Школа-гимназия: новый учебный год в обновлённом здании

По информации Министерства просвещения РФ, первого сентября после завершения капитального ремонта вновь открылось более 1250 школ в 73 регионах страны. Среди них – и Ярцевская школа-гимназия.

Точнее, младшие гимназисты приступили к обучению в отремонтированном здании начальной школы в сентябре прошлого года, а вот ребятам из средних и старших классов еще целый учебный год пришлось пользоваться гостеприимством второй средней школы.

Капитальный ремонт зданий гимназии был осуществлен в рамках федеральной программы «Модернизация школьных систем образования». В результате они не только похорошели внешне (свежая краска фасадов и новые стеклопакеты радуют глаз) – в малом здании была выполнена полная замена всехкоммуникаций     (систем водоснабжения, отопления,  канализации, освещения), оконных и дверных блоков, отремонтированы     все     внутренние помещения, приобретена новая учебная мебель. В основном здании школы во всех помещениях заменены окна и двери, отремонтированы актовый и спортивные залы, помещения рекреаций всех этажей, кабинеты физики, химии, музыки. Учебные помещения оснащены новым компьютерным и интерактивным оборудованием.

Экскурсию по обновленному основному зданию для нас провела директор образовательной организации Галина Басалыга.

Безопасность и комфорт    детей – в приоритете

Изменения бросаются в глаза буквально с порогашколы-гимназии, точнее, с ее входной группы.Интерактивная панель на стойке в рекреации. «Бегущая строка» — такой способ информированияучащихся в Ярцевском районе пока есть только вгимназии. Тут же — вся основная информация: расписания уроков, объявления и т.д. Турникет,который необходимо было установить, так как поклассификации «Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещенияРФ» четырехэтажный корпус гимназии относится кзданиям третьей категории опасности и требует дополнительных мер безопасности.

Кстати, о турникете. Если в школах крупных городовэти устройства давно стали обыденными, то длянашего города они пока в новинку.

— Уже сейчас в школу нельзя пройти совсем свободно, — рассказывает Галина Басалыга. — Пока турникеты работают механически, но даже это дает несколько секунд, которые могут стать определяющими в экстремальной ситуации. Что касается ученических карт, по которым можно было бы проходить турникет, то вопрос с их использованием пока открыт. Это связано с тем, что турникеты во входной зоне мы устанавливали несколько лет назад в рамках совместного со «Сбербанком» проекта. Нам были выделены средства на приобретение оборудования, и на тот момент планировалось использование ученических карт в двух аспектах: для прохождения с их помощью через турникет и для оплаты питания в школьной столовой в формате онлайн за собственные средства. Мы приобрели карты по числу обучающихся, но потом начался капитальный ремонт, оборудование пришлось демонтировать, и мы приостановили раздачу карт. Поскольку сегодня формат сотрудничества со «Сбербанком» изменился, дети пока проходят без карт. Но, думаю, через некоторое время мы раздадим карты, чтобы школьники могли проходить через турникет, как в метро, прикладывая карту к считывающему устройству. Со временем мы надеемся «привязать» ученические карты к смартфонам родителей, и тогда информация о пересечении ребенком турникета будет сразу же поступать его родителям — это напрямую связано с безопасностью детей.

Капитальный ремонт сделан и в столовой: здесьполностью заменили мебель, оборудовалисимпатичную буфетную зону, чтобы комфортно чувствовали себя все категории учащихся: и те, ктообеспечивается бесплатными горячими завтраками засчет федерального бюджета (ученики 1-4 классов),регионального бюджета (дети из малообеспеченныхсемей, семей мобилизованных граждан), истаршеклассники, питающиеся за счет родительскойплаты.

Заглянули мы и в школьный гардероб. Кроме того, чтоздесь обновили все оборудование (вешалки, ячейкидля обуви для каждого учащегося), привлекаютвнимание специальные травмобезопасные зеркала настенах: даже если такое зеркало разобьется, никто издетей не пострадает.

