Александр Сервиловский: Для нас ценен каждый человек»

В январе в нашем городе было образовано Ярцевское районное отделение «Российского Совета ветеранов пограничной службы» (РСВПС) —  общероссийской общественной организации, которая ставит своей целью работу с ветеранами-пограничниками, защиту их прав, а также  патриотическое воспитание молодежи. 

Возглавил местное отделение Совета Александр Сервиловский, с которым сегодня мы хотим познакомить читателей «Вестей Привопья».

— Александр Викторович, многие ярцевчане знают Вас в качестве  врача-стоматолога. Но, оказывается, Ваша юность связана с пограничными                     войсками?

— Вообще-то, в молодости я  мечтал быть военным, поступал в Рязанское высшее воздушно-десантное училище, но не прошел медкомиссию. Дело в том, что тогда я весил 57 килограммов, а это, как оказалось, недобор веса. И меня отправили «есть кашу», потому что парашют раскрывается при весе парашютиста не ниже 62 килограммов. Так я оказался в Смоленском государственном медицинском институте, но от мечты своей не отказался.

— Это как?

— В те годы наш вуз сотрудничал с Горьковским медицинским институтом, в котором был военно-медицинский факультет. Туда я и собирался перевестись с третьего курса. Но судьба распорядилась иначе. После первого курса всех ребят забрали в армию, и я попал в пограничные войска, так что моя душа и сердце, конечно же, там. По воинской специальности я инструктор службы собак, служил в Алма-Атинском Высшем пограничном командном училище на кафедре кинологии. Это была единственная в Советском Союзе кафедра, которая готовила военных специалистов-кинологов с высшим специальным образованием, а солдаты срочной службы (такие, как я) демонстрировали, как при помощи служебных собак обеспечивается охрана государственной границы на всех ее участках: в горах, в лесу, в песках. 

— Как это происходило на практике?

— Сборный отряд пограничников, включая инструктора-кинолога с собакой, отрабатывал действия при получении сигнала тревоги. Показывал, как собака берет след, как преследует нарушителя, как производит его захват. А правильность действий будущих офицеров-пограничников оценивали наблюдающие, которые стояли по всему участку. Можно сказать, это методическая работа, но служба была такая же, как в любой другой воинской части: режим дня, учеба, строевая, боевая, специальная подготовка.

— Собаку свою помните? 

— А как же! Пограничный пес Алый — фотография всегда со мной. Каждая собака, как и человек, имеет свой характер: одна – забияка, другая – обжора, третья – соня, четвертая — боец. А мой Алый был уже старый мудрый пес с философским взглядом на жизнь. Можно сказать, ветеран. Он четко выполнял все, что от него требовалось, но особого энтузиазма уже не проявлял. Другое дело – щенки, которых привозили к нам в питомник на обучение. Потом их распределяли по всем заставам страны.

— А сейчас у Вас есть собака?

— Йоркширский терьер. После службы кинологом я абсолютно убежден, что крупная собака, такая как овчарка, например, не должна жить в городской квартире. Если мы говорим о воспитании собаки, это серьезная работа, которая требует от хозяина знаний, времени и соответствующих условий содержания животного. 

— Стать военным врачом, видимо, все-таки не получилось?

— После демобилизации я продолжил учебу в медицинском институте, но после 4-го курса нас отправили на два месяца на флот, так как при Смоленском   мединституте работала военная кафедра, которая готовила военно-морских офицеров медицинской службы. Поэтому у меня в военном билете значится специальность «лейтенант медицинской службы военно-морского флота». Так что по профессии я стоматолог, по воинским документам — моряк, а в душе – пограничник.

— Как получилось, что через столько лет Вас снова нашла пограничная служба?

— Для меня самого это стало большой неожиданностью. В прошлом году мне исполнилось 55 лет, и среди многочисленных поздравлений вдруг раздался звонок из Смоленска. Старший инструктор (по работе с ветеранами) отдела кадров Пограничного управления ФСБ России по Смоленской области подполковник Леонид Васильевич Литвинов поздравил меня с днем рождения и предложил заняться формированием Ярцевского отделения «Российского Совета ветеранов пограничной службы». Мне эта тема оказалась близка, и я принял это предложение.

— И в результате возглавили Ярцевское отделение РСВПС.

