Традиционные ценности – это будущее Русского мира

«Семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности. Сбережение и приумножение народа России – наша задача на предстоящее десятилетие и, скажу больше, – на поколения вперед.

Это будущее Русского мира, тысячелетней, вечной России».

Президент России Владимир Путин

2024 год объявлен в России Годом семьи. В связи с этим приоритетными направлениями государственной политики становятся поддержка материнства и детства, института семьи в целом. По утверждениям специалистов численность россиян должна быть минимум в три раза больше. 

О том, какое значение имеют сегодня традиционные ценности для каждого человека и России в целом, что изменилось в нашем сознании в последнее время и какой выбор предстоит сделать каждому в будущем, мы поговорили со священником, благочинным Ярцевского благочиннического округа, протоиереем Василием Мовчанюком в преддверии наступающего 2024 года.

Православный взгляд

— Отец Василий, Вы взаимодействуете с разными категориями ярцевчан. Насколько сегодня, в современных условиях актуально понятие «традиционных ценностей»? 

— Часто, когда я выступаю перед аудиториями, меня спрашивают: «Что такое грех?». И я все больше убеждаюсь: в настоящее время мы убрали из жизни это понятие. Согласитесь, сегодня в обществе уже нельзя услышать: «Так нельзя. Это грешно». А почему? Ведь раньше наши предки всегда ориентировались на то, что дозволено и не дозволено по книгам Священных писаний. Более того, люди не просто убрали понятие «греха», вместе с этим они освободили себя от всяких ограничений. 

Приведу пример. Наш храмовый комплекс расположен в оживленном городском микрорайоне. Этой осенью неподалеку от храма проводились ремонтные работы по прокладке подземных коммуникаций. Привезли трубы. Рабочие их разгружали. Я понимаю: они выполняли свою работу, но трубы сгрузили прямо на цветущие клумбы и посадки, сопровождая весь процесс громкой нецензурной бранью. Одна из проходивших мимо женщин возмутилась, сделала замечание. Она сказала: «Если уж вас не сдерживают дети, которые идут в детский сад и школу, то хотя бы рядом с храмом не ругайтесь». На что один из рабочих, не раздумывая, ответил: «А мы вообще нехристи». 

Я вот думаю, разве можно было представить себе такую картину всего несколько десятилетий назад?

В Библии есть слова: «Начало премудрости – страх Господень». Это не о каких-то страшилках. Переводя на современный язык, это означает: человек должен вести себя определенным образом, стараться держать себя в рамках, боясь обидеть Творца. Сегодня, пренебрегая любыми ограничениями, многие выдвигают на первый план себя. Становится нормой в угоду личным интересам пренебрегать окружающими. В этом отношении разница между нашими предками и современниками колоссальная. И в первую очередь при таком подходе страдают русские традиционные ценности. 

— Как Вы считаете, что является истинной причиной внутренней распущенности?

— В жизни человек сталкивается с разными ситуациями. Часто приходится проходить через такие испытания, о которых даже предположить ранее мы не могли. Представьте себе спортсмена. Он подходит к горе высотой, к примеру, 500 метров, смотрит на нее и оценивает: «Ерунда! Мне даже Эльбрус покорился!». Но когда он начинает восхождение, то понимает, что переоценил свои силы: и склоны здесь другие, и крепежи не те. Складывается ситуация, когда привычное «Я надеюсь только на себя» не срабатывает. И тогда человек впадает в панику и совершает такие поступки, о которых впоследствии жалеет. Ведь часто так бывает:  мы оглядываемся назад и думаем: «Я ли это сделал?». Нам бывает стыдно за свои действия. Это происходит потому, что человек принял неверное решение идти по жизни, испытывая судьбу. Убеждение, что мы всемогущи – ошибочно. 

Церковь призывает людей иметь вокруг себя разумные пределы, соблюдать границы дозволенного и недозволенного не для того, чтобы поработить свободу человека, его волеизъявление, предопределить выбор, а для того, чтобы предостеречь от непосильных испытаний, которые человек сам себе устраивает. 

— В полной мере это можно отнести и к семейным ценностям?

— Конечно. На тему семьи, любви и верности с верующими людьми говорить намного проще. Верующий человек понимает: он исполняет заповеди Божьи не за страх, а за совесть. Он делает это не для того, чтобы получить награду. Православные люди придерживаются традиционных ценностей, в том числе и семейных, потому, что так устроен мир: все в нем происходит по воле Творца.

Мы же не бунтуем, потому что наступает утро или вечер? И, хотя, может быть, кому-то хотелось бы вечного утра, мы понимаем: все устроено вне зависимости от нашего желания. Так же и в семье. Если у кого-то не хватает сил исполнять заповеди Божьи, то должно быть хотя бы понимание, почему нельзя восставать против них.  

Если говорить о семейных ценностях, понятие о которых во многих странах сегодня извращается, то Православная Церковь благословляет отношения только между людьми противоположного пола, которые не являются родственниками. От всех остальных отношений Церковь людей удерживает. И это тоже нужно рассматривать не как ограничение свободы, а как невозможность нарушать границы, установленные не нами.

— Часто можно слышать мнение, что регистрировать брак необязательно, штамп в паспорте не играет роли, главное, чтобы чувства были. Хочется услышать мнение священника по этому поводу.

— Как священник я скажу: такая позиция в корне неверна. Отношения должны быть зарегистрированы в первую очередь не для себя, а для общества и потомков, которые придут вслед за нами. 

Раньше был церковный брак – венчание, и гражданский — предполагавший регистрацию в ЗАГСе. Со временем понятие о гражданском браке претерпело сильные изменения. Теперь гражданский брак вообще не предполагает росписи. Люди живут, с кем хочется и как хочется. Они считают себя мужем и женой, но чем это подтверждается, подписями на заборе? Можно придумывать красивые слова и оправдания нежеланию находиться в определенных рамках и следовать общественным нормам, но на самом деле это является извращением традиций, установленных веками. 

Если  заглянуть в историю, в Византии браки заключались властью императора с благословения Церкви. То есть, только высшая власть имела право заключить брак, определив его пользу для общества. Сегодня нам все больше пропагандируют свободные отношения. Хочется спросить: а они свободны от чего? 

— С каждым годом в России увеличивается количество разводов. На Ваш взгляд, причина та же?

— Я застал времена, когда развод был трагедией не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Все знакомые, друзья, коллеги по работе переживали за разводившуюся пару. Причем, как правило, мужчина забирал свои вещи и уходил. Имущество, при этом, оставалось женщине. Сегодня мы наблюдаем другую картину: расстающиеся супруги ругаются, дерутся, делят вилки и ложки, даже шторы пополам режут. Это нормально? Нет. 

Мы отменили внутренние границы, которые должны нас сдерживать. Мы не чувствуем тех пределов, за которыми остаемся людьми. Если человек полагается только на себя, ни с кем не советуется, и авторитетов у него нет – это приводит к печальным последствиям. Дальше его ждут только уныние и забвение. 

В прошлом году мы отмечали 25-летие ярцевского Скорбященского храма. В связи с этим пересматривали кинохронику и вспоминали людей, стоявших у истоков его строительства. Многие из них тогда находились в преклонном возрасте. Если сравнивать их с сегодняшними 80-летними пенсионерами, можно заметить существенную разницу: нашим предкам было все интересно, им всего хотелось, у них горели глаза и было желание делать что-то для людей. Сегодняшние пенсионеры в большинстве зациклены на себе. Они пытаются себя утешить тем, что могут молодо выглядеть, модно одеваться, путешествовать, ни в чем себе не отказывать. Но это не меняет сути: они одиноки даже при том, что у них есть дети, внуки и правнуки.

Еще одним важным понятием, которое мы убрали из своей жизни, является «терпение». Если раньше между супругами возникали конфликты, окружающие говорили: потерпи, все образуется. Сегодня мы слышим другое. При первых же размолвках супругам говорят: «И сколько ты будешь терпеть? Бросай его, найдешь себе лучше». Возникает вопрос: действительно ли такие советчики искренне желают добра?

Как узнать, действительно ли человек тебе друг или нет? Очень просто. Попроси у него помощи. Съездить за компанию на рыбалку согласятся все, а вот крышу помочь в доме возвести или две доски на выходных приколотить – единицы. Так вот мне бы хотелось, чтобы молодые люди перед тем, как принимать ответственные в их жизни решения, слушали тех, кто искренне за них переживает.

По утверждениям специалистов, изучающих вопросы семьи и брака, ребенок, воспитывавшийся в полной семье, стремится, чтобы и его дети росли в полной семье. Если между родителями был развод, также хаотично ребенок будет выстраивать отношения во взрослом возрасте. Но большинству молодых пар не важно, как нужно. Им важно, как хочется.

— Это видно даже на примере такого значимого события, как свадьба.

— Да. Для многих европейских семей свадьба считается грандиозным событием. В первую очередь молодые люди понимают: у них есть долг перед теми, кто их вырастил. Устраивая свадьбу, они хотят разделить с близкими радость своего жизненного выбора, подчеркивая тем самым приоритеты и жизненные ценности.  

В России же молодые пары все чаще предпочитают сходиться тихо, без лишней шумихи, суматохи, гостей и совместных застолий. Зачастую от молодоженов можно услышать: лучше мы сэкономим деньги и потратим их на свадебное путешествие. Платья и костюма не надо, праздника и застолья тоже. Но ведь это яркий пример эгоизма. Принимая такое решение, они подчеркивают, что не готовы тратиться на родных и близких, планируя все расходы только на себя. С большой легкостью люди отказываются от всего, что дорого тем, кто их вырастил и отдал часть жизни и с такой же легкостью впоследствии они, вероятней всего, откажутся и от своих отношений, даже если в их семье появятся дети. 

На мой взгляд, все отношения, построенные не на традиционных подходах, а с позиции «я так хочу», похожи на помещение с полуоткрытой дверью: никаких обязательств, ограничений, ответственности. Проходной двор. 

Когда мы выстраиваем отношения с родственниками — это накладывает  отпечаток, мы несем обязательства. Так вот свадьба – это не просто банкет, а возможность выразить свою благодарность, оценить, как собравшиеся прожили жизнь. Именно на свадьбе важно задать себе вопросы: «А я так смогу?»,«Какой будет моя жизнь в браке?», «К чему мне стремиться?»

Но сегодня этого нет. Люди стараются избегать всего, что может заставить их рассуждать над своими поступками. В первую очередь им хочется личного комфорта. В этом основная проблема.

 «Всем, чем ты владеешь – не хвались…»

— Говоря о традиционных ценностях, даже у православных часто возникает вопрос: нужно ли носить нательный крестик? 

— Обязательно. Он является напоминанием о месте человека в мире. Но в большей степени — это проповедь внешняя. Через этот символ мы говорим окружающим: я – христианин, я верую, значит, я придерживаюсь определенных стандартов.

Я вспоминаю: когда мы строили Георгиевский храм, было очень тяжело. В молитвах к Богу я часто обращался: «Господи, мне ничего не нужно. Я уже пришел к Богу, уверовал, никогда не оставлю Церковь, веру предков. Но я хочу возвести эти стены для тех, кто придет после меня. Помоги мне сделать это для людей». 

Так же и с крестиком. Если вера человека крепка, нет надобности постоянно это подчеркивать, но должно быть понимание, насколько ношение православного креста может быть важно для окружающих. Особенно в ситуации современных соблазнов и духовной распущенности.

— Говоря о традиционных ценностях, нельзя не коснуться молодежи, которая сегодня стремится, как можно раньше изолироваться от родителей. Конфликт поколений начинается со школьного возраста. А ведь раньше такого не было. Где что-то упущено?

— Это болезнь современного общества. Спросите у кого-нибудь из молодых: как родители отнеслись к вашему выбору супруга или будущей профессии? Вы получили родительское благословение? Такие вопросы сегодня покажутся смешными. Родительское участие полностью отодвинуто на задний план. Да, раньше такого не было, и Церковь против этого, потому что первое, что делает нас ближе к Богу, – это чувство благодарности. Выслушать мнение родителей – это значит проявить благодарность к ним. Еще апостол Павел говорил: «Всем, чем ты владеешь — не хвались, потому что все, что у тебя есть, от Господа». И в первую очередь мы имеем это через родителей. Они недоедали, недосыпали или просто посвящали свое время тому, чтобы мы пришли в этот мир. Если человек имеет диалог с родителями, не отвергает и не убирает их из своей жизни, тем самым он проявляет благодарность. И именно это характеризует нас как людей. 

На выпускных школьных вечерах я часто говорю молодежи: «Вы окончили школу, теперь у вас полная свобода. Вы можете сами планировать дальнейшую жизнь. Вы окончите университеты, академии, станете образованными людьми. Я желаю вам не возвращаться в города, которые строили ваши деды и прадеды, матери и отцы, а осваивать новые земли и территории, где вы могли бы построить еще более роскошные мегаполисы, нарисовать красивые картины и оставить еще более яркий след в этом мире. В чистом поле вы можете делать все, что вам захочется. Но если вы живете там, где задолго до вас потрудились ваши предки, вы должны быть благодарны им за это». 

Сегодня мы пользуемся тем, что когда-то построили наши отцы и деды. Вся инфраструктура, к которой мы привыкли и которая обеспечивает нам определенный уровень комфорта, не упала с неба. Это результат огромного человеческого труда. Нужно уметь ценить это.

