Главное – это слышать ребёнка

В этом году Ярцевская общеобразовательная школа-интернат отметит свой 60-летний юбилей. Сотни воспитанников вышли из стен этого учреждения за десятилетия его работы.  Дети, оказавшиеся в трудных жизненных условиях, получали путевку в жизнь благодаря опыту и отзывчивости педагогов и воспитателей, отдававших им не только свободное время, но и душевное тепло.

Впервые детский дом был организован в Ярцевском районе в 1944 году. После освобождения Смоленщины советские военные части ушли далеко вперед, оставляя Смоленщину в глубоком тылу. В то время обездоленных детей и сирот, чудом уцелевших в годы военного лихолетья, было много. В целях объединения и размещения беспризорных малышей  было решено выделить два небольших деревянных дома в Мушковичском сельском поселении. Сюда свозили детей со всей области. Без удобств и комфортных условий здесь проживали те, чьи родители пропали без вести или погибли на фронте. 

«Специальный детский дом» — так он назывался – просуществовал в Ярцевском районе до 1963 года. В начале 60-х годов прошлого века по указанию Никиты Хрущева по всей стране начинали строиться специализированные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – интернаты. В 1963 году в живописном лесном массивеЯрцева тоже был построен новый жилой комплекс, состоявший из пяти кирпичных зданий. Детский дом переехал в просторные, комфортные помещения и был переименован в школу-интернат.  

Сегодня это детское учреждение является одной из ведущих профильных организаций Смоленской области, занимающихся обучением по адаптированным программам.  

О том, чем в настоящее время живет школа-интернат, о методах работы с детьми и людях, которые не могут оставаться равнодушными к чужим проблемам, нам рассказала Анастасия Аксенюк — директор СОГБОУ «Ярцевская общеобразовательная школа-интернат» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

— Анастасия Викторовна, Вы вступили в должность в мае прошлого года. Какими были первые впечатления от работы?

— До того как стать директором интерната, я 12 лет работала в отделе опеки и попечительства, поэтому со спецификой этого учреждения знакома давно. Думаю, со мной согласятся многие: в любое время года на территории школы-интерната царят чистота и порядок. Когда я впервые побывала здесь, именно уют снаружи  и внутри, организованность зеленых зон, благоустроенность покорили мое сердце.  Складывается впечатление, что здесь работают сразу несколько садовников. На самом деле вся красота сделана руками двух педагогов сельскохозяйственного труда и самих ребят. И это дорогого стоит. Во время урочной и внеурочной деятельности они проделывают огромную работу: подстригают кустарники, рыхлят, перекапывают, разбивают клумбы, высаживают цветы. Хотелось бы не только поддерживать, но и приумножать такую красоту. Конечно, в самом начале работы были и другие впечатления, но это было самым ярким и сильным.

— Какие функции выполняет школа-интернат сегодня?

—  Основным видом деятельности является организация обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра. Такие ребята поступают сюда по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Когда педагоги, которые работают с ребенком в детском саду или в массовой школе, чувствуют определенные трудности и понимают, что, возможно, перед ними ребенок с интеллектуальными нарушениями, они рекомендуют родителям обратиться в ПМПК, которая является нашим структурным подразделением. 

В Смоленской области таких комиссий несколько, в том числе и на базе нашего учреждения. После того как с ребенком поработают узкие специалисты и будут сделаны дополнительные медицинские обследования, выносится коллегиальное решение о возможности коррекции детского поведения и выборе дальнейшего образовательного маршрута. Таким образом некоторые дети попадают к нам. На этот образовательный и коррекционный моменты и нацелена вся деятельность нашей школы. 

— Когда-то штат специализированного детского дома, открытого в послевоенные годы в Ярцеве, насчитывал несколько человек. Какова численность взрослых и воспитанников сегодня?

