Восемь поющих мужчин

За 90 лет работы Дворца культуры в его стенах выросло много талантливых самодеятельных артистов, сложился не один десяток ярких творческих коллективов.

Сегодня наш рассказ об одном из них – ярцевском мужском вокальном ансамбле, имя которого более 20 лет звучало далеко за пределами Смоленщины. 

Песня как потребность  души

В 1956 году в Ленинграде проходил Фестиваль молодежных коллективов художественной самодеятельности. В город на Неве съехались десятки молодых исполнителей, для которых пение было не профессией, но постоянной потребностью души. Первое место на фестивале занял ленинградский ансамбль «Дружба». Второе — мужской вокальный ансамбль из города Ярцево Смоленской области.

Чтобы наши читатели вполне осознали цену и вес того второго места, скажем несколько слов о том, кому же в 1956-м уступили ярцевчане. Ансамбль «Дружба» был создан в 1955 году Александром Броневицким, в то время — студентом дирижерско-хорового факультета Ленинградской консерватории, а впоследствии – известным советским композитором и заслуженным артистом РСФСР. Родившийся как  самодеятельный музыкальный коллектив, объединивший молодых музыкантов-студентов из стран Восточной Европы, ансамбль «Дружба» со временем стал профессиональным и успешно выступал на советской эстраде более 30 лет. А около 20 лет солисткой «Дружбы» была знаменитая Эдита Пьеха. 

Так что уступить такому сопернику было не стыдно, тем более что ярцевский коллектив был еще совсем молодым – как по возрасту участников, так и по длительности своего существования.

Мужской вокальный ансамбль Ярцевского хлопчатобумажного комбината был организован при Доме культуры текстильщиков в 1954 году. К тому времени ДК, почти полностью разрушенный в годы Великой Отечественной войны,  был восстановлен всего около года назад, и, по воспоминаниям современников, молодежь сразу же «с невиданной активностью пошла в кружки самодеятельности: драматический, танцевальный, бальный, акробатический». Здесь же работали спортивная школа, оркестр народных инструментов, академический и  народный хоры.

Концертмейстером академического хора в то время была Н.А. Уликовская, в недавнем прошлом артистка Московской филармонии. 

В 1954 году «из числа солистов и хористов она отобрала наиболее продвинутых певцов и создала мужской и женский вокальные ансамбли, — пишет в своих воспоминаниях Михаил Фокин, бывший одним из солистов мужского вокального ансамбля на протяжении двух десятков лет. — Нас было в то время семь мужчин и четыре женщины; выступали мы совместно».

Музыканты довольно быстро наработали серьезный репертуар и заявили о себе на городских и областных смотрах и фестивалях. А затем стали выезжать и за пределы Смоленщины.

Впрочем, тот успех на ленинградском фестивале в 1956-м был только началом. За двадцать с лишним лет своего существования ярцевский мужской вокальный ансамбль исколесил не только всю Смоленскую область – от районных домов культуры до сцены драмтеатра. В его «послужном списке» — Ленинград, Витебск, Москва, гастроли в семи польских городах, выступление в Колонном зале Дома Союзов и на ВДНХ, неоднократные съемки на главных телеканалах Советского Союза.

 От слесарного станка  до Колонного зала

Но вернемся в конец 50-х.

В 1957 году Н.А. Уликовская  уехала в Москву и руководителем ансамбля стала Вера Ивановна Морозова. Почивать на лаврах после успеха на ленинградском фестивале никто не собирался – работали много, репетировали постоянно.

В своих воспоминаниях Михаил Фокин подчеркивает необыкновенное трудолюбие Веры Морозовой: по его словам, за годы существования ансамбля ею было подготовлено около 60 вокальных произведений для мужского ансамбля, около 15 — для женского коллектива, 18 дуэтов, около 130 сольных номеров.

При этом жюри многочисленных конкурсов всегда отмечало как богатый, разнообразный, с большим вкусом подобранный репертуар (а это были и русские,  украинские,  чешские,  польские и другие народные песни, и романсы русских классиков, такие как «Венецианская ночь» и «Рыцарский романс» М.И. Глинки или «Полонез» М. Огинского в переложении для голоса, и песни советских и зарубежных композиторов, и даже отрывки из опер, среди которых «Хор охотников» (Вебер. «Волшебный стрелок»), «Ария о клевете» (Россини. «Севильский цирюльник»), «Хор солдат» (Ю. Шапорин «Декабристы» и др.), так и  профессионализм исполнения. Прослушайте любое из этих произведений, и Вы по достоинству оцените уровень мастерства ярцевских вокалистов.

А между тем ни один из исполнителей не был профессиональным музыкантом. 

Вот состав мужского вокального ансамбля Дворца культуры ордена Ленина Ярцевского хлопчатобумажного комбината в 1965 году, когда коллективу было присвоено почетное звание народного: Николай Савостьянов — художественный руководитель Дворца культуры, Юрий Букатин – старший инженер-технолог, Алексей Крылов – помощник мастера цеха, Михаил Фокин – начальник строительного участка, Александр Крылов — техник-строитель, Олег Сергеев – мастер цеха, Дмитрий Кондюк – бригадир РМО и Николай Александров – мастер цеха. 

