Выставка кукол Светланы Желяевой

15 марта в Ярцевском историко-краеведческом музее состоялось открытие выставки кукол ручной работы. Автор коллекции — заместитель директора по административно-хозяйственной части школы-гимназии Светлана Желяева. Полюбоваться ее работами, а также поддержать талантливую мастерицу пришли коллеги и учащиеся гимназии.

Изготовление кукол – это удивительный и немного волшебный вид искусства.Все работы очень разные, но общее у них все же есть: высокое качество исполнения. В куклах из фарфора, дерева, текстиля и других материалов мастерице удалось воссоздать необыкновенные образы, наделив каждую из них неповторимыми чертами.

У посетителей выставки была возможность не только оценить мастерство автора и рассмотреть все детали представленных кукол, но также познакомиться с историей их создания. У многих куклы ассоциируются только с детскими игрушками, однако изначально их создавали немного для других целей.

— Куклы существуют уже очень давно, — рассказала Светлана Желяева.–Самая древняя кукла была сделана из мамонтовой кости, и ей более тридцати тысяч лет. Считается, что их использовали в ритуальных целях: для жертвоприношений, изгнания злых духов и т.д. Есть и другие куклы, которые тоже изготавливали из высушенной на огне кости – куклы западной Африки. А потом давали девочкам, которые украшали их. Часто эти куклы вешали на спину, таким образом девочки учились быть мамами. Они наряжали и ухаживали за ними, как за настоящим ребенком.

На выставке представлены необычные куклы нёрым-ях («болотного народа» — территориальной группы восточных хантов, живущих на болотах в бассейне одного из притоков Оби), такие, как кукла-шишка, кукла-косичка, кукла-ягодка и др. 

На Руси  куклы считались мощными оберегами и талисманами, именно у славян эти изделия впервые стали использоваться в качестве игрушек. 

На выставке представлены еще две куклы — это Солоха и Овсей. Делали их по окончании жатвы из последнего снопа, затем наряжали Солоху в женскую одежду, а Овсея — в мужскую. И все вместе праздновали окончание уборки урожая  — «собирали толоку».

— Есть куклы, у которых нет ног, — говорит Светлана Витальевна. — Почему? Да чтобы они не сбежали от своего хозяина. Нет глаз, чтобы не увидели лишнего, нет рта, чтобы не разговаривали. Если говорить о народных куклах, они всегда существовали в крестьянском быту, и их изучением, описанием занялись только в начале девятнадцатого века. В каждом регионе были свои разновидности кукол. На выставке представлена реплика интересной куклы, бытовавшей в Орловской губернии,– куклы-свахи. Она сделана из катка, на котором вкатывали в печь чугуны, держа ухватом, и свадебного полотенца. Сваха воровала каток на сговоре в доме у невесты и украдкой делала куклу. Потом с ней в руках, оживляя свадебное торжество, утешала плачущую невесту.

Словом, процесс изготовления кукол – дело непростое, требующее кропотливой работы. В то же время  это волшебный, загадочный, добрый мир детства. Куклы ручной работы всегда «живые», так как хранят тепло души своего создателя. Каждая кукла необычна, она имеет свой характер, который выражен в одежде, позе, мимике.

Цель выставки — познакомить с разными куклами, пригласить в путешествие по кукольной планете, где никогда не бывает скучно, по далеким странам и временам.

— Я уверена, что кукольница – самый настоящий  мастер-художник, — говорит Светлана Витальевна. — Она умеет все: конструировать, шлифовать, лепить, выпиливать, клеить, шить, вязать, красить… Еще она стилист и дизайнер. Все эти знания, умения и желания в творческом человеке фонтанируют и выливаются в создание кукол. Изучая кукол, мы путешествуем во времени, погружаемся в культуру народа, открываем для себя новые места. Я люблю всех своих куколок и буду рада поделиться знаниями как с детьми, так и со взрослыми.

Творческие планы на ближайший год — создание кукол-сказочных персонажей и продолжение работы над коллекцией «Ребята с нашего двора». Но самой главной темой остаются куклы, в которые в разные годы играли девочки на Смоленщине.

На выставке представлена этнографическая кукла — такие делали девочки в начале ХХ века. Куклу сделала Марья Макаровна Бельская (1936 г.р.) для своей внучки Марины, все эти годы кукла бережно хранилась в семье. А куклу из газеты для выставки сделала Александра Ефимовна Зуева (1944 г.р.) — в такие куклы играли девочки в послевоенном Ярцеве. Лицо кукле рисовали химическим карандашом; одежду и спальные принадлежности  выкраивали тоже из газеты. А кроватку для куклы делали из деревяшки и дранки, используя сапожные гвозди, красили кирпичной пылью. 

— В то время и шторы на окна делали из газеты, — рассказывает Александра Ефимовна, — красиво было: шторы с узорами.

Такие куклы – жемчужины коллекции Светланы Желяевой.

Директор Ярцевского историко-краеведческого музея Елена Алещенкова в своем выступлении отметила высокий уровень профессионализма мастерицы, а коллеги Светланы Витальевны пожелали ей творческих успехов, чтобы она и дальше радовала нас своими удивительными работами.

Нарине Петросян