В сентябре прошлого года пьяный 29-летний ярцевчанин, управляя транспортным средством, стал виновником дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом. Трагедия произошла 9 сентября примерно в 23 часа 30 минут.
Вечер. Затянувшаяся шумная вечеринка. Обилие друзей, знакомых, общения и… спиртного. Приняв изрядную дозу «горячительного», водитель «BMW 5201», как ни в чем не бывало, привычно садится за руль. Причем, не один. Приглашает друга покататься. На многополосной ночной трассе «Москва-Минск» в ночное время есть где разогнаться. Компания друзей развлекается.
На скорости управление автомобилем дается нелегко: сказывается преувеличенная в состоянии опьянения самоуверенность, заторможенная реакция. На 332-м километре машина вылетает «на встречку» и врезается в транспорт, идущий в противоположном направлении. От сильного удара «лоб в лоб» «BMW» отбрасывает в сторону обочины, к светофору, где стоят еще несколько машин. Уже не владея ситуацией и двигаясь по инерции, «BMW» сметает «Mercedes Benz», припаркованный недалеко от светофора. В результате аварии пассажир — друг пьяного водителя — получает множественные телесные повреждения. Тяжелые травмы оказываются несовместимы с жизнью. Спустя несколько минут он умирает на месте.
Убийца за рулем!
Ежегодно количество «пьяных» аварий со смертельным исходом, произошедших на дорогах Российской Федерации, поражает воображение, заставляя каждый раз вздрагивать при обсуждении жутких подробностей. Несмотря на то, что уже несколько лет подряд фиксируется снижение аварийности, для кардинального изменения показателя «дорожной смертности» такая динамика недостаточна. По данным Госавтоинспекции за период с января по декабрь 2021 года на территории России произошло 164 358 ДТП (снижение на 2% к уровню 2020 года), погибло почти 17 тысяч человек.
За первую половину 2022-го количество ДТП с участием пьяных водителей также сократилось. Зафиксировано 5295 происшествий. Но ведь это цифры официальной статистики. Это те, кому не посчастливилось «проскочить» мимо инспектора. В реальности картина сильно отличается.
— За 9 месяцев этого года на территории обслуживания Ярцевского отделения ГИБДД (Ярцевский, Кардымовский и Духовщинский районы) было зарегистрировано 2565 административных правонарушений. Это без учета аварий, произошедших на федеральной трассе М1. В 36 происшествиях пострадали люди, — говорит начальник отделения ГИБДД МО МВД России «Ярцевский» Ян Золотарев. — Анализ дорожно-транспортных происшествий по Ярцевскому району подтверждает общероссийские тенденции: мы наблюдаем некоторое снижение аварийности. Тем не менее, несмотря на уменьшение показателя смертности в результате управления транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, трудно оценить, много это или мало для конкретного района, потому что каждая жизнь – бесценна.
Говоря о пьяном за рулем, подсознательно мы всегда предполагаем убийство. Хотя многие водители, когда их останавливает инспектор, пытаются доказать: с кем не бывает? Хочу отметить, что один раз в жизни бывает, конечно, всякое. Но если это становится системой, то можно говорить о том, что за рулем потенциальный убийца. Поэтому ответственность за вождение в нетрезвом виде значительно ужесточилась.
Первая встреча пьяного водителя с инспекторами закончится штрафом 30 тысяч рублей с лишением прав управления на срок до 2-х лет. Повторное нарушение — это уголовная ответственность, штраф до 300 тысяч рублей, лишение прав на 3 года, исправительные работы до 480 часов или тюремное заключение до 2-х лет.
Чудом выжили
Предновогодний вечер наступающего 2019-го для одной из ярцевских семей чуть не закончился трагически. Пожилые супруги, погостив у детей в Ярцеве, пригласили 7-летнего внука на предстоящие праздники к себе, в Смоленск. Перекресток на выезде из города, называемый в простонародье «у пушки» не считается особо опасным, так как оборудован максимальным набором всевозможных средств безопасности водителей и пешеходов. Единственное, что требуется на этом участке – соблюдать внимательность при выезде или пересечении федеральной трассы.
На «разрешающий зеленый» дедушка тронулся с места, поворачивая налево. Движение многотонных фур и потока легкового транспорта на трассе остановилось, приоритет отдавался выезжавшим с второстепенных дорог. Пожилой водитель с женой и внуком в салоне уже заканчивал поворот, как вдруг, прямо ему «в лоб», пронзительно визжа то ли тормозами, то ли педалью скорости, вдавленной в пол, вылетела легковушка. Секунда. Удар… Машины развернуло, одномоментно превратив в груды искореженного металла.
Спустя еще несколько секунд дверь со стороны водителя автомобиля-виновника происшествия открылась. Из машины вылез молодой парень. К удивлению всех, он направился не в сторону пострадавших, а наоборот: ловко перемахивая через дорожные ограждения, бросился бежать. Через заснеженные овраги и поля, виновник аварии стремительно уходил в сторону лесного массива.
К счастью, пожилая пара не пострадала. Все пассажиры чудом остались живы. Позже, когда прибывшие сотрудники полиции опрашивали свидетелей, пытаясь выяснить предысторию происшествия, все как один очевидцы поясняли, что водитель-виновник был невменяем, с трудом держался на ногах. Полицейские нашли его только спустя несколько дней: он прятался у сомнительных знакомых. Как оказалось, машина, на которой было совершено столкновение, зарегистрирована на сожительницу. Молодой человек взял ее покататься. Медицинская экспертиза установила: в крови неадекватного водителя в большом количестве присутствовали наркотические вещества. В момент аварии он был в состоянии наркотического опьянения.
