Я вижу сердцем то, что глазом не объять

— Я слышал, что мир прекрасен, — сказал слепой 

— Кажется, — ответил зрячий

Еженедельно в редакцию старейшего печатного издания Ярцевского района «Вести Привопья» за очередным номером приходят люди. Разные люди. Кто-то забирает долгожданный экземпляр по подписке, кто-то выносит перевязанные бечевкой многотиражные пачки для работников целых предприятий, общественных организаций. В этом смысле редакция является объединяющим центром насыщенной и бурной городской жизни. Ярцевчане рассказывают о наболевшем, делятся радостями, переживаниями. Среди наших подписчиков немало инвалидов, для которых «Вести» являются единственным окном в мир, возможностью оставаться в курсе и быть сопричастными. Они десятилетиями читают газету, и со временем это стало уже своеобразной традицией, привычкой, отказаться от которой для многих невозможно.

Но есть среди наших читателей люди особенные, вдохновляющие жизненной энергией. Разносторонние, неординарные, подающие пример мужества в любых обстоятельствах оставаться человеком. 

Один из таких читателей всегда подчеркнуто вежлив, аккуратен, деликатен, полон новых идей и планов. Пока редакция располагалась в старом здании городской многоэтажки, каждую неделю поднимался он на третий этаж, преодолевая высокие ступени, за очередным номером газеты. И, наверное, немногое отличало бы его от большинства посетителей нашей редакции, если бы не одно обстоятельство: он слепой.

Когда стена не   отличается от неба 

Александр Павлович Зайцев,  известный многим ярцевчанам как великолепный баянист, спорт- смен, руководитель коллектива художественной самодеятельности «Родники», председатель Ярцевской местной организации Всероссийского общества слепых, родился в деревне. Сегодня он активно участвует в городской и общественной жизни, является объединяющим звеном для сотен людей, которые обращаются к нему за поддержкой, советом. Вокруг него чувствуется непрерывное движение. Ярцевчане воспринимают Александра Павловича как оптимиста, человека с сильным характером. И только единицы знают, что такой позитивный настрой –  результат огромной внутренней работы, потому что судьба этого человека была полна неожиданностей и испытаний. 

Как большинство незрячих и слабовидящих людей Александр Павлович терял зрение не резко, постепенно. До шести лет он был обычным ребенком, ничем не отличался от сверстников. Когда у него родилась сестра, душа маленького Александра ликовала. Ему хотелось подарить ей весь мир. В холодный зимний вечер 1954 года мальчик взял рубанок, и, подсев ближе к печи, подражая взрослым, принялся мастерить для сестренки лыжи. Как в старой детской сказке про Буратино, с усердием снимал он стружку за стружкой с большого сучковатого полена. Вдруг рубанок застопорился, зацепился за сучок и не хотел идти дальше. Александр развернул полено на себя. Собрал детские силы и… под острым лезвием рубанка сук поддался, треснув, отлетел вверх, ударив мальчика в глаз.  

Эта травма оказалась роковой. Потом были многочисленные консультации докторов, ведущих специалистов-офтальмологов. В течение трех месяцев врачи всеми силами пытались сохранить Александру зрение, но… все попытки оказались тщетны. Мальчик быстро слеп. Через несколько месяцев поврежденный глаз не видел практически полностью. Но тогда, в далеком детстве, никто и предположить не мог, что это только начало больших проблем, которые Александру Павловичу придется решать всю жизнь. 

Постепенно воспаление распространялось на второй глаз (так называемое симпатическое воспаление), и к моменту, когда мальчику нужно было идти в школу, он потерял зрение на 30%. 

Так как слабовидение мешало осваивать школьную программу наравне со сверстниками, педагогический совет школы принял решение: отправить Александра в специализированную школу для слабовидящих детей в Костроме. Позже он продолжил обучение в подобной школе в Кенигсберге (Калининграде). Осваивать школьную программу наравне с другими мальчику помогала прекрасная память и хорошее логическое мышление. В школьные годы его зрение продолжало стремительно ухудшаться. В 1964 году врачебная комиссия вынесла единогласное решение: вторая группа инвалидности. 

