Штраф за АBS и закон о такси

Новые правила для автовладельцев вступили в силу с 1 сентября этого года

В начале лета было официально опубликовано Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В документе прописан дополнительный список неисправностей, при которых ездить на автомобиле нельзя, с оговоркой, что инспектор ГИБДД может выявлять нарушения путем технического диагностирования или визуально. 

1 сентября обновленный перечень автомобильных неисправностей, при которых дальнейшая эксплуатация транспортных средств запрещена, вступил в силу. Теперь если инспектор выявляет нарушения, на первый раз водитель получает штраф 500 рублей, при повторном нарушении его ждет запрет на пользование автомобилем. При игнорировании требований водителям грозит арест до 15 суток. 

Также с 1 сентября вступил в силу обновленный закон о такси, в котором прописаны правила перевозки пассажиров и багажа: службы заказа такси  несут ответственность за причинение вреда здоровью, угрозу жизни и порчу имущества пассажиров.

О том, какие еще нововведения ждут российских водителей и как будут действовать новые нормы на практике, нам рассказал руководитель Госавтоинспекции МО МВД России «Ярцевский» Ян Золотарев (на фото).

Резина по сезону

— Ян Петрович, какой части Правил дорожного движения изменения  коснулись больше всего?  

— Основное внимание уделено техническому состоянию транспортных средств. В первую очередь это связано с повышением уровня безопасности на дорогах. Одним из наиболее актуальных вопросов, коснувшихся  каждого водителя, стал запрет на эксплуатацию автомобиля при несоответствии резины покрышек климатическим условиям. Проще говоря, передвижение в зимний период (с декабря по февраль) на летней резине – недопустимо, так же, как и летом (с июня по август) на шипованных колесах. Это единый подход по ограничению использования шин «не по сезону» для всей территории Российской Федерации. 

Зимой летняя резина становится деревянным пластиком, а зимняя летом превращается в желе и плохо держит сцепление с дорогой. Если раньше некоторые водители летом «докатывали» истертую за зиму шипованную резину, чтобы в новом сезоне купить новые летние покрышки, то с сентября этого года такие действия подпадают под штраф. Так что всем водителям лучше «переобуваться» вовремя. 

Если уж разговор зашел о колесах, то на заднюю ось теперь запрещено устанавливать отремонтированные шины и диски. Если раньше к износу шин относилась только недостаточная глубина протектора (менее 1,6 мм для летних и 4 мм для зимних шин), то теперь инспектор может выписать штраф за любые дефекты колес, которые видны невооруженным глазом. 

Недопустимо ездить и на автомобиле с тремя шипованными шинами и одной нешипованной. Это способствует разному уровню сцепления с дорожным полотном, что, конечно же,  чревато. Если летом у автомобиля на одном колесе шипованная покрышка, а на остальных — так называемые «липучки» (то есть нешипованные) – водитель тоже получит штраф. 

— Такие требования касаются всех видов транспорта?

— Запреты распространяются только на легковые автомобили и небольшие грузовики до 3,5 тонны. Для грузового транспорта и автобусов обязательноналичие цепей противоскольжения. Водителям грузовиков категорий №2 и №3, автобусов категорий M2 и М3 при отсутствии в зимний период зимних шин без цепей противоскольжения выезд на дорожное полотно запрещен. 

— По использованию всесезонной резины есть какие-то ограничения? 

— Нет. Она разрешена вне зависимости от сезонов. Круглогодично под строгий запрет попадает использование изношенной резины. 

Хочу обратить внимание на то, что запрещена эксплуатация автомобилей с разными рисунками протекторов или размерами покрышек на одной оси. Это не касается запасного колеса. Если водитель предъявит инспектору пробитое штатное колесо — штрафа удастся избежать.

Вообще требования к крепежным элементам автомобильных механизмов ужесточились. Теперь, если инспектор обнаружит отсутствие хотя бы одного болта или гайки на колесном диске – у водителя будут проблемы. Кстати, за одно и то же нарушение инспектор имеет право штрафовать несколько раз.

 Устройства на лобовом стекле

 и тонировка

С сентября этого года запрещены любые устройства, снижающие видеообзор с места водителя. Так, устанавливать видеорегистраторы, крупногабаритные планшеты, смартфоны и другие крепежные элементы на лобовом стекле нельзя. Незаконными считаются и все устройства на присосках: видеорегистраторы, радардетекторы, навигаторы, транспондеры, держатели для телефонов. Исключение составляют салонные зеркала, а также зеркала заднего вида, стеклоочистители, радиоантенны, устройства размораживания и осушения лобовых стекол,  встроенные нити электрообогрева.

— Ян Петрович, по поводу обзора: нормы тонирования автомобильных стекол остаются прежними?

— Чрезмерная тонировка по-прежнему запрещена. Снизились требования к светопропусканию лобовых стекол. Если раньше нормой считалось светопропускание не менее 75%, то теперь этот показатель составляет 70% как для ветрового, так и для боковых стекол. 

С 1 сентября у водителей появилась возможность использовать на лобовом стекле прозрачные полосы, выполненные не только из прозрачной пленки, но и из  стеклянной массы. Конечно, есть оговорки: в регламенте прописано, что полоса тонированной пленки в верхней части лобового стекла не должна превышать 14 сантиметров. Покрытия с зеркальным эффектом, которые наносятся на стекла, допускаются в тех случаях, если они предусмотрены заводом-изготовителем и не могут быть нанесены на заднее стекло. Во всех остальных случаях их использование  недопустимо.