А когда ансамбль только создавался, тот же Николай Савостьянов был рабочим перевалочной базы совхозов, а Юрий Букатин и Дмитрий Кондюк работали слесарями. И вообще, в первые годы коллектив в шутку даже называли ансамблем слесарей. 

Что же до того, какое впечатление пение ярцевчан производило на слушателей, писал в 1965 году спецкор смоленской газеты «Рабочий путь» Леонид Козырь. В конце 1964 года «большая группа участников художественной самодеятельности выезжала для показа своего исполнительского мастерства в столицу», и ярцевский коллектив пригласили выступить перед рабочими в одном из московских дворцов культуры. Был воскресный день, до выступления оставалось около двух свободных часов. И вот как Леонид Козырь описывает обычную репетицию октета из Ярцева: «Мне посчастливилось услышать ярцевский ансамбль не со сцены, нет – просто в одной из комнат Московского Дворца культуры имени Горбунова. <…> Вошла Вера Ивановна Морозова – руководитель ансамбля. Улыбнулась, увидев каждого, как с иголочки. И предложила: 

— Ну что, мальчики, попоем? Так тихонечко-тихонечко, для себя.

И она села за рояль. Тихо-тихо, как бы невзначай, коснулась клавишей. И чей-то голос так же тихо и легко повел мелодию. К нему присоединился второй, третий, четвертый…

В большом коридоре, уставленном креслами и диванами, стали собираться участники художественной самодеятельности. Тут же, в коридоре, вскоре появились работники Дворца культуры, завсегдатаи… А песня лилась и лилась. <…> Сколько песен было спето! Я не помню – десять или двадцать, а может, и больше…». В какой-то момент прозвучали первые робкие аплодисменты, а после уже «весь коридор дружно благодарил за каждую песню, кричал «бис», упрашивал петь еще и еще». («Друзья и песня». Леонид Козырь. «Рабочий путь», 11.11.1965).

 О песне и мужской

 дружбе

За два десятилетия творческой деятельности состав ансамбля, конечно же, менялся. Разным было и количество участников, например, в 60-е годы ансамбль часто называли октетом, что и определило заголовок настоящей статьи. Неизменными оставались лишь любовь к музыке и подлинная мужская дружба, без которой вряд ли стало бы возможным такое длительное и успешное существование коллектива.

А было, например, так. Один из участников ансамбля Михаил Антонов тяжело заболел. «Лежал в больнице в Смоленске. Знал: болен безнадежно. Но когда к нему пришли друзья, приехавшие с концертом в Смоленск, он не выдержал – убежал из больницы и выступил вместе с ними на сцене драмтеатра. А через две недели после этого его не стало…». («Друзья и песня». Леонид Козырь. «Рабочий путь», 11.11.1965).

А когда Николая Савостьянова призвали в армию, молодой человек  «больше всего волновался об одном: как он обойдется без своих друзей, без систематических репетиций, концертов. <…> Бывало так: разучивают они новое произведение – посылают Николаю ноты его партии, слова. И он <…> в свободное время разучивал свою партию. И таким образом, как говорят спортсмены, постоянно был в форме. А когда приезжал в отпуск, сразу же занимал свое место в ансамбле. <…>

Демобилизовался он, приехал. Узнает, что в тот же вечер – концерт. Все будут выступать в новых костюмах. А как же он? И товарищи вынули из шивоньера (сохранена орфография автора – ред.) строгий черный костюм.

— Это твой…

— Как так?

Примерил. Точно как для него сшит. 

— А он и сшит для тебя. 

Оказывается, Николая не забыли. Нашли такого же парня по комплекции, и он ходил на примерки. Так и сшили». 

(«Друзья и песня». Леонид Козырь. «Рабочий путь», 11.11.1965).

 Продолжение следует?

Почти любой творческий коллектив, каким бы успешным он ни был, переживает в своей истории не только взлеты, но и неизбежные кризисы. К сожалению, не избежал этого и наш мужской вокальный ансамбль.

В 1978 году он еще участвовал в передаче Центрального телевидения «Наш адрес – Советский Союз», но не все участники сохранили прежний энтузиазм — собираться на репетиции становилось все сложнее. «После поездки в Москву наступило затишье, кому-то некогда, — пишет в своих воспоминаниях Михаил Фокин. — Ушла и Вера Ивановна. За 23 года деятельности ансамбля он снискал признание и уважение зрителей».

В 80-х мужской вокальный ансамбль был возрожден и даже сумел подтвердить звание народного; пели в нем и ветераны из первого состава: М. Петров, В. Кудинов и М. Фокин.

…Народный мужской вокальный ансамбль, который в последние десятилетия носит название «Витязи», и сегодня является непременным участником всех городских праздников. Его знают и любят в Ярцеве, но так хотелось бы, чтобы ветеранский состав ансамбля дополнился молодыми исполнителями, да и отправился   по городам и весям России, чтобы снова громко зазвучали голоса ярцевских поющих мужчин.

Татьяна Филимонова

Газета «Вести Привопья» благодарит Ярцевский историко-краеведческий музей за предоставленные материалы