Что нужно знать  про тонировку

 В последнее время в Ярцевском районе значительно увеличилось количество нарушений, связанных с неправильным тонированием автомобильных стекол.

За период с января по июнь этого года на территории обслуживания отделения Госавтоинспекции МО МВД России «Ярцевский» было зарегистрировано 20 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали или погибли люди (8 из них – в Ярцевском районе). Три человека погибли, 24 получили травмы. 

Инспекторами было пресечено более 1847 фактов административных правонарушений. Основными из них являлись 49 управлений в нетрезвом состоянии, 11 отказов от медицинского освидетельствования, 93 факта управления без водительских удостоверений, 251 нарушение ПДД пешеходами, 184 нарушения правил перевозки детей, 143 неуплаты штрафов. 

Но самое большое количество нарушений было связано с неправильным тонированием автомобильных стекол, пропускавших менее 70% света. Только за три месяца этого года было выявлено 320 подобных фактов.

В летний период актуальность проблемы правильного автомобильного тонирования многократно увеличивается. Поэтому сегодня в нашем материале более подробно о том, какая тонировка разрешена, способах ее проверки и размерах наказания за нарушение установленных правил.

Рассказывает начальник отделения Госавтоинспекции МО МВД России «Ярцевский» Ян Золотарев.

Что такое тонировка

и зачем она нужна

— Ян Петрович, для чего водители используют тонировку, это действительно так необходимо?

— Чаще всего тонирование стекол – это просто прихоть водителей. Никаких плюсов от ее использования на практике не отмечено.  Под тонировкой понимают специальную затемняющую пленку, которая наклеивается на автомобильные стекла. Тонировкой можно считать занавеску, съемную шторку, жалюзи. Существует  электронная тонировка. Но она слишком дорогая, поэтому чаще встречается на транспортных средствах в больших городах. 

Водители считают, что при тонировании салоны машин меньше нагреваются от солнечных лучей, не выгорает обивка. Также тонированные стекла способны скрывать внутренность салона от посторонних глаз. Затемнение лобового стекла спасает от ослепления солнечными лучами и фарами встречного транспорта. Но на самом деле тонировка вряд ли способна обезопасить оставленные в машине вещи:  фиксировалось немало случаев, когда преступники выбивали тонированные стекла и забирали с заднего сиденья сумки с документами, ноутбуки, планшеты, телефоны, денежные средства. 

К недостаткам тонирования можно отнести и значительное ухудшение видимости, уменьшение водительского обзора. Если в погожий солнечный день это, может быть, некритично, то в дождь, туман и ночное время суток создаются значительные помехи при управлении автомобилем. 

— Что для инспектора является поводом для проверки соответствия тонирования установленным стандартам?

— Тонировка проверяется круглогодично. Проверке может подвергаться любой автомобиль. Как свидетельствует практика, в большинстве случаев нарушения все-таки выявляются, и сами водители о несоответствии правилам чаще всего знают. Поэтому, как только в поле зрения такого водителя попадает сотрудник ДПС, он опускает тонированные стекла либо стремится свернуть в сторону, понимая, что штраф ему обеспечен. 

— Какие виды тонировки чаще всего используют ярцевские водители?

— В большинстве это съемная тонировка из ПВХ-пленки, которая держится на стекле без клея, за счет электростатики. Она легко закрепляется и так же легко удаляется. Иногда водители завешивают окна шторками, что тоже небезопасно, так как шторки представляют собой каркас, обтянутый сетчатой тканью. Он крепится к дверям при помощи магнитов. Дорогая и более сложная в установке электронная тонировка в Ярцеве не используется. 

Тонируют автомобильные стекла чаще всего молодые водители. Им кажется, что тонированная машина приобретет более дорогой и статусный вид. Но на деле, если выбирать между статусом и безопасностью, всегда следует делать выбор в пользу личного благополучия.

Как можно и как нельзя тонировать стекла

— Какие правила при тонировании необходимо соблюдать?

— Ограничения для тонировки прописаны в Правилах дорожного движения. Они запрещают эксплуатацию автомобиля, на котором установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзор с водительского места. Это главное условие.

— Исключения существуют?

— Запрещается установка дополнительных покрытий, ограничивающих обзор с места водителя, кроме зеркал заднего вида, стеклоочистителей, радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветровых стекол.

В некоторых случаях разрешается использовать прозрачные цветные пленки на верхней части ветровых стекол автомобилей и автобусов. 

На лобовых стеклах легковых автомобилей можно размещать светозащитную полосу шириной не более 14 сантиметров, у грузовиков и автобусов —  до верхней границы зоны очистки ветрового стекла. Светопропускание такой полосы не нормируется, она может быть вообще непрозрачной.

Допустимо использовать шторки на окнах туристических автобусов, задних стеклах легковых автомобилей, если с обеих сторон машины установлены зеркала заднего вида. При отсутствии зеркал заднее стекло закрывать ни в коем случае нельзя. Требования по светопропусканию на задние стекла не распространяются, поэтому можно использовать даже глухие жалюзи. 

Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность, должна составлять не менее 70% для всех видов транспортных средств. 

— То есть пленка должна обес- печивать не более 30% затемнения?