Хочу подчеркнуть и еще одну интересную деталь: притом, что в здании обновили, кажется, все, что быломожно, здесь сумели сохранить некоторые особенности оформления, выделяющие гимназиюсреди других школ города. Например, галереюпортретов ученых, писателей и прочих великих людейна стене коридора.

 Раньше эта галерея была разбросана по разнымместам, у различных кабинетов, — рассказываетГалина Николаевна. — После ремонта мы собрали всепортреты в одном месте  во входной зоне первогоэтажа. Мы решили сохранить эту традицию какодин из наших брендов.

Или вот еще: в холле и гардеробе частично оставилипрежний пол, потому что такого больше ни у кого нет, азначит, он имеет историческую ценность.

 Современная техника   как средство обучения

В рамках федеральной программы «Модернизацияшкольных систем образования» гимназии быливыделены средства в размере 18 миллионов рублей на приобретение нового оборудования.

 Для кабинетов физики и химии, ремонт которыхвошел в контракт, мы приобрели мебель, наборы дляпроведения ОГЭ и очень серьезное и дорогостоящееинтерактивное оборудование  цифровыелаборатории. Это должно послужить повышениюкачества обу-                                                                  чения, — комментирует Галина Басалыга.  Такженовые компьютеры и частичноновая мебель приобретены для кабинета информатики.Интерактивным оборудованием, в числе которогопроекторы и компьютеры, оснащены и другиекабинеты. Закуплена мебель и оборудование длякабинета изобразительного искусства (новыемольберты, одноместные столы для занятийрисованием и живописью) и частично  для кабинетамузыки, например, набор шумовых инструментов.Все, что было запланировано в рамках федерального проекта, приобретено, доставлено в школу и началофункционировать. Теперь нужно только научитьсяработать на новом оборудовании, чтобы активноиспользовать его в образовательной деятельности.

 Новый взгляд на общественные зоны 

Как бы ни менялись времена, функции школы никогда не ограничивались обучением детей – здесь ребятавзрослеют, формируются как личности, развиваютсвои таланты, просто общаются между собой. После ремонта в гимназии постарались создать для этогооптимальные условия.

Так, рекреации на 2-м и 3-м этажах преобразовали вобщественные зоны пребывания детей, оснастилиновой мебелью и оборудованием, включая интерактивные панели (такая панель есть и на 2-мэтаже здания для начальных классов), и используютвсе это максимально функционально.

Рекреация на втором этаже стала игровой зоной:здесь достаточно места для подвижных игр, а такжеустановлены столы для настольных игр и шахматныестолы: гимназисты осваивают эту интеллектуальнуюигру с первого клас??.са.

В центре рекреации третьего этажа – большой стол вокружении стульев, а в зале боевой славы – диваны.Это зоны проектной деятельности и коворкинга, то есть место​для общения и совместной работы старшеклассников.

Вдоль стен в школьных коридорах то и делопопадаются яркие мягкие пуфы и банкетки, на которыхтак приятно посидеть на переменке. Уверена, от такихне отказались бы в любой школе, но позволить их себемогут далеко не все. И не только из-за отсутствиясредств, но и из-за неуверенности в сохранностимягкой мебели. В гимназии же рискнули,продемонстрировав тем самым высокий уровеньдоверия и уважения к своим ученикам. (Не подведите,ребята!).

А еще в планах — оборудовать комнату детскихобщественных инициатив, где могли бы собиратьсястаршеклассники-активисты, которые будут задавать тон всей школьной жизни.

— Мебель приобретена, но комната будет оформлена в зависимости от проекта, который нам предложат сами ребята, — поясняет директор гимназии. — Администрация ждет предложений детей по оформлению этой зоны. Мы хотим, чтобы это была именно их инициатива, и готовы обсудить ее с советником по воспитанию Мариной Альбертовной Марян.

— Заботясь, в первую очередь, о комфортном пребывании детей в школе, нельзя забывать и о работниках образовательной организации, — считает Галина Николаевна, — поэтому в рамках проекта мы отремонтировали кабинет директора, канцелярию и учительскую, а также – кабинет заместителей директора.

 Спорт и творчество

Гимназия всегда славилась творческой активностьюсвоих учеников и педагогов и большим количествомюных и взрослых талантов. А талант, как известно, нуждается в поддержке.

