За верность делу металлургии!

17 июля металлурги всей России, а также Белоруссии, Украины, Казахстана отметят свой профессиональный праздник. Ярцевское металлургическое предприятие «ТМК-ЯМЗ», вошедшее в состав Трубной Металлургической Компании (ТМК) два года назад, стремительно набирает обороты, наращивая объемы выпускаемой продукции. Огромную роль в этом играют люди. Пришедшие на завод по зову сердца десятилетия назад, они и по сей день остаются верными однажды сделанному выбору, отдавая работе не только часть своей жизни, но и  вкладывая в нее свою душу.

За стабильно высокие результаты в работе, упорство в достижении цели, проявленную инициативу, позволяющую значительно повысить основные экономические показатели, наградными знаками «За верность делу» в этом году отмечены сразу несколько заводчан. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с некоторыми из них: начальником участка сжатого воздуха и продуктов воздухоразделения энергоцеха Ниной Ковалевой и начальником сортопрокатного цеха Олегом Мельником.

В преддверии праздника мы встретились с награжденными, чтобы узнать их профессиональную историю и мотивацию к новым трудовым достижениям.

Нина Ковалева:

«Просидеть один день на месте   

 — значит, потерять бесценное

время»

Нина Леонтьевна Ковалева – бессменная участница всех заводских мероприятий, конкурсов профессионального мастерства, активное объединяющее звено туристических слетов и соревнований — впервые пришла на завод 16 лет назад. Сегодня она является обладателем множества дипломов, благодарственных писем, грамот. В течение года ее фотография украшала заводскую Доску почета. Но такие награды в металлургии не вручаются просто так. Заслужить их, учитывая специфику такого тяжелого и опасного производства, непросто. Нина Ковалева в числе тех, кто смог.

Уроженка Белоруссии после окончания Ленинградского технологического института холодильной промышленности, с приобретенной профессией инженера-механика, она по распределению попала в Иркутскую область. В строящемся городе Саянске заводской комплекс «Химпром» в то время очень нуждался в молодых кадрах. Их работа на предприятии приравнивалась к шестилетней командировке. После окончания срока обязательной трудовой деятельности Нина Леонтьевна, увлекшись  работой, осталась еще на шесть лет. И только в начале 90-х, после случайно прочитанного объявления в местном печатном СМИ с предложением обмена квартиры в Саянске на жилплощадь в Ярцеве, возникла мысль переехать поближе к центру страны.

В 1996 году семья переехала в Смоленскую область. В 2006-м Нина Леонтьевна впервые вошла в цех одного из мощнейших российских предприятий – ГУП ЛПЗ. Двумя годами ранее сюда же устроился ее муж.

— Нина Леонтьевна, на Ваших глазах происходило становление ярцевского металлургического комплекса. Помните, как это было?

—  Я сразу попала в цех тепло-газо-воздухоснабжения. В то время в помещение цеха постепенно завозилось новое оборудование, производился его монтаж. Так как я была инженером-технологом, в мои обязанности входила разработка программ для новой техники. Все новое было интересно. Работа захватывала. В 2015 году наш цех объединили с цехом водоснабжения и канализации. Вскоре это объединение стало энергоснабжающим цехом, в котором я заняла должность ведущего инженера. Но на практике приходилось заниматься и другой работой. После оптимизации производственного процесса я была назначена начальником участка. Так до сих пор и работаю в этой должности. Работа нравится.

—   Я знаю, что дети пошли по Вашим стопам. В настоящее время сын Евгений Ковалев является начальником одного из самых сложных и ответственных участков всего ярцевского металлургического комплекса – электросталеплавильного цеха. Как удалось привить любовь к этой профессии?