— Теоретически да. Но на практике водителям стоит помнить о том, что автомобильные стекла сами по себе не имеют 100%-ной пропускаемости света. Они пропускают его только на 87-89%. Поэтому любая, даже прозрачная пленка, наклеенная на стекло, будет значительно влиять на светопропускаемость. Пленка даже с самым незначительным затемнением, скажем, с разрешенными 30%, уже будет превышать установленные нормы.

Стоит помнить и о том, что со временем автомобильные стекла подвергаются воздействию пыли, песка, в них попадают камешки, мелкие частицы грунта. Это снижает светопропускаемость в разы. На таких стеклах она изначально составляет не более 75%, поэтому любая пленка будет там неуместна.

Многих водителей вводят в заблуждение на станциях техобслуживания. Чтобы не нарушать правила, они просят затонировать автомобильные стекла по ГОСТу, а в итоге при проверке их тонировка нормам не соответствует. Об этом тоже следует помнить.

Как проверяют тонировку?

— Любой инспектор может проверить тонировку автомобиля? Температура и влажность воздуха оказывают влияние на результат?

— Раньше тонировка проверялась исключительно на стационарных постах или специализированных станциях техосмотра. Инспектор останавливал машину и предлагал проехать на пункт проверки. Сейчас закон позволяет сотруднику ГАИ остановить водителя на дороге в любом месте. Инспектору достаточно увидеть тонированные или закрытые шторками стекла. 

Степень светопропускания измеряется специальным прибором — тауметром.  Проверяют тонировку только при определенных погодных условиях. Тауметр, который мы используем для проверки светопропускания автомобильных стекол в Ярцевском районе, может использоваться при влажности воздуха 90%, то есть даже при небольшом, мелком дожде и температуре воздуха не ниже -10 градусов. Туман, ночное время суток на результаты измерения нисколько не влияют.

— Как проходит процедура?

— Перед замером инспектор должен знать влажность и температуру воздуха. Стекло протирается до чистого, сухого состояния. Раньше показатели светопропускаемости измерялись в трех точках одного стекла, при этом итоговым  результатом измерения считалось большее значение из трех. В настоящее время в законодательстве произошли изменения: теперь достаточно производить замер в одной точке стекла. 

— При каких условиях проверка тонировки запрещена?

 В сильный дождь, так как влажность при этом составляет 100%. Многих интересует вопрос, можно ли проверять тонировку ночью. Можно. В отношении времени суток ограничений нет. 

Ответственность

за нарушение

— Какой штраф предусмотрен за нарушение правил тонировки? Размер штрафа зависит от того, какой вид затемнения использовался?

— При ограничении обзора с места водителя шторками, занавес- ками или другими предметами водитель получает предупреждение или штраф в размере 500 рублей. В обоих случаях ответственность наступает только при управлении автомобилем. К примеру, машина стоит на заснеженном дворе. места водителя, но пока автомобиль остается недвижимым, штраф хозяину машины не грозит.

Еще пример. Человек купил машину, но не использует ее. Машина стоит в гараже. Он затонировал все стекла, включая лобовое, но автомобиль не эксплуатируется. В таком случае штрафа владелец транспортного средства не получит. Но как только машина выедет на дорогу, она подвергнется проверке. 

— Можно ли снять тонировку на месте?

— Если выявлены нарушения правил тонирования и светопропускаемость стекол автомобиля ниже нормы, водителю предложат удалить пленку на месте и двигаться дальше. Большинство водителей именно так и поступают. Но штраф в размере 500 рублей оплатить им придется.Если водитель произведет оплату не позднее 20 дней с момента составления протокола, сумма штрафа сократится вдвое. 

Если водитель не снимает пленку в присутствии инспектора, в отношении него выносится требование о прекращении противоправных действий, в соответствии с которым в десяти- дневный срок он должен явиться в полицию на автомобиле со снятой тонировкой и предоставить его для осмотра. 

В случаях, когда водители вообще не реагируют на предупреждения сотрудников ДПС, любая повторная их встреча с инспекторами оканчивается повторными штрафами. В итоге набирается приличная сумма. Так, регистрировались случаи, когда водители неоднократно предупреждались о нарушениях тонирования автомобильных стекол, штрафовались, штрафы не платили и в полицию не являлись. При этом тонировку не снимали. При очередном досмотре на них составлялись протоколы о невыполнении законных требований сотрудника полиции,  сумма штрафа составляла уже не 500 рублей, а от двух до четырех тысяч. 

В этом году в Ярцевском районе был зафиксирован случай, когда сотрудники ДПС остановили автомобиль с тонированными стек- лами. Водитель отказался предоставлять документы на машину, а впоследствии препятствовал проведению замера светопропускаемости стекол. Он скандалил, говорил, что стеклоподъемники не работают. Ранее ему неоднократно выписывался штраф за нарушения правил тонировки. В результате в отношении водителя был составлен протокол по ст.19.3 ч.1 за невыполнение законного требования сотрудников полиции. Ярцевским городским судом было вынесено решение об административном аресте нарушителя на пять суток. Так что хоть и маленький, но реальный срок можно все-таки получить.

— Как избежать штрафа и наказания за неправильное тонирование?

— Неправомерность действий инспектора и наказания может установить только эксперт. Все остальные доводы, в том числе касающиеся погоды, влажности, температуры и давления, – это пустая трата времени. Поэтому в любом случае правила эксплуатации автомобиля лучше не нарушать. В первую очередь, в этом должны быть заинтересованы сами водители.

Надежда Данюшина