 Мы гордимся своим школьным театром, своимхором, — говорит Галина Басалыга.  В июне ребятазаняли первое место на районном конкурсе хоровыхколлективов, который проходил в Детской школе искусств. Очень успешно хор показал себя налинейке, посвященной Дню знаний: когда исполнялсяГимн России, сразу было понятно, что звучит именно слаженный хор, а не какието случайнособранные исполнители.

Если в прошлом году из-за ремонта часть этойработы ушла на второй план, то сейчас есть всеусловия, чтобы вернуться к прежним высотам и работать над еще большими достижениями. Сегоднямы имеем такой актовый зал, о котором может мечтатьлюбая школа. Он не просто отремонтирован –обновлена сцена, приобретена новая одежда длясцены, новое оборудование, новая мебель. Я вообщеочень довольна ремонтом общественных мест.Конечно, есть нюансы, над которыми еще нужно работать, но задел сделан очень хороший.

Еще​пахнут​свежей​краской​два спортивных​зала: малый, предназначенный для занятийфизкультурой начальных классов и уроков по разделу«Гимнастика» в основной и средней школах, ибольшой игровой спортивный зал.

 На 90% спортивное оборудование здесь новое, -рассказывает Галина Николаевна.  В залах обновиливолейбольные стойки, баскетбольные щиты, гимнастические лестницы, шведские стенки  все,кроме инвентаря. Инвентарь мы частичноприобретали раньше и будем приобретать в дальнейшем за счет учебных расходов.

 По-новому выглядит и спортплощадка во дворешколы.

 Спортплощадка оборудована за счет средств,выделенных из областного бюджета в рамкахпроекта «Дети  наше будущее», — поясняет директоргимназии. — Основное назначение площадки подготовка — к сдаче нормативов ГТО. Для этого наней установлено все необходимое оборудование.Дети могут заниматься здесь как на урокахфизкультуры, так и в свободное время.

Конечно, мы бы мечтали о большой спортивнойплощадке на территории школы, где могли бызаниматься не только наши ученики, но и подросткии взрослые всего микрорайона. Это можно было бысделать в рамках проекта «Комфортная городскаясреда». К сожалению, пока этого не произошло.

 Планы на будущее

Главный показатель качества работы любой школы​– это ее востребованность и популярность в городе.

В этом году гимназия набрала 24 класса-комплекта -573 учащихся. И что особенно приятно, 76 из них –первоклассники. Сегодня это одна из немногих школ врайоне, в которой действует три первых класса.

 У нас для учащихся начальной школы созданыпрекрасные условия, — поясняет Галина Николаевна. Первые классы работают в режиме полного дня, тоесть дети могут находиться в школе до половинышестого вечера. В режим дня первоклассников,посещающих группу продленного дня, входит дневной сон, трехразовое питание, внеурочнаядеятельность  и все это под присмотромвоспитателя. Все это очень удобно и для детей, идля их родителей, большинство из которых многоработают.

Несмотря на то, что ремонт зданий гимназиизавершен, работу по благоустройству здесь не считают завершенной.

 Мы очень надеемся, что продолжитсяблагоустройство территории школы, — говоритГалина Басалыга.  В этом году нам были выделены денежные средства на замену пожарнойсигнализации в основном здании (в здании начальнойшколы она была смонтирована еще в прошлом году).В ходе исполнения этого контракта образоваласьэкономия более двух миллионов рублей, иАдминистрация района обратилась в Департамент финансов Смоленской области с тем, чтобысэкономленные средства были направлены на другойвид расходов, а именно, на благоустройство территории школы. Согласие получено,Администрация района разработала сметнуюдокументацию, которая прошла государственнуюэкспертизу, и надеюсь,частьработбудет проведена уже в этомгоду:мы отремонтируем дорожки и основной вход в здание.

А продолжить эти работы администрация гимназии рассчитывает в следующем году. В частности, планируется оборудовать на территории школы уличное освещение – сейчас оно есть только по периметру здания.

        Татьяна Филимонова