— Молодежь стремится доказать самостоятельность. Правильно ли это? 

— Любой жизненный выбор должен являться предметом диалога с самыми родными и близкими людьми. Только через диалог мы можем проявлять благодарность. Какую корысть может преследовать мать, когда разговаривает с сыном о  жизни? Какую выгоду получает отец, когда наставляет ребенка перед принятием важного решения? Никакой. Старшее поколение просто пытается поделиться жизненным опытом. Конечно, иногда этот опыт может быть неприменим. Все мы люди, и ошибаться может каждый. Но диалог со старшими в определенный момент дает силы преодолеть трудности, возникающие на пути. 

Никто не знает, какие испытания в будущем преподнесет судьба. Но почему-то многие, только попадая в неприятные ситуации или получая травмы, вспоминают о родителях. 

Если ты строишь фундамент, ты можешь бракованный или треснувший камень положить в середину ленты, это не сыграет большой роли, но угол фундамента ты должен вывести крепким и надежным. Это говорит о том, что можно позволить себе где-то проявить слабость, равнодушие, отстранение, но с родителями такое поведение недопустимо. Это как фундамент, опора, на которой все держится. Может быть сколько угодно достижений, признаний и побед, но без родительского участия в жизни – это ничто.

— Дайте совет родителям: как не воспитать потребительского отношения в детях.

— Это очень сложно. Почему после революции 1917 года большое значение уделяли кинематографу и радио? Потому что средства массовой информации формировали общественное мнение. Сегодня на первый план вышел Интернет. Наши дети сидят там часами. Мы порой даже не задумываемся, с кем они там общаются, на какие темы, что читают, что смотрят? По большому счету мы не знаем большей части их жизни.

Почему-то только сейчас специалисты начали задумываться о том, что Интернет надо регламентировать. Дома дети могут слышать от родителей одно, а из Интернета впитывать совсем другое. 

Общаясь с ребенком, современные родители часто задают вопросы: «Кем ты хочешь стать?», «Где ты будешь жить?», «Сколько ты мечтаешь зарабатывать?». Но о том «Сколько у тебя будет детей?», «Как ты их будешь воспитывать?», они не разговаривают. В результате ребенок ориентирован на себя.  Этого нужно избегать. 

Не стесняясь, детям нужно рассказывать, какими усилиями достается все, что есть в доме. Из моих наблюдений дети-потребители чаще воспитываются родителями-потребителями. 

Пример. Раньше пойти на субботник было делом святым. Люди старались не оставаться в стороне, когда их коллеги, соседи, друзья дружно работали. Сейчас взрослые в большинстве отлынивают от общественного труда. Дети это видят и перенимают современные стандарты поведения. 

Раньше человек шел, например, по коридору, видел пролитую воду, брал тряпку и убирал или искал того, кто мог бы это сделать. Это говорило о неравнодушии. Сегодня, заходя в общественные организации, многие даже ног не вытирают. Зачем? Ведь за ними обязаны убрать. 

Так вот, для того, чтобы не воспитать в ребенке потребителя, необходимо ориентировать его не на собственные желания, а на чувства и потребности окружающих. Необходимо планировать совместные дела с детьми, привлекать их к обустройству дома, работе на приусадебном участке, а не сидеть все свободное время в телефонах и компьютерах. Важно, чтобы у человека были авторитеты. И хорошо, когда ими являются отец и мать, которые подают личный пример.

Когда человек больше думает о ближнем, чем о себе – это всегда выигрышная позиция. 

— Как Вы думаете, Россия вернется к своим историческим традиционным ценностям, к вере, обычаям предков, или сейчас в ее культуру подмешаются  чуждые западные стандарты?

— Я хочу закончить тем же, с чего начал. Знаете, что отличает верующего человека от неверующего? Верующий никогда не будет оправдывать грех. А неверующий найдет сто причин для оправдания своего падения. 

Если каждый из нас не будет сравнивать себя с соседом или коллегой, не будет думать, у кого какие материальные ценности, заработная плата, доходы, квартиры, машины, а будет погружен в свою жизнь, будет заниматься детьми, близкими, то никакие западные нагнетания нам не страшны. 

У россиян очень хорошая генетическая память. Опираясь на родовые традиции, они будут только расти духовно. Если же мы забудем, кто мы и откуда, потеряем благодарность и уважение к нашему прошлому, то и будущее будет очень сомнительным. 

Мне бы хотелось, чтобы каждый православный христианин понимал степень своей личной ответственности за судьбу всего Русского мира. И тогда никакие влияния извне нам не страшны.

                                                                                                                                                       ​Надежда Данюшина