На таких и держится Россия!

С Владимиром Петровичем Куликовым – водителем многотонного грейдера — мы встретились в кабинете директора ООО «Чистый город» Олега Кузина. Поводом к встрече было желание написать о ежедневной кропотливой работе человека труда, взглянув на нее не из окна чистого офисного кабинета, а глазами трудяги, от которого каждый день зависит комфорт и благополучие ярцевчан.  

Водителю с большим стажем, который с закрытыми глазами мог запросто разобрать и собрать сложные механизмы тяжелой спецтехники,  привык сутками пропадать в гаражах ООО «Чистый город», внимание средств массовой информации было явно в тягость. 

Разговор начался натянуто. Но уже через десять минут односложно и кратко отвечая на вопросы, Владимир Петрович покорил меня своим умением слышать то, что скрыто между слов. В обычном работяге чувствовалась большая внутренняя сила. И невольно подумалось: вот такие простые, уверенные в себе люди на своих плечах и вытягивали страну в самые трудные времена, именно на них сегодня и держится Россия.  

«Петрович, выручай!..»

Морозная  и снежная зима 2020-го то и дело сменялась не по-февральски дружными оттепелями, в считанные часы превращавшими высокие сугробы в рыхлую, грязную кашу. Такие погодные аномалии как будто испытывали на прочность, выматывали, чувствительно били по самым незащищенным категориям – жителям частного сектора. Если в городской черте работы по расчистке снежных заносов не прекращались ни днем, ни ночью, то преодоление заметенных и через несколько часов снова «раскисших» грунтовых дорог для сельчан и жителей городских окраин превращались в настоящий подвиг. Поход за хлебом или лекарствами по колеям, местами переходящим в зеркальные, ледяные глади, был под силу лишь избранным. 

Именно в такую зимнюю «карусель» на пульт диспетчера Скорой помощи поступил вызов. Пожилой житель поселка Пронькино вызвал врача: внезапно обострившиеся сердечно-сосудистые  заболевания требовали медицинского вмешательства. Хотя  надежды на то, что «скорая» сможет добраться до пациента по такой распутице в кратчайшие сроки, не было. Несмотря на то, что Пронькино находится в пяти минутах езды от города, в снежную, вьюжную зимнюю ночь машина «скорой» могла спуститься сюда только если  с небес. Ситуация казалась  безвыходной. Но машина все же выехала…

…Телефон не замолкал и в кабине грейдериста, который третьи сутки подряд боролся с природной стихией. Улица за улицей, переулок за переулком, с одного конца города до другого, последовательно сгребал он грязную ледяную кашу на обочины. Петрович, как звали его коллеги по работе и жители городской черты, едва успевал выхватить пару часов, чтобы, не раздеваясь, прямо в кабине, скомкав шапку под головой, сомкнуть глаза. В сон проваливался сразу, спал чутко. За семь лет работы на грейдере он привык к трудностям, к жизни в режиме 24/7, к сложным, подчас экстремальным погодным условиям и работе в графике чрезвычайных ситуаций. Погодные аномалии для него перестали существовать, как и чувство времени, в самые заснеженные  холодные сезоны. 

Он наизусть знал всю городскую дорожно-транспортную сеть и расположение коммуникационных развязок, подземных сооружений и кабельных коробов, с закрытыми глазами мог выровнять любую земляную поверхность почти с сантиметровой точностью. Сейчас от его уверенных действий зависело многое. И именно поэтому телефон в кабине тяжеловесного грейдера то и дело перекрывал гул ревущего мотора.  

— Да! – с ходу выкрикивал он в телефонную трубку. — Не мешайте работать! 

— Петрович, Петрович, подожди! — распознал он тревожные нотки  в голосе своего директора. – «Скорая» в Пронькине на брюхо села, помочь надо. Знаю, что ты на другом конце города, знаю, что «в мыле». Кому еще звонить? Ты один во всей округе. Выручай!

— Тьфу! – в сердцах сплюнул водитель. – Где Пронькино, а где Яковлево! 

