С первым весенним теплом количество снега на городских улицах и во дворах заметно поубавилось. Тем не менее по-прежнему актуальными для многих ярцевчан остаются вопросы, касающиеся организации снегоуборочной кампании. Дворовые территории, «раскисшие» грунтовые дороги частного сектора, основные социально значимые маршруты общественного транспорта – все это хозяйство требует пристального внимания в любой сезон. Но в зимний и в переходный – особенно. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться в этом году нашим коммунальщикам, в каких условиях работала специализированная организация по уборке города ООО «Чистый город», рассказывает директор компании Олег Кузин (на фото).
— Олег Александрович, в этом году в адрес организации снегоуборочