Сидеть в кресле врача стоматолога было как-то неуютно. Сковывало внутреннее напряжение, возникшее задолго до входа в двери стоматологической клиники. Непонятно, что конкретно напрягало, но решиться прийти сюда по своей воле, было сложно. Для впечатлительного и эмоционального человека – это вообще поступок «из разряда вон», геройских. Самовнушение и внутренняя анестезия в таких случаях не действуют. Большинство испытывает одинаковые ощущения. В какой-то момент ловишь себя на мысли: дыхание замедляется, сердце отчетливо стучит в висках.
— Спокойно! – одними глазами улыбается доктор в маске. Морщинки в уголках прищуренных глаз сразу становятся знакомыми и родными. — Открываем рот.
Уже через 10 минут волнение отпускает. Через 20 — все беспокойства и тревоги остаются позади.
Трудно найти человека, который хотя бы раз в своей жизни не сидел в кресле стоматолога. Можно миновать встречи с хирургом или окулистом, но поход процесс обязательный и, как правило, регулярный. И, несмотря на то, что в последние годы в сфере предоставления стоматологической помощи в Ярцевской стоматологической поликлинике многое изменилось, самые стойкие специалисты старой гвардии остаются на своих местах, выполняя профессиональный долг даже в непростых условиях пандемии.
— Сегодня сфера предоставления стоматологической помощи испытывает своеобразный кризис, — говорит главный врач ОГБУЗ «Ярцевская городская стоматологическая поликлиника» Сергей Зайцев. – Это касается не только стоматологии, а медицины вообще. Санкции, введенные против России, естественно, затронули все российское здравоохранение. Оборудование, материалы, многие препараты поставлялись из-за рубежа. В связи с этим себестоимость стоматологических услуг неизбежно увеличилась. Но даже в таких условиях наши врачи остаются на своих местах и продолжают работать. Наравне с молодыми кадрами опытные специалисты, за плечами которых десятилетия трудовой деятельности, ведут ежедневный прием. Владимир Степанович Кузин, Раиса Николаевна Метельская – это те, на ком долгие годы держится ярцевская стоматология. Наверное, они сами лучше расскажут о судьбе врачей-стоматологов и о том, почему продолжают работать в сложившихся условиях.
Не использовать такой шанс было нельзя, поэтому мы встретились со специалистом, который отработал в области стоматологии почти 40 лет.
Первые шаги в медицине
Своего первого пациента в Ярцевской стоматологической поликлинике Раиса Николаевна Метельская приняла в 1995 году. С тех пор она неизменно оставалась на своем рабочем месте. Тысячи благодарных пациентов. Грамоты, дипломы, благодарственные письма. Сегодня Раису Николаевну – стоматолога высшей категории — знает весь Ярцевский район. Жители других городов записываются к ней заранее. Но все начиналось с малого. Раиса Николаевна вспоминает времена, когда она даже не предполагала, что свяжет свою жизнь с медициной.
— Раиса Николаевна, как родилось решение стать стоматологом? Это мечта со школьной скамьи или следствие обстоятельств?
— Я ярцевчанка, родилась в совхозе Львовский в 1953 году. Там же окончила среднюю школу. Сегодня перед детьми открываются большие возможности, они могут сами выбирать свои увлечения. А тогда… В свободное время мы работали наравне со взрослыми, помогали и в поле и в доме. Большую часть времени делали не то, что хотелось, а то, что было нужно. Осознанной мечты стать медиком у меня не было. Но неосознанные порывы оказать первую помощь проявлялись всегда. После восьмого класса за компанию с подругой я подала документы в Вяземское медицинское училище и… поступила. Это был первый шаг в медицину.
— После училища Вы решили учиться дальше?
— После училища я стала фельдшером. Но учеба в те годы и сейчас – это две большие разницы. Сегодня можно учиться, не выходя из дома, а тогда знания нужно было добывать на практике. Я вернулась в Ярцево, работала фельдшером в сельской местности, в деревне Приселье. Там была участковая больница на 25 коек.
На средний медицинский персонал в любой области медицины ложится огромная нагрузка: патронаж больных, прививочные компании, работа с детьми. Учитывая то, что присельский участок был большим, ходить приходилось много: Приселье, Смогири, Шокино. Так, потихоньку, шаг за шагом, набиралась опыта. По молодости, было интересно. Работа нравилась.
Вскоре я переехала в Смоленск и перевелась фельдшером в отделение скорой помощи. Тогда-то и решила продолжить медицинское образование, поступить в институт. Выбрала квалификацию «Стоматология».
«Расслабьтесь, я ваш стоматолог…»
В 1984 году Смоленский медицинский для Раисы Николаевны был уже позади. Но, несмотря на то, что врачебный персонал требовался Смоленщине всегда, серьезный старт в медицину ей пришлось сделать на Дальнем Востоке. После окончания института вместе с мужем она, как молодой специалист, отправляется в Амурскую область. Стоматолог в отдаленном сельском районе ценился на вес золота. 10 лет медицинской практики на общем приеме стали хорошей школой на всю жизнь.
— Раиса Николаевна, что значит «стоматолог работает на общем приеме»? Нам привычней говорить о терапевтах общей практики.
— Это значит, что ты лечишь кариес, осматриваешь детей, удаляешь зубы и самостоятельно решаешь все попутные вопросы на месте. Специалист общей стоматологии занимается всеми патологическими процессами, происходящими в ротовой полости и челюстно-лицевых отделах. Представьте: село, где долгие десятилетия не было стоматолога, фельдшерский пункт, очередь с утра до вечера — и старики и дети, кому зубы поставить, кому подровнять, кому удалить. Отказать нельзя. Потому что люди смотрят на тебя с надеждой, идти им больше некуда. На сотни километров вокруг других врачей-стоматологов нет.