— В этом году у нас обучаются 138 детей. Все они относятся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. 26 ребят находятся на домашнем обу-       чении. В интернате работают 96 взрослых, около 50 из которых – это педагогический состав, остальные относятся к техническому и обслуживающему персоналу. На территории интерната расположены пять больших зданий, которые нуждаются в постоянном внимании. Помимо основных учебных и жилых корпусов,  мы имеем хозяйственный двор с постройками, баню, прачечную, кастелянную, гараж, собственную столовую. Можно сказать, что школа-интернат – это маленькое государство в государстве, в котором всефункционирует как единый слаженный механизм. 

Если говорить о детях, которые постоянно проживают в интернате, – это 46 человек, в отношении которых законным представителем является администрация школы. Помимо этого, 14 человек проживают в интернате в течение пятидневной учебной недели, так как некоторые из них приезжают из других районов: Сафоновского, Верхнеднепровского, Дорогобужского. Пять дней дети занимаются, проживают в общежитии, а в пятницу уезжают домой к родителям. Есть дети и из разных деревень Ярцевского района. Таким образом устроен учебный процесс.

— В интернате много детей, оставшихся без попечения родителей, или в основном это «родительские» дети?

— К сожалению, много — 46 человек. Их содержание, обучение и воспитание являются вторым приоритетным направлением нашей работы. Для  них обеспечены все условия для полноценной учебы и отдыха: медицинское обслуживание, пятиразовое питание, внеурочная и досуговая деятельность. Мы стараемся организовать их жизнь таким образом, чтобы ребята чувствовали себя не в казенном учреждении, а в условиях, максимально приближенных к домашним. В общежитии у нас имеются семейные группы, где проживают братья и сестры. В каждом холле имеется телевизор, игротека. Хочу отметить, что все гости, надзорные органы отмечают особый уют, который мы стараемся создать нашим воспитанникам, чтобы максимально сгладить те жесткие рамки, в которые этих детей поставила жизнь.

— В течение года количество детей как-то меняется?

— Меняется. Дети покидают наше учреждение по нескольким причинам: некоторые выпускаются в большую жизнь, кто-то устраивается в семью, кого-то приходится переводить в другие учебные учреждения по медицинским показаниям. Например, в прошлом году один ребенок выбыл из нашей школы под опеку в Смоленск. Но прибывают дети к нам круглый год.

— Анастасия Викторовна, бывают случаи, когда ребенок возвращается в кровную семью?

— Теоретически это возможно. Но за всю практику моей работы с неблагополучными семьями такие случаи, к сожалению,  единичны. Не потому, что родители не хотели бы забрать ребенка домой: некоторые приезжают, навещают детей с согласия органов опеки, специально для этого у нас оборудованы гостевые комнаты. А потому, что ситуацию, когда ребенок оказывается в интернате, можно считать крайней мерой. Как правило, сюда поступают дети, родители которых не желают заниматься их воспитанием и содержанием, ведут асоциальный образ жизни, употребляют спиртные напитки и не планируют становиться на путь исправления. Как итог — лишение их родительских прав. Но даже в таком случае для ребенка рассматриваются все возможные варианты устройства в семью: к родственникам, бабушкам, дедушкам. И только при невозможности передачи в замещающую семью несовершеннолетний попадает в государственное учреждение. Есть, конечно, родители, которые в конечном итоге поворачиваются лицом к ребенку, но проходит очень много времени, пока они борются со своими пороками. А дети быстро растут. 

К тому же по прошествии времени многое в отношении родителей и детей меняется: продолжая общаться по телефону, они вроде бы поддерживают связь, но она минимальна — уровень привязанности и ответственности падает, с обеих сторон проявляются возрастные и психологические особенности. Нестабильность, страхи и неуверенность в завтрашнем дне в большинстве берут верх. Многим родителям становится удобно, что ребенок проживает в интернате, где за ним организован круглосуточный присмотр и социальное обеспечение.  Как правило, из интерната домой в кровную семью дети уже не возвращаются.

— В вашем учреждении практикуется такая форма пребывания детей у родственников, как временная передача? 

— Да. Дети оформляются к бабушкам и дедушкам или другим родственникам на каникулярное время, выходные дни. В первую очередь это делается в интересах ребенка, чтобы не нарушить кровные связи. Приоритетной задачей государства и интернатных учреждений является не только воспитание и образование детей, но и устройство их в семью или, как минимум, поддержание связей с родственниками. 

— На что в работе с отдельными категориями детей в первую очередь направлено внимание педагогов и воспитателей?

— В основном это соблюдение дисциплины и установленного в учреждении режима и распорядка дня. Если их не поддерживать, то  трудности будут возникать, в первую очередь, у самих детей. Все воспитатели у нас опытные, умеют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, настроиться на него. Об этом говорит и тот факт, что многие выпускники продолжают поддерживать связь со своими педагогами и после  окончания нашей школы: пишут письма, приезжают, часто звонят, советуются. Это лучший показатель педагогической работы. Наш интернат становится для них вторым домом, семьей, с которой они поддерживают самые теплые и доверительные отношения. 

Учитывая, что наш интернат – это специализированное учреждение, где объединены дети с разными психологическими особенностями, уравнять их и найти универсальный способ воспитания невозможно. Здесь воспитателям приходится быть не только мамой и папой, но еще и психологом, лучшим другом и самым близким человеком. У ребенка свой мир, в котором взрослые должны хорошо ориентироваться. Иногда дети впадают в ступор, и важно уметь чувствовать их настроение, дать отгоревать или понервничать, пожалеть, чтобы они вернулись к нормальной жизни. Есть дети, которые болезненно переносят любую критику в свой адрес: неосторожное слово, повышение голоса могут стать для них настоящей травмой. Воспитатели, которые работают с группой из 8-ми человек, хорошо знают особенности каждого ребенка, поэтому их участие в судьбах детей самое ответственное.

— Какие учебные заведения предоставляют возможность дальнейшего обучения для ребят после окончания ими Ярцевской школы-интерната?

— Наши выпускники получают не аттестаты, а свидетельства об обучении, поэтому перечень профессиональных учреждений, где они могли бы получить специальность, для них очень узкий. В основном они поступают в Кас-плянский филиал техникума отраслевых технологий, где получают 10-месячное образование по прикладным специальностям. Еще одной возможностью дальнейшего обучения является одна из смоленских вечерних школ, где  они могут отучиться и получить аттестат установленного образца и в дальнейшем продолжить обучение наравне с выпускниками обычных средних школ. В прошлом году у нас было восемь выпускников, один из которых попал в Смоленский строительный колледж, семеро поступили в Касплянский техникум.  Все они продолжают поддерживать с нашим интернатом тесную связь. 

— Насколько воспитанникам интерната тяжело адаптироваться к самостоятельной жизни?

— Сложно, конечно. Но мы заранее готовим их к этому. На базе нашего учреждения активно работает проект «Социальная квартира», который предполагает самостоятельное проживание детей, начиная с восьмого класса, в отдельном помещении, состоящем из двух комнат, санузла, кухни. Конечно, все происходит под контролем взрослых, но в данном случае он минимален. Ребятам выделяются продукты на неделю. Они сами могут определять свой распорядок дня, готовить, стирать, убираться. И знаете, ни разу не было такого, чтобы ребята как-то безответственно отнеслись к самостоятельной жизни. Наоборот, они еще строже соблюдают график, расписанный по минутам, приходят на занятия задолго до их начала, посещают секции, занимаются спортом, творчеством, в комнатах царят чистота и порядок. У них как будто открывается второе дыхание, появляется стимул. Хочу отметить, что социально-бытовая ориентированность присутствует у всех. 

Думаю, что, выходя во взрослую жизнь, наши воспитанники не испытывают определенного стресса или сильного шока, потому что двери нашего учреждения, как и сердца педагогов и воспитателей, остаются открытыми для них навсегда.

       Надежда Данюшина