В школе параллельно с учебой Александр серьезно увлекся музыкой, поэтому к концу обучения выбор дальнейшего пути был очевидным: музыкальное училище. Всего за несколько лет он освоил аккордеон, гитару, мандолину.

Музыкальное образование стало для Александра Павловича гарантом успешной профессиональной деятельности на всю последующую жизнь. По велению судьбы более 30 лет пришлось отработать ему в сфере культуры. 

 Делай как я!

По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время в мире насчитывается 284 миллиона людей, имеющих нарушения зрения. 39 миллионов лишены его полностью. Те или иные заболевания глаз выявлены у 19 миллионов детей. Если говорить о России, то количество незрячих и слабовидящих в стране превышает 218 тысяч человек. 103 тысячи из них — абсолютно слепые. Это примерно население одного города-стотысячника, такого, как Евпатория или Муром. 22% от этой цифры составляет молодежь(!). Каждый пятый. 45 тысяч добавляются ежегодно, становясь инвалидами  по зрению. Такова статистика.

Многим зрячим людям трудно себе представить, как это «жить на ощупь». Не видеть солнца, яркой мозаики мира, не различать цветов, форм, оттенков. Большинство из нас не задумывается, чем наполнен мир незрячего человека. А ведь зачастую кромешная тьма подступает незаметно, постепенно приучая справляться с  трудностями и нарастающими проблемами. И тогда только от воли человека зависит, хватит ли у него сил не сломаться и продолжать жить наполненной жизнью. 

Беседуем с Александром Павловичем в небольшом и тихом кабинете Ярцевского общества слепых. Он уверенно и с оптимизмом рассказывает о своих буднях, о том, какие головоломки подбрасывала ему судьба и как удавалось находить в себе силы справляться с проблемами, радуясь каждому новому дню. 

— Для многих людей, столкнувшихся с потерей зрения, Ярцевское общество слепых является своеобразным островком надежды, отдушиной, где они попадают в понятную им атмосферу, встречаются с единомышленниками, — говорит Александр Павлович. – Потеря зрения – это, конечно, большая беда, но не конец жизни. Я уверен, что в любых условиях человек может найти себя. Важно не сломаться и вовремя почувствовать поддержку. Многие слабовидящие и слепые ярцевчане занимаются индивидуальной профессиональной деятельностью, играют на музыкальных инструментах, вырезают по дереву, некоторые даже работают. Один из членов нашего общества — Константин Хоменков — разводит шиншилл. Он приобрел необходимое оборудование, изучал специальную литературу, поставил это дело на коммерческую основу. Несколько лет его бизнес развивался успешно. Но в условиях современной жесткой конкуренции сложно выживать даже успешным зрячим предпринимателям.

Среди слепых и слабовидящих людей немало тех, кто увлекается огородничеством. На их приусадебных участках растут диковинки, редкие для садов Смоленской области. Но самое главное не это. Важно, что жизнь слепых людей не стоит на месте. 

Константин, например, уже потеряв зрение, изучал цифровую технику, компьютеры. Он имеет хорошие знания в области IT-технологий, является активным участником выставок декоративно-прикладного творчества. Его работы в технике резьбы по дереву впечатляют даже специалистов. И такой разнообразной жизнью живут многие наши инвалиды.

— Александр Павлович, как слепой человек может вырезать по дереву? Он чувствует рисунок руками?

— Да. Работает на ощупь. Слепые ведь и книги на ощупь читают. Наверное, обычным людям это кажется нереальным, но среди незрячих людей встречаются отличные автомеханики, автослесари, которые могут до последнего винтика разобрать и собрать любой механизм. При желании слепые в совершенстве осваивают обувное и переплетное дело. Конечно, на рынке труда эти профессии не очень востребованы, но найти себя в них можно. 

— Александр Павлович, Вы профессиональный музыкант. Как незрячий человек может играть на музыкальных инструментах?

— Я уверен, что любой музыкант может сыграть любимую мелодию с закрытыми глазами. Если закрыть крышку фортепиано, музыканты безошибочно будут перебирать по ней пальцами. Я знаю немало слепых, которые ночами на фортепиано играют восхитительные музыкальные композиции, потому что для настоящего искусства окружающих факторов не существует. Реальна только музыка и красота ее звучания. В моем роду профессиональных музыкантов не было. Я учился всему сам. Но из детства помню, как хорошо пела мама. Возможно, музыкальный слух передался мне по наследству. Конечно, отсутствие зрения накладывает свои ограничения, не позволяет работать с нотами. Это существенный минус. А ведь раньше я активно участвовал в самодеятельности. Работал в Ярцевском дворце культуры, в клубе «Металлист», сотрудничал с коллективом хлопчатобумажного комбината, около 20 лет преподавал в детской музыкальной школе по классу баян-аккордеон. К сожалению, в настоящее время с полной потерей зрения большинство специализированной литературы мне приходится раздавать. 

— Ансамбль «Родники» под Вашим руководством украшает немало городских мероприятий. Как появилась идея его создания? Насколько охотно слабовидящие ярцевчане участвуют в самодеятельности?

— Вся деятельность Ярцевского общества слепых направлена на адаптацию людей, имеющих проблемы со зрением, организацию их культурно-досуговой деятельности. Коллектив ансамбля сложился около 10 лет назад. У истоков создания стояла Раиса Зайцева – моя супруга и очень активная женщина, душа любой компании Галина Прокопенкова. Сегодня их уже нет, но дело, которому они отдавали душу и жизнь, продолжает жить. 

Сначала ансамбль действовал как клуб любителей песни. Со временем мы наработали собственный репертуар: музыкальный коллектив приобрел индивидуальные черты и превратился в отдельную творческую единицу. Помимо лирических песен, мы исполняем авторские композиции, которые нигде не звучат.

Среди слепых людей много творческих натур. Красивые голоса солисток Татьяны и Раисы Медведевых собирают целые зрительные залы. 

Ансамбль принимает активное участие в районных фестивалях инвалидов, областных конкурсах, выезжает с концертами в разные уголки Смоленской области. Очень тепло нас встречали Кардымово, Вязьма, Сафоново. Конечно, огромную помощь в организации и проведении концертов нам оказывают зрячие люди, потому что осуществлять такие выезды без их помощи было бы трудно. 

— Что слепой человек может самостоятельно сделать в быту и чего не может?

— Не все понимают, насколько сложно слепым ориентироваться в пространстве. Этому можно научиться, но не быстро. Сложно, например, пойти по непривычному маршруту. Во многом ориентированию слепых помогает программа «Доступная среда». Конечно, в нашем городе нет специально оборудованных тротуаров, площадок для слабовидящих людей, где они могли бы передвигаться беспрепятственно с помощью трости. Но установленные технические устройства, создающие равные возможности со зрячими людьми, во многом облегчают жизнь. 

Некоторые привычные зрячим навыки самообслуживания слепым людям приходится осваивать заново. Я, например, умею готовить. Даже не видя, могу почистить картошку. Некоторые слепые делятся рецептами консервирования. Особенностью всех слепых является стремление к порядку. У каждой вещи должно быть свое место, потому что так впоследствии ее легче найти. Каждый приспосабливается, как может.

— Александр Павлович, стену Вашего кабинета украшают сотни медалей. Это достижения членов Общества слепых? 

— Это мои награды за участие в соревнованиях разного уровня. 

 Все?

— Все, — улыбается Александр Павлович. — Я всю жизнь занимался спортом. Несмотря на проблемы со зрением, на Всероссийских соревнованиях по шашкам я выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Неоднократно участвовал и в областных, городских состязаниях. Имею первый разряд по шахматам. Конечно, слепому человеку намного сложнее состязаться со зрячими, но мы ориентируемся на ощупь, по звуку. Многие ходы и комбинации запоминаем, продумываем наперед. Как правило, память и логическое мышление не подводят. Ежегодно в сентябре в Ярцеве проходит Спартакиада по разным видам спорта. Слабовидящие ярцевчане всегда принимают в ней участие. Эти медали в свое время я получил за победы в состязаниях по легкой атлетике, прыжкам в длину, толканию ядра. 

Дважды в год – в ноябре и феврале — члены Общества слепых участвуют в соревнованиях по шашкам, шахматам, армреслингу. Во многом это стимулирует людей не сдаваться, не пасовать перед трудностями, потому что в жизни любого человека, который сталкивается с серьезными проблемами здоровья, наступает период, когда руки опускаются, интерес к жизни пропадает. В такие моменты важно ощущать рядом тех, кто может подсказать, научить, доказать собственным примером: делай как я и все получится. Слепые люди держатся друг за друга, и это очень помогает. 

 205 человек

Как организация впервые Общество слепых было основано в России в 1925 году. За свою почти столетнюю историю существования оно наработало хорошую материальную базу: учебные заведения для слабовидящих, санатории, центры реабилитации. В ближайшем таком центре, расположенном в Волоколамске, слабовидящие ярцевчане — частые гости. Помимо психологического адаптирования, там действуют отделения профессионального обучения слабовидящих людей. Многие слепые осваивают компьютерную технику, вязание, макраме, резьбу по дереву. В системе ВОС функционирует Курское музыкальное училище, на базе которого молодые инвалиды по зрению могут получить музыкальное образование. Большим спросом в санаториях и домах отдыха пользуются слепые массажисты. Их обучают в специализированных школах в Кисловодске и Ульяновске. Ну и конечно, слепые люди при желании изучают иностранные языки. В этой сфере ограничений нет. Переводчики востребованы во все времена.

Конечно, трудоустройство для слепых людей является большой проблемой. Среди них встречаются учителя, директора домов культуры, руководители художественной самодеятельности. На территории Российской Федерации создана целая сеть предприятий, где инвалиды по зрению могут найти применение своим навыкам. В Смоленской области функционируют два предприятия, использующие труд слепых: ООО «Смоленский электротехнический завод», специализирующийся на производстве розеток, выключателей и комплектующих, и вяземское предприятие «Банкон», выпускающее жестяную тару. 

В настоящее время в Ярцевском обществе слепых состоят на учете 205 человек. Для небольшого провинциального района это много. Если учитывать, что многие слабовидящие люди предпочитают самостоятельно справляться с большинством проблем, которые приходят в их жизнь вместе со слепотой, то можно предположить, что эта цифра в разы больше. 50% участников Общества имеют первую группу по зрению. 

— Александр Павлович, в Общество слепых приходят разные люди. Многие из них подавлены. Как вдохнуть в человека жизнь?

— Я по себе знаю, насколько это тяжело — потерять зрение. Тем, кто лишается его в течение жизни, справиться с проблемой намного сложней, чем людям, не видящим с рождения. Слепые с рождения  легче адаптируются к вынужденным условиям, потому что не знают другого состояния и не могут оценить, что они теряют. Если слепота наступает в пожилые годы — это  однозначно глубокий душевный кризис. 

Работа по реабилитации наших инвалидов по зрению разнообразна. Ежемесячно слабовидящие участвуют в «Вечерах портретов», которые являются своеобразными визитными карточками участников Общества, отмечают вместе дни рождения, праздники, памятные даты. Проводим мы и выставки. Часто приглашаем в гости артистов Дворца культуры, народные хоровые коллективы, учащихся и преподавателей Детской школы искусств, членов литературной гостиной «Вдохновение».

Приобщением к культуре, творчеству, спорту мы стараемся вдохновить наших слабовидящих, поддержать их, дать почувствовать, что с потерей зрения жизнь меняется, становится другой, но продолжается.