— С 18 января местное отделение ветеранов-пограничников приступило к работе. Люди отнеслись к этому с воодушевлением, никто не остался в стороне. Видимо, у многих бывших пограничников было желание объединиться и делать что-то полезное для города. В организации сейчас более 50 человек, и  люди у нас замечательные. Уже сформировался актив: Алексей Валентинович Бабий, Владимир Иванович Киютин, Владимир Григорьевич Чорномаз, Ирина Михайловна Шахнова, Александр Евгеньевич Тимошков, Елена Владимировна и Владислав Николаевич Фоменковы,  Игорь Петрович Вознюк. Кстати, у меня среди них самое скромное звание — рядовой, а в Совете есть и подполковники, и майоры.

— Какие задачи, кроме объединения ветеранов пограничных войск и защиты их прав, Вы считаете первостепенными?

— Я уверен, что нужно работать не только с бывшими пограничниками, которые сейчас живут в Ярцеве, но и обязательно помнить о ветеранах старшего поколения, рассказывать об ушедших, поддерживать отношения с их семьями, потому что для людей это очень важно. Например, еще недавно в нашем городе жил майор пограничных войск Сергей Иванович Степанищев. Во время Великой Отечественной войны он был начальником пограничной заставы. Прошел всю Великую Отечественную, имел ордена Отечественной    войны II степени, Красной Звезды, медали. После войны работал в структурах госбезопасности. Недавно я встречался с его невесткой, которая много рассказала о Сергее Ивановиче, показала Благодарственное письмо от директора ФСБ России генерала Бортникова, подарила мне несколько его книг. Я мечтаю, что когда-нибудь наша организация создаст свой музей, где будут храниться такие экспонаты.  

Также совместно с ярцевским отделением «Боевого братства» мы планируем установить на территории Центра досуга «Современник» памятник погибшим ярцевчанам-пограничникам — рядом с бюстом Героя Советского Союза, командующего Воздушно-десантными войсками генерала Маргелова и памятником участникам локальных войн. Очень хотелось бы успеть к 28 мая — Дню пограничника. 

— Я знаю, что Ваша организация уже работает с молодежью и школьниками города.

— Это еще одно направление работы РСВПС. Первый мой выход был в школу №8, где проходил классный час «Разговоров о главном» с учениками 10 и 11 классов. Мои собственные дети выросли, разъехались, и сейчас я с удовольствием занимаюсь со школьниками.

— Как Вы считаете, насколько детям нужно такое общение?

— Очень нужно. О серьезных вещах с ребятами должны говорить не только педагоги, к которым дети уже привыкли, но и представители общественных, военных организаций, предприятий города. Конечно, я волновался и очень не хотел, чтобы наше общение было слишком официальным, регламентированным, поэтому разговаривал со школьниками, как со своими детьми. По-моему, все прошло хорошо. 

— О чем шел разговор?

— О выборе жизненного пути и о профессии военного. По сути, все профессии на земле можно разделить на три разряда, а их представители либо кормят народ, либо его обслуживают, либо защищают. Вот о защитниках    Отечества мы и беседовали. А пограничники в этом смысле – золотой фонд Армии, они всегда на переднем рубеже. Общая протяженность государственной границы России составляет почти 61 тысячу километров, и круглосуточно, круглогодично идет охрана каждого ее метра. Ребятам было интересно узнать об истории пограничных войск, о происхождении формы, примерить мою пограничную фуражку. 

— Начало положено, каковы дальнейшие планы? 

— В ближайшие дни состоится встреча со студентами Ярцевского индустриального техникума. В ней примет участие сотрудница военкомата Елена Фоменкова – одна из немногих женщин, которые вошли в местное отделение ветеранов пограничной службы. 

Еще мы сразу подружились с ярцевским отделением «Боевого братства». Недавно они отправили в зону СВО очередную машину с гуманитарным грузом. Мы присоединились к этой акции и передали военным несколько ящиков со скобами, которые используются при устройстве блиндажей. Скобы по нашей просьбе безвозмездно изготовило ООО «Смит-Ярцево», за что мы очень признательны генеральному директору Якову Эдгаровичу Рапопорту и заместителю директора Александру Львовичу Шахнову.  

— Ваша организация существует около месяца. Выросла ли она за это время?

— Организация растет постоянно. Мы стараемся искать бывших пограничников, многие начинают активно работать, а для кого-то это уже сложно в силу возраста. Но мы хотели бы, чтобы никто из наших товарищей не остался без внимания, поэтому я обращаюсь к читателям «Вестей Привопья». Если Вы или Ваши родственники, знакомые имеют отношение к пограничным войскам, дайте о себе знать. Для нас ценен каждый человек. Наши контакты можно получить в отделении «Боевого братства» по адресу: Базарный переулок, дом 7А.  

                               Беседовала 

        Татьяна Филимонова