— Это все равно, что из учебки сразу в бой? Страшно было?
— Страшно, когда ты находишься в ожидании чего-то, в неизвестности, как оно там все будет впереди или потом, спустя время. А когда перед тобой толпа людей, которые ждут участия и помощи, о страхе не думается.
— А почему именно Дальний Восток? Неужели из Смоленщины в такую даль посылали?
— В свое время для того, чтобы привлечь туда народ, государство разрабатывало разные программы, обещающие немало привилегий. Родители моего мужа решили испытать удачу, уехали туда, как молодые специалисты. После окончания института, он поехал к ним в гости и взял меня с собой. Так мы там и оказались. Конечно, все могло бы сложиться по-другому, но что теперь об этом говорить… Работа там научила меня многому.
— Раиса Николаевна, а Вы помните своего первого пациента?
— Честно вам скажу — нет. Все воспоминания, относящиеся к тому времени, сегодня всплывают в памяти, как бесконечный поток нуждающихся в помощи людей и страх, что ты можешь не справиться, потому что опыта еще нет. Двери в стоматологический кабинет не закрывались с утра до вечера. Нужны были реальные дела. Студенческая практика – это одно, а работа в реальных сложных условиях и в одиночку – совсем другое. Интернатуры тогда еще не было, до всего приходилось доходить своим умом. Читали. Пробовали. Экспериментировали. Учились на ходу.
— А самых сложных своих пациентов помните?
— Да. Их было немало. Тяжелых отправляли в областной центр, в Благовещенск. Транспортировали на поезде, до которого нужно было преодолеть еще 80 километров. Часто возникали ситуации, когда нужна была незамедлительная хирургическая помощь. Стоматолога-хирурга там не было. Спасибо оперирующим врачам-хирургам, которые откликались. Взаимовыручка в таких условиях была вопросом жизни и смерти. Хирургические вмешательства на челюсти – очень опасны. Неподготовленный врач не сможет запросто разрезать десну, можно повредить сосуд. Приходилось просить специалистов. Помогали, не отказывали. Другого выбора тогда не было.
«Сначала я – врач»
В практике Раисы Николаевны было немало случаев, которые произвели неизгладимое впечатление. За время работы фельдшером в сельской местности, на скорой помощи, в стоматологическом кабинете пришлось повидать многое. Тем не менее, врач никогда не искала для себя наиболее выгодных условий, спокойно и четко делала свою работу.
— Раиса Николаевна, а Вы никогда не хотели перейти в частную стоматологию? Другие условия труда, материалы, заработная плата…
— Знаете, для врачей старой гвардии, которые получали образование еще во времена Советского Союза и учились на собственных ошибках, нарабатывая опыт, понятие «медицина» было совсем иным. Тогда мы не думали о профессии, как о способе повысить свой материальный уровень, заработать.
Многие шли в медицину по велению сердца. Их мотивировало желание помочь. К сожалению, сегодня зачастую мы наблюдаем другую картину. Как человек, отработавший в медицине всю свою жизнь, могу сказать: мне не важно, государственная это компания или частная, важно, что я нахожусь рядом с теми, кому нужна. Только так человек может чувствовать себя счастливым…
В условиях коронавирусной инфекции, когда медицинские учреждения резко опустели, потому что большинство пациентов предпочитали оставаться дома и не цеплять неизвестные вирусы, после небольшого перерыва в плановых приемах, стоматологи продолжали оставаться на местах и оказывать необходимую помощь. Знания и опыт Раисы Николаевны, как одного из самых грамотных специалистов, зачастую оказывались очень кстати.
— А Вы не боитесь продолжать работать в условиях повышенного инфицирования неизвестными вирусами?
— Боюсь. Как боятся все люди. Но, поверьте, даже сидя дома и выходя в магазин один раз в неделю, существует риск подцепить неизвестную болезнь. От этого трудно застраховаться. Поэтому лучше уж приносить пользу, чем сидеть и ожидать приближения болезни взаперти. Чему быть, того не миновать.
— Раиса Николаевна, а никогда не возникало желания: да ну его, хватит! Хочу отдохнуть!
— Вы что! Сначала я – врач! Я не представляю себе жизни без своей работы и людей. Я делала это всю жизнь и сегодня, когда особенно требуется помощь, и врачи объединяются в борьбе с опасными заболеваниями, не собираюсь оставаться не удел. Я там, где я нужна.
За многолетний труд Раиса Николаевна получала немало грамот и наград, но самыми дорогими из них навсегда останутся благодарные отзывы пациентов.
Анастасия Максимова (Москва):
— Хочу выразить особую благодарность доктору Раисе Николаевне Метельской за ее профессионализм и чуткое, внимательное отношение! Мы со взрослой дочерью попали к ней на прием в прошлом году, когда гостили у родственников. Щека у дочери распухла, боль была нестерпимая. Только помощь Раисы Николаевны помогла избежать хирургического вмешательства. Теперь заранее мы записываемся только к ней. Доктор очень внимательная и чуткая. Чувствуется большая практика. Огромное спасибо доктору за своевременную помощь!»
Андрей Сазонов (Ярцево):
— Очень благодарен врачу-стоматологу Раисе Николаевне Метельской. Лечил два зуба. Попал к ней уже после окончания рабочего дня по острой боли. Она меня приняла. Возилась почти час. Успокаивала и подбадривала. Чудесный человек. А на следующем приеме через полгода поинтересовалась, как мои дела. К сожалению, в государственных клиниках, такое случается нечасто… Врач от Бога. Теперь всегда стараюсь попасть только к ней. Спасибо Вам огромное, Раиса Николаевна, за Ваш нелегкий труд и терпение!
Надежда Данюшина