— Ему очень нравится эта работа. Вообще тяга к огню прослеживалась у Евгения с детства. Конечно, дома мы с мужем всегда обсуждали рабочие моменты, разговоры не затихали. Со временем металлургия стала не просто огромной частью нашей повседневной жизни, она и была сама жизнь. Конечно, дети быстро считывают такие настроения. Они с детства «варились» в этой атмосфере. В какой-то момент я и отец помогли Жене сделать выбор в пользу ярцевского завода. Он пришел работать подручным сталевара. Постепенно, ступенька за ступенькой, он поднимался по карьерной лестнице. Сегодня я вижу, какой азарт горит в его глазах, когда он говорит о родном предприятии. Очень увлечен, заинтересован. Мне кажется, что именно на таких настроениях молодых кадров, как и на бесценном опыте работников со стажем, и должна держаться металлургия.

—  Нина Леонтьевна, из практики Вашей работы, молодежь охотно выбирает профессию металлурга? У Вас было много учеников?

— Много. Новые молодые  кадры приходят, конечно, но задерживаются не все. Я бы сказала, только те, у кого есть сила воли, внутренний стержень. Конечно, каждого нового работника приходится обучать с нуля – специфика производства. Именно поэтому на нашем участке сформированы смешанные разновозрастные группы, в которых молодежь набирается опыта у более старших. Работа ответственная и интересная. Ее суть заключается в том, чтобы трансформировать обычный воздух в жидкое состояние, а потом выделить из него те газы, которые необходимы для нашего производства. Те, кто заинтересован, обучаются, как правило, быстро. Как говорится, было бы желание…

— С каким образованием можно прийти работать в ваш цех?

— С любым. Обучим на месте. Лишь бы человек сам захотел. Знаете, нежелание и незаинтересованность всегда чувствуются. На обучение дается три месяца. Но по истечении этого срока процесс не заканчивается. Теория – теорией, но практика важней. Пока ты не доведешь свои действия до автоматизма, работать будет сложно. Разные ситуации бывают. Иногда вроде бы мелочь — непродолжительное отключение света — способно вызвать ощутимые последствия. Важна быстрая и правильная реакция работников. Огромную помощь в этом оказывают те, кто отработал на предприятии не один десяток лет. До сих пор в строю остаются работники, которые стояли у истоков запуска производства, налаживали первые мощности. Такая верность профессии дорогого стоит.

— А были какие-то внештатные ситуации, в которых проявлялся характер ваших работников?

— Конечно. Думаю, такие ситуации возникают на любом производстве. Работа металлурга – очень ответственная и кропотливая. Она не позволяет расслабиться ни на минуту. Здесь нужно просчитывать все возможные последствия наперед.  Но, как правило, тем, кто однажды попробовал себя в этой профессии и ощутил результат, назад дороги уже нет.

— Вы постоянная участница заводских мероприятий, соревнований, турслетов, человек с активной жизненной позицией. Откуда столько энергии, энтузиазма, желания двигаться вперед?

— Я всегда была такая. Никогда не сидела на месте. Все члены моей семьи предпочитают активный отдых. Выходные мы всегда проводим на природе, на велопрогулках, зимой — на лыжах. Любим ходить в походы. В 2014 году у нас проходили зимние заводские соревнования по биатлону. От нашего цеха в команду вошли несколько человек, в том числе и я. И мы выиграли. Первое место в таких серьезных состязаниях стало хорошим стимулом на долгие годы. Сегодня я уверена: просидеть один день на месте — значит, потерять бесценное время жизни. Этому я учу не только своих детей, но и всех своих учеников.

Олег Мельник:   

«Уверен: семейные династии

на заводе – дело времени»

Олег Викторович Мельник пришел работать в заводской цех ГУП ЛПЗ в 2008 году. Тогда по вызову ярцевского завода он приехал в наш город из Приднестровья. После окончания Кишиневского технического университета в Молдове Олег Викторович долгое время работал на молдавском металлургическом предприятии. Начал с низов: зубофрезеровщиком второго разряда.Затем он постепенно, шаг за шагом повышал свою квалификацию. В скором времени стал бригадиром, позже мастером, перевелся на прокатный стан вальцовщиком стана горячей прокатки. И только после такого долгого и трудного пути судьба привела его в калибровочное бюро. Опытным калибровщиком он и приехал на ярцевское металлургическое предприятие.