Смертельная рулетка
Водители в состоянии опьянения, неважно какого: наркотического, алкогольного — это всегда экстремальная игра. Причем, не только для тех, кто решил поставить на «повезет-не повезет», пройти по краю. Сотрудники отделения ГИБДД сталкиваются с этим чаще других, поэтому каждый рейд для них – серьезное и ответственное мероприятие.
— Ян Петрович, как удается выявлять нетрезвых водителей? Это метод сплошных проверок?
— Не только. У инспекторов, которые годами патрулируют городские территории, формируется профессиональный навык: из потока машин глаз выделяет именно то транспортное средство, которое требует дополнительного досмотра. Например, в августе этого года прошло профилактическое мероприятие по выявлению нетрезвых водителей. В Ярцевском районе работали два экипажа. На улице 50 лет Октября мимо четырех инспекторов проехал автомобиль, который вызвал подозрение одновременно у всех инспекторов. На просьбу остановиться молодой человек среагировал увеличением скорости. Прыгнув в патрульную машину, экипаж бросился в погоню. Спустя несколько минут, убегающая легковушка на большой скорости въехала в гаражный кооператив и остановилась. Водитель выскочил из машины и, широко жестикулируя, стал доказывать, что за рулем был не он. Молодому человеку предложили пройти медицинское освидетельствование на месте. Он отказался. Его доставили в медицинское учреждение для сдачи соответствующих анализов на нахождение в крови посторонних веществ. По результатам анализов было выявлено сильнейшее наркотическое опьянение. В данный момент уголовное дело передано в суд.
— К какой возрастной категории чаще всего относятся пьяные водители?
— В большинстве — это граждане среднего возраста: от 30 до 40 лет. Но попадаются и 18-летние, которые только получили водительские права.
— Существуют признаки, по которым издалека можно определить транспорт с пьяным за рулем?
— Конечно. Самым распространенным из них является желание свернуть в сторону, как только в поле зрения оказываются инспектора дорожного движения. Причем, выворачивают руль такие водители, скорее, автоматически, нарушая при этом все установленные правила, дорожные знаки, разметку. В суматохе они путаются, в какую сторону свернуть, начинают метаться на дороге, забывают включить поворотник. Некоторые, наоборот, проезжая мимо экипажа ДПС, увеличивают скорость. Но даже при таких действиях редко кто из них может избежать встречи с полицейскими. Инспектора проходят плановые подготовки, они всегда готовы к любому развитию событий. Были случаи, когда наши сотрудники бегали за пьяными водителями по полям, по лесам, когда 40-летние полицейские догоняли и обезвреживали 19-летних преступников. Как пример могу рассказать такую историю. Однажды патруль попросил остановиться мотоцикл, водитель был нетрезв, понял – встречи избежать не получится, резко свернул вправо, прямо на перепаханное поле. Сколько мог, ехал, потом мотоцикл увяз. Водитель бросил транспорт и побежал через поле. Инспектор ДПС не растерялся, тоже оставил патрульную машину и бросился вдогонку. На окраине поля догнал преступника. Мотоциклист был сильно удивлен, потому что с детства хорошо бегал. Когда его поймали, ему уже неважно было, что он находился в состоянии опьянения. Первым вопросом был: «Как вы меня догнали?».
— Случалось выявлять граждан, которые в пьяном виде управляли не только автомобилями, но и другими видами транспорта?
— Встречались пьяные водители мопедов, скутеров, мотоциклов и даже квадроциклов. Вне зависимости от вида транспортного средства ответственность за его вождение в состоянии опьянения одинакова. Законодательство не конкретизирует, какое опьянение: наркотическое или алкогольное. При освидетельствовании водителя на месте мы фиксируем количество алкоголя в выдыхаемом воздухе. При отказе пройти освидетельствование предлагаем экспертизу в медицинском учреждении, где устанавливаем наличие посторонних веществ в крови. Эта процедура одинакова для водителей всех транспортных средств.
— При каких условиях инспектор может предложить «дыхнуть» в алкотестер?
— При поведении, не соответствующем окружающей обстановке, сомнениях в адекватности водителя. Была ситуация, когда экипаж только заступил на дежурство и на служебной машине следовал на заправку, как вдруг прямо посередине дороги перед ними водитель автомобиля на трех метрах пытался осуществить странные маневры. Когда экипаж приблизился к машине-нарушителю, инспектора были шокированы: водитель не то что транспортным средством управлять не мог, он вообще не понимал, где находится. И такие случаи, к сожалению, не редкость. В этом году было зафиксировано девять подобных нарушений. Патрульные службы нацелены на такую работу ежедневно. В праздничные дни плотность экипажей многократно усиливается.
В соответствии с приказом Управления МВД по Смоленской области между соответствующими правоохранительными службами установлено плотное взаимодействие, в целях оказания помощи в раскрытии различных преступлений и правонарушений. Это относится и к отделениям ГИБДД. Сафоновские инспектора в условиях взаимодействия могут работать на территории Ярцевского района.
— Существуют допустимые нормы содержания алкоголя в крови?
— В актуальном законодательстве содержание наркотических или психотропных веществ и их следов в организме не допускается ни в каких дозах. Нормативом алкоголя является 0,16 миллиграмма спирта, что составляет 0,3 промилле. Показатель рассчитывается на один литр выдыхаемого воздуха. Но любой инспектор вам скажет: в крови водителя алкоголя не должно быть вообще. Нисколько. Потому что его действие на конкретный организм непредсказуемо. Это всегда рулетка, которая в любом случае может нести смерть. И кому повезет в этой игре, а кому нет – спрогнозировать сложно. Поэтому в такие рискованные не только для себя, но и для окружающих игры лучше не играть.
Надежда Данюшина