 Сильные люди

Так устроена человеческая природа: чаще всего мы ценим только то, что теряем. Пока мы имеем зрение, трудно представить, что когда-нибудь можно полностью лишиться его в результате болезни или случая. Таких примеров немало. Сахарный диабет, глаукома, повреждения сосудов, воспаление зрительного нерва, его дистрофия — это наиболее частые причины слепоты.  

Только один пример. Ярцевчанин работал на одном из городских заводов мастером по обработке металла. Получив высшее техническое образование, он занял руководящую должность на ярцевском предприятии. В определенных кругах приобрел большой авторитет. Болезнь подкрадывалась незаметно. Диагноз «сахарный диабет» стал неожиданным приговором. Зрение начало быстро падать. К 40 годам он получил вторую группу инвалидности. К 45-ти – первую: ослеп полностью. 

Для него это было большим ударом. Постепенно приняв свое состояние, в 2012 году мужчина пришел в Общество слепых и стал его полноправным членом. 

Как оказалось, в списках незрячих, состоящих на учете, есть учителя, преподаватели техникума, училища, тренеры детской спортивной школы, мастера спорта, неоднократные победители всероссийских и областных соревнований, спортсмены. Все эти люди всю жизнь были окружены коллегами, детьми, дарили им свою заботу и участие. 

— Александр Павлович, а Вы встречали тех, для кого потеря зрения была тяжелым ударом и они не смогли адаптироваться к новым условиям?

— Я знаю людей, которые болезненно переживали свое состояние, но не сдавались. Незрячие всеми силами цепляются за жизнь, потому что понимают ее ценность. Конечно, 205 человек – это не все слабовидящие и слепые, которые проживают на территории Ярцевского района. Только небольшая часть. Пользуясь случаем, я хотел бы пригласить людей, нуждающихся в помощи. Помимо моральной поддержки, мы можем обеспечить их техническими средствами реабилитации, способными значительно облегчить быт незрячих. Как правило, такие приборы дорогостоящие, купить их самостоятельно накладно, но с использованием федеральной программы мы имеем такую возможность.

Получают наши слабовидящие и тифлофлешплееры – аппараты для прослушивания книг. В Смоленске функционирует специальная библиотека для слепых, с которой мы тесно сотрудничаем. Там огромный фонд литературы, записанной на разные носители: кассеты, диски, флеш-карты, много книг по системе Брайля. 

У нас есть возможность предоставлять инвалидам второй группы электронные видеоувеличители, позволяющие многократно увеличивать картинку и имеющие определенную подстройку. Они могут выделять отдельные оттенки и цвета в наиболее удобном для человека формате. 

По программе реабилитации инвалидов обеспечиваем мы незрячих и аппаратами с речевым выходом: тонометрами, термометрами, наручными часами, будильниками. За счет средств местного бюджета закупаем радиоприемники, фонарики с аккумуляторами, лупы, опорные приспособления: трости, противоскользящие устройства. Нашим депутатам за такую возможность отдельное спасибо.

— Александр Павлович, в чем больше всего нуждается Ваша организация в настоящее время?

 Нам оказывают помощь многие предприниматели: Сергей Калистратов, Ирина Купцова, Елена Марченкова, Ольга Гринцевич. Но, как правило, эта помощь разовая. Таких спонсоров, которые выделяли бы средства на постоянной основе, нет. Когда мы обращаемся в организации, вопрос материальной поддержки решается очень сложно. Конечно, при наличии бОльших средств, мы могли бы оказывать нуждающимся адресную материальную помощь, обеспечивать их средствами коммуникации. В ближайшем будущем хотелось бы приобрести микроволновую печь, приемники, флеш-плееры, тонометры. 

Слепые и слабовидящие люди – это такая категория, которая рада любому участию, потому что, несмотря на то, что они стараются казаться сильными и способны на многое, без помощи со стороны им очень сложно. 

Надежда Данюшина