 АBS и внешние световые

 приборы

— Много вопросов возникает у водителей в связи с горящей лампой неисправности антиблокировочной системы (АВS).

— Требования к исправности тормозной системы ужесточились. Теперь, если при осмотре выявлено, что элементы антиблокировочной тормозной системы не закреплены либо видны ее повреждения — это наказуемо. Сотрудники полиции смогут оценивать работу системы по световому индикатору на щитке приборов. При неисправности в лучшем случае водителю грозит штраф, в худшем – автомобиль будет эвакуирован на штрафстоянку. Нарушением будут считаться и подтеки тормозной жидкости, не связанные с техническим обслуживанием автомобиля, или отсутствие регулятора тормозных усилий. 

— Новые требования к световой системе волнуют многих водителей. Каких только мигающих иллюминаций не увидишь на проезжающем транспорте.

— По сути, требования к световым приборам, самостоятельно установленным на автомобилях, были строгими и однозначными всегда: все, что не предусмотрено заводской конструкцией на конкретных моделях — запрещено. С 1 сентября водителей будут штрафовать за неработающие и грязные световые приборы, ксеноновые и светодиодные фары, установленные самостоятельно (нештатно), неработающий автоматический корректор фар. Часто молодые водители, для того чтобы как-то приукрасить авто, устанавливают на него новомодные световые конструкции. Хочу предупредить: перед тем как это сделать, следует задуматься, не навредят ли дополнительные огни на дорогах другим водителям, не создадут ли помех в ориентировании. Любые дополнительные подсветки на фарах, светодиоды, не предусмотренные изготовителем, – запрещены. Противотуманки, подсветка днища автомобиля, бамперов, радиаторных решеток,  мигающие стоп-сигналы – все это придется снять.

Легальными остаются динамические поворотники. 

— Ян Петрович, поясните новые требования к рулевой системе.

— Раньше водителям запрещалось ездить на автомобиле при люфте рулевого управления более 10 градусов. Теперь подтеки рабочей жидкости гидроусилителя руля уже считаются неисправностью. Если переднее колесо самопроизвольно поворачивается при запущенном двигателе – использовать автомобиль нельзя. Это определяется при техосмотре транспортного средства или визуально. Недостатки, выявленные при диагностике, однозначно влекут за собой запрет на эксплуатацию. Если проблемы с рулевым управлением обнаруживаются уже в дороге, то при встрече с инспектором ГАИ штраф составит 500 рублей.

 Новый закон о такси

С 1 сентября вступили в силу правила в сфере перевозок легковых такси. В новом документе объединили много ранее действовавших правил, но есть и изменения. В каждом регионе теперь будут сформированы три реестра, содержащие сведения о перевозчиках, автомобилях и заказах.

Согласно 580-ФЗ у тех, кто хочет работать в такси, появилось три варианта официального оформления: заключение трудового договора, самозанятость, сотрудничество в качестве индивидуального предпринимателя. 

Для того чтобы устроиться работать в такси, необходимо получить разрешение на перевозку. Водителями такси не могут стать судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления, убийства, изнасилования, причинение тяжкого вреда здоровью, нарушение общественной безопасности и конституционного строя, при условии, что их судимость не погашена.

— Ян Петрович, услуги такси актуальны для всех возрастных категорий. В связи с ужесточением норм как на практике будет действовать новый закон?

— По мнению экспертов, новые правила создадут условия для выхода перевозчиков из тени. С вводом в действие нового закона появилось больше требований как к организациям, которые предоставляют заявки, так и к субъектам, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров. И требования эти очень серьезные.

Все водители и компании-перевозчики теперь обязаны иметь разрешение на работу в такси. Если раньше за его получение необходимо было платить госпошлину, то с 1 сентября оно выдается бесплатно на всей территории России. Самозанятые, индивидуальные предприниматели и компании смогут получить разрешение в электронном виде, подав заявку через МФЦ или сайт «Госуслуги». Документ выдают в течение пяти рабочих дней. 

Как и ранее, водители такси смогут работать только в пределах региона, где получили разрешение на перевозку.

Запрещено допускать к управлению такси тех, кто имеет хотя бы одно из следующих критериев: за день до перевозки у водителя более трех неуплаченных административных штрафов, ранее он подвергался аресту за нарушение ПДД более одного раза в год, был лишен прав управления транспортным средством повторно, имеет неснятую или непогашенную судимости, не прошел аттестацию на знание местонахождения основных объектов инфраструктуры.

Как видите, большая часть новшеств направлена на безопасность пассажиров.

— Согласно требованиям нового закона, расходы самих перевозчиков значительно увеличатся?

— Как и раньше, таксисты обязаны своевременно проходить медосмотры, заполнять путевые листы перед заступлением на смену. ИП и самозанятые берут эти расходы на себя, поэтому для них расходы, конечно, станут больше. Также закон обязывает водителей такси иметь полис ОСАГО, приобретенный по тарифу для перевозчиков. Он в несколько раз дороже, чем для обычных автомобилистов: стоит 60-70 тысяч рублей. ИП и самозанятым придется приобретать его самостоятельно.

В случае ДТП службы заказа такси несут совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам, если он не покрывает ОСАГО.

Изменений много. Понятно, что уже мы не вернемся к «машинам у бордюра». Но как будут действовать законодательные стандарты на практике, покажет время. 

Беседовала Надежда Данюшина