают, как увидят, и оценят работу соответственно. Или такой пример: сейчас снова входят в моду бумажные открытки, подписанные вручную – как элемент личного отношения к человеку. И хороший почерк здесь – проявление уважения к адресату, да и общей культуры человека. 

ВП: Чистописание как обязательный учебный предмет было упразднено в 1968 году вместе с чернильницами-«непроливайками» и перьевыми ручками. А сейчас в начальной школе настолько насыщенная программа и высокий темп обучения, что о красоте почерка, по-моему, и речь не идет.

Алла Лапикова: Почерки школьников стали портиться с появлением шариковой ручки. Понятно, что письмо пером несло некие неудобства, связанные с использованием чернил, с необходимостью определенного наклона и нажима на перо, а шариковая ручка упростила и ускорила процесс письма. Но одновременно уменьшила и внимание к почерку ребенка. Как давно работающий учитель, я помню те времена, когда за качество почерка еще снижалась оценка по русскому языку. Потом это было отменено —  в пользу ребенка. Сейчас в начальных классах сохранились так называемые минутки чистописания, но, конечно, этого недостаточно. 

ВП: Эти проблемы и стали причинами работы над проектом? 

Елена Ефременкова: Надо понимать, что плохой почерк плох не сам по себе. Как правило, он отражает определенные проблемы в развитии ребенка. Для меня, как для логопеда, очевидно, что постановка звуков,  произношение и письмо всегда связаны между собой, и все это имеет непосредственное отношение к грамотности.

ВП: Расскажите, пожалуйста, какая работа ведется при реализации проекта.

Алла Лапикова: Мы начали работу над проектом в прошлом учебном году. Первым шагом стала диагностика обучающихся начальных классов, которая на практике позволяет учителю легко выявить детей, нуждающихся в специальной помощи по формированию почерка. После того как диагностика выявляет конкретную группу таких учеников, работа направляется именно на нее. Причем внутри этой группы можно выделить еще подгруппы в зависимости от конкретных причин плохого почерка. 

ВП: Какие аспекты оцениваются в ходе диагностики?

Елена Ефременкова: Их довольно много. Самое очевидное — это аккуратность тетради. Тетрадь ученика, у которого наверняка будут проблемы с чистописанием, сразу видна в общей стопке – ее можно даже не открывать. У нее обязательно загнуты углы, а причина этого – неправильная посадка ребенка за партой, неправильное положение руки. Диагностика составлена таким образом, что учитывает такие тонкости, как положение тетради на парте, посадку и осанку ребенка, положение рук, наклон головы.

Неправильный почерк – это не просто некрасивый, но неразборчивый почерк, и он напрямую связан с такой логопедической проблемой, как дисграфия. Поэтому мы оцениваем наклон букв, их высоту, расположение слов на строчке: бывает так, что, начав писать на строчке, ученик «падает» с нее. Тревожными признаками являются перестановка слогов, письмо без пробелов, без членения на слова, «зеркальное» письмо, когда буквы и даже целые слова пишутся как бы в зеркальном отражении.

Алла Лапикова: Именно поэтому мы поняли, что в этой работе обязательно должен быть тандем учителя и логопеда. По одному нам не удастся достигнуть результата. Более того, работа по коррекции должна быть обязательно комплексной. В ней участвуют не только учитель начальных классов и логопед, но и другие специалисты, работающие в школе: учителя музыки, физкультуры, ИЗО, технологии; используется и внеурочная деятельность. Все мы выстраиваем общую линию работы, и получается большой комплекс упражнений, направленных на помощь ребенку.

ВП: Давайте подробнее остановимся на работе специалистов. Какова роль, например, учителей физкультуры или музыки?

Елена Ефременкова: Для коррекции проблемы очень важно, чтобы заработали пальчики ребенка, развился его глазомер. А для этого недостаточно пальчиковой гимнастики, которой дети занимаются на логопедических занятиях. На уроках физкультуры они выполняют комплекс упражнений на формирование правильной осанки, развитие как мелкой, так и крупной моторики.

Алла Лапикова: В каждом классе есть ученик, который, например, периодически садится мимо стула или падает с него на пол. Над ним посмеиваются одноклассники, его называют неуклюжим. А на самом деле у такого ребенка могут быть серьезные проблемы с крупной моторикой. И это ярко отражается в его почерке. И тут нам помогут уроки физкультуры, а также подвижные спортивные игры во внеурочное время. 

Елена Ефременкова: Также учитель физкультуры учит ребенка правильно ориентироваться в пространстве — это напрямую связано с тем, как ученик располагает текст на листе бумаги: не выходит ли он за пределы строчки или листа. А учитель музыки помогает отработать ритмичность письма. Есть специальные упражнения, когда элементы букв прописываются под песенку с определенным ритмом или под чистоговорку. 

ВП: Каково отношение родителей к данной проблеме?

Елена Ефременкова: Те родители, которые сталкиваются с этой проблемой, понимают ее серьезность и часто сами обращаются за помощью, пока – в индивидуальном порядке. Противостояния с родителями по этому поводу не возникает.

ВП: Проект будет реализовываться только в начальной школе или продолжится и в среднем звене?

Алла Лапикова: Поскольку пока реализация проекта находится только на первом этапе, сейчас он распространяется только на начальную школу. Идет отбор материала и апробация методики конкретно в моем втором классе. Но фактически нет предела совершенству; в перспективе можно перейти к новому уровню, например, к каллиграфии. 

ВП: Вы планируете как-то масштабировать свой опыт, хотя бы поделиться им с учителями других школ города? 

Алла Лапикова: Хочу подчеркнуть, что мы не претендуем здесь на роль первооткрывателей. Проблема, над которой мы работаем, очень распространенная, и она волнует многих учителей и специалистов в области детской физиологии и психологии. Мы пытаемся возродить некоторые приемы обучения, которые были выработаны еще советской, да и вообще русской классической школой. Сегодня, например, появляются новые — а по сути старые – прописи, разработанные по советским методикам. Психологи и физиологи создают специальные тетради, в которых уделяется внимание, например, ритмической графике. Мы попытались разработать такую программу, которая была бы в условиях конкретно нашей школы эффективна, наиболее доступна и в то же время наименее затратна с точки зрения времени и ресурсов.

Елена Ефременкова: В настоящее время мы готовим буклет, включающий  специальные прописи для младших школьников и комплекс специальных упражнений, но нам нужно еще несколько лет, чтобы довести проект до конца и проанализировать его результаты. Пока мы работаем только второй год – с учениками второго класса. Эффективность проекта будет понятна к концу четвертого класса. 

ВП: В таком случае, может быть, вы дадите какие-то конкретные  рекомендации родителям, столкнувшимся с проблемой плохого почерка у детей и желающим им помочь?

Алла Лапикова: Универсальные советы здесь трудно давать: нужно знать причины плохого письма, а они могут быть самыми разными. Прежде всего, не нужно заставлять детей выписывать буквы или какие-то их элементы по три часа подряд. Толку от этого нет. Плохой почерк маленького ученика абсолютно не означает, что он не старается или ленится. Первое, что можно сделать без опасности навредить, — это развивать мелкую моторику ребенка. И начинать заниматься этим нужно задолго до школы. В этом поможет работа с мелкими предметами, например, с бусинками или с пластилином, причем не мягким, а традиционным. Ребенок должен уметь размять его, отделить кусочек, скатать шарик или колбаску и при этом приложить некоторые усилия. Также полезны вышивание, вязание, раскрашивание и вырезание мелких элементов. 

Елена Ефременкова: К сожалению, сейчас многие дети не умеют пользоваться ножницами:  очень популярными стали наборы для поделок, в которых предлагаются уже готовые детали. Самое сложное, что должен сделать ребенок, это выдавить деталь из общего поля. С точки зрения развития мелкой моторики пользы в этом никакой. Ребенок должен учиться не только вырезать фигурку по контуру, но и правильно держать ножницы, прилагая усилия, чтобы сжимать их. Я вспоминаю свою бабушку, которая в детстве заставляла нас перебирать гречку, прежде чем ее сварить. Тогда это раздражало, а сейчас я понимаю всю ценность этой работы. Понятно, что бабушка не ставила перед собой цели развивать мелкую моторику своих внуков, но это обеспечивала простая, но кропотливая домашняя работа. 

И еще один важный момент: когда при подготовке к школе дети учатся писать, им очень рано дают в руки ручку. Детская рука еще не готова к тому, чтобы регулировать силу нажима для получения правильной, красивой линии. Кисть ребенка еще не окрепла в нужной мере – ее нужно готовить. Поэтому максимальную пользу приносит работа с карандашами – письмо и раскрашивание.

Беседовала Татьяна Филимонова