Но, накинув поверх большой снежной кучи стальным отвалом еще столько же, уже через пару минут металлическая махина, круто развернувшись прямо посередине проселочной дороги, оставляя позади себя грязные траншеи взрытой колесами земли, отправилась из Яковлева на окраину засыпанного снегами Пронькина.

Через 30 минут врач уже осматривал пожилого пациента, принимая решение о  его срочной госпитализации. Успели.

Один на десятки тысяч

Автогрейдер компании «Чистый город» нередко можно увидеть в самых разных районах города. Универсальная, тяжеловесная техника, без которой в системе городского коммунального хозяйства не обходится ни один сезон, во многих ситуациях оказывается просто незаменимой. Расчистка снега, выравнивание земляных поверхностей, строительные работы, укладка железнодорожного полотна, прокладка коммуникаций – везде, где требуется сила и повышенная проходимость, эта спецтехника выручает. Аккуратность и внимательность грейдеристов всегда на особом счету. Ответственность Владимира Петровича тоже на особом. Его безотказность и профессиональное отношение к делу всегда играют в пользу ярцевчан. Для большинства жителей частного сектора он – самый долгожданный гость, «в доску» свой, без которого – как без рук. Его встречают, приветствуя по имени-отчеству даже в районах, отдаленных от городских окраин. И такое теплое  отношение заслужено не только кропотливой работой и мастерством, но и искренним желанием в любой ситуации протянуть руку помощи. 

— Владимир Петрович, сегодня грейдеристов в городе можно пересчитать по пальцам. Знаю целые районы частного сектора, где в любое время года Вас ждут с нетерпением. В чем престиж профессии?

— Какой тут престиж? Работа тяжелая, с утра до вечера. Техника сложная. Иногда приходится работать «на износ», без перерывов и выходных. Один плюс – для людей все. Да и привычка уже…

— А что в этой технике такого необычного, в чем сложность управления? С виду — большой трактор.

Владимир Петрович улыбнулся:

— Может, оно и так. Только любая машина: экскаватор, трактор, бульдозер, грейдер – это совсем разные механизмы. Разбираться надо. У грейдера, например, кабина располагается сзади. Это создает определенные трудности при выезде и развороте на перекрестках. В кабине 12 рычагов переключения скоростей. Управлять ими на дороге нужно почти автоматически, с закрытыми глазами. Сноровка требуется, реакция, привычка. Это не на автомобиле с ветерком раскатывать. Чувствовать технику надо, как человека. Чтобы выровнять дорожное полотно отвалом, каждую ямку через себя пропустишь, чтобы не накроить, как попало, а где и лишнего не срезать. Бывает, люки на дорогах, колодцы, коммуникации подземные проложены, обойти их надо, да так, чтобы все ровненько было, вода не застаивалась. Грейдирование — работа ювелирная. 

— А как Вы пришли в эту профессию?

— Судьба… Я, можно сказать, вырос в тракторе. Отчим был трактористом, с детства приучил меня перебирать железки в гараже, да в совхозных ремонтных мастерских. Мне это всегда нравилось. После окончания восьмилетки я не раздумывал, куда пойти учиться: поступил в училище гидромелиорации. Уже тогда твердо решил идти по стопам отчима. Вся моя жизнь была связана с тяжелой техникой, работал трактористом, водителем. Еще до армии освоил управление бульдозером. После армии в Воронежской области, на моей родине, тяжело с работой стало, перебрался в Подмосковье. Там в совхоз пошел трактористом картофельного звена, занимался распашкой и уборкой картофеля. 

В 2000-м году на Минском шоссе велись большие работы по расширению дорожного полотна. Трактористы, экскаваторщики выкапывали и откидывали подземные кабели. И меня сюда, в Смоленскую область в командировку прислали, подмогнуть. Сам не ожидал, что мне здесь так понравится: небольшой городок, суеты нет и главное — при желании работу найти можно. Но больше всего люди впечатлили. Смоляне – они открытые, и душа и сердце нараспашку. Вот так, в 2000-м году и переехал на Смоленщину. С 2015-го работаю в «Чистом городе». Нравится. Мое это. 

— Какой сезон для грейдериста самый сложный? 