Набирающие обороты заводские цеха нуждались в новых, современных знаниях и технологиях. Проектирование документации для продольной прокатки при изготовлении арматуры, точные расчеты, чертежи, эскизы для наплавки и переточки металлических конструкций – этим занимался Олег Викторович на протяжении долгих 14 лет. В 2013 году он был назначен заместителем начальника цеха по производству. В 2017 стал начальником сортопрокатного подразделения. 

— Олег Викторович, чем Вы объясните такую преданность  выбранному делу?

— Профессия калибровщика творческая. Здесь нельзя действовать по единому шаблону. Документация требует не только повышенного внимания, глубоких знаний, но и большого практического опыта работы с металлургическим оборудованием. Мое подразделение занимается отработкой технологий, касающихся продольной прокатки. С помощью знаний калибровщиков производство значительно повышает эффективность, качество выпускаемых изделий, увеличивает прибыль. Вроде бы простая специальность, а экономический эффект от применения знаний огромный. Если говорить конкретно про ярцевский метзавод, то, когда предприятие вышло на стабильные объемы выпуска продукции, был рассчитан эффект от использования более современных материалов. В результате прокатные валки стали применять не из чугуна, а из твердого сплава, тем самым повысив стойкость в 8-10 раз.  А это уменьшение количества простоев и, соответственно, увеличение выпуска продукции. Разве может с чем-то сравниться ощущение того, что ты смог перевернуть работу всего предприятия, такого мощного гиганта?

— Ваш цех как-то изменился в последние годы, заметна тенденция к развитию?

— Конечно. Это касается не только отдельного цеха, но и всего производства. Проектная производительность завода составляла около 200 тысяч тонн стали, а сейчас 340-350 тысяч тонн. Это хороший показатель. Но для решения новых производственных задач нужно развивать производство и дальше.

— Как Вы думаете, за счет чего удалось добиться таких результатов?

— Во-первых, в результате изменения параметров механического оборудования, изменения технологий, перехода на более качественные материалы мы увеличили часовое производство. С этого все началось. Огромную роль играет и заинтересованность коллектива. Во все годы на предприятии работали хорошие специалисты.

— Олег Викторович, чем живет сегодня ваш цех? Какие люди работают?

— Подразделение насчитывает около 150 человек. В основном это люди от 25 до 40 лет. Проще, конечно, сотрудничать с более опытными. Но к 30-35 годам те, кто остался в этой профессии, уже  нарабатывают определенные знания и взаимодействуют со старшими товарищами на равных. Ярцевские специалисты ни в чем не уступают работникам подобных предприятий, функционирующих в крупных городах.

— Вы верите в будущее «ТМК-ЯМЗ»?

— Конечно. Во-первых, огромную роль в развитии предприятия играет его удачное месторасположение, относительно центра и ведущих российских предприятий, установление с ними трудовых и производственных взаимоотношений. Во-вторых, руководство предприятия, на мой взгляд, очень грамотно выстраивает производственный процесс. Неоднократно в самые сложные времена продуманная и взвешенная политика управленческого звена позволяла выйти из критических ситуаций с минимальными потерями. Ну и, конечно, в-третьих – огромное значение играет сработавшийся в течение десятилетий коллектив. Люди, которые здесь работают, поражают своим стремлением добиваться поставленных целей, показывать стабильно высокие результаты. Они душой болеют за производство, и это чувствуется. Те, кто находится сегодня в заводских цехах, – металлурги по призванию. Радует, что на завод приходит много молодежи.

Я не просто верю в завтрашний день  «ТМК-ЯМЗ», я думаю, что через несколько лет мы будем говорить о сложившихся в его стенах семейных трудовых династиях. Ведь дело отцов и дедов — это не просто работа, часть их жизни, это и есть сама жизнь.

                                                                                                                                                                Надежда Данюшина