— Как и для многих коммунальщиков — зима. Особенно тяжелые — первые три недели, потом втягиваешься. Человек ко всему привыкает. У грейдеристов нет четкого графика, все от погоды зависит: снег выпал, значит, в любое время суток ты должен быть на работе. День, ночь – без разницы, главное, чтобы люди домой могли добраться, транспорт ходил. Иногда приходится сутками работать с небольшим перерывом. Частенько помогают трактористы. В команде – оно всегда легче. Особенно сложной была зима прошлого года: то оттепель, то подморозит. В феврале-марте заледенело все, машины из частного сектора выехать не могли. Все работали внеурочно.

«Надеешься только 

на себя»

Золотые руки Владимира Петровича ценятся в любой сезон. Ведь в обслуживании любой тяжелой техники на многие километры вокруг равных ему нет.

— Владимир Петрович, часто приходится участвовать в «спасательных операциях», водители легкового транспорта обращаются?

— Бывает. Иногда едешь по сообщению о том, что «скорая» где-то застряла, тягануть надо, а по пути еще нескольких забуксовавших в сугробах вытаскиваешь. Зимой всем водителям непросто. Ехал я однажды чистить Пронькино и в лесном массиве, примерно на середине пути вижу: «Форд» с колеи слетел, в сугроб носом уперся, ни взад, ни вперед выбраться не может. Понятно ж — не вездеход. Спрашиваю: «Веревка есть?». «Есть», — отвечает водила. Привязали, потянули, а она не выдержала: хрясь, и лопнула. Что делать? Поблизости нет никого. Вдвоем толкали. Можно сказать, на руках вынесли. 

Иногда бывает, чищу дорогу, снег на обочину скидываю, смотрю: легковушка                   отъехать не может, буксует. Засыпает их у обочин снегом, особенно ночью. Ни я проехать вперед не могу, ни они с места не сдвинутся. Хочешь-не хочешь, приходится помогать. Куда они без моего тягача? Вот так.

—  Что входит в Ваши обязанности по обслуживанию грейдера? Ремонт сами делаете?

— Когда как. Но чаще – сам. А вообще у нас ремонтная бригада есть. У меня стаж работы на такой технике – с 87-го года. Да и ситуации разные бывают: в дороге, например, что-то «полетит». В основном приходится надеяться только на себя. Когда своими руками сделано, оно надежней. 

— Есть такие марки тяжелой техники, которые Вы еще не освоили?

— Нет. Я работаю на всех машинах, которые есть в техническом парке нашего предприятия. Летом тоже грейдирование проводим, отсыпку, дорожный ремонт. Осенью – на более легких и компактных МТЗ подметаем, листву убираем, тротуары чистим. Мне кажется, если б вертолет дали, я бы и с ним за неделю разобрался. А что там сложного? Главное – любить свое дело.

— Владимир Петрович, а Вы чувствуете отдачу от работы? 

— Зимой, конечно, очень тяжело, но за холодный сезон иногда удается заработать столько, сколько за два лета не заработаешь. И знаете, несмотря ни на что, всегда выезжая на улицы города, хочется получше все для людей сделать. Приятно ведь, когда приезжие говорят: «Как в Ярцеве чисто и красиво!». Так вот, для этого нужно душу вкладывать. Хотя народ тоже разный встречается. Еду один раз на грейдере по улице Артиллеристов, выходит старушка, говорит: «А мне не надо тут ровнять». Спрашиваю: «Как не надо? Всем, значит – всем! Заявка с вашей улицы пришла». А у нее в руках вилы были. «Всем надо, а мне нет!» — закричала и ткнула вилами прямо мне в колесо. Ну, это так, случай из жизни. 

Некоторые ситуации никогда уже не забудутся. Еду по улице Чернышевского. Иногда дорогу приходится дважды грейдировать, чтобы ровнее было. Проехал туда, обратно возвращаюсь, стоит дед с лопатой, яму на дороге позади меня роет. Выхожу, говорю ему: «Зачем вы копаете?» А он мне: «А чтоб машины здесь быстро не ездили!» Ну, что тут скажешь? Россия – она разная и люди тоже.

Но хорошего в моей работе все-таки больше!

 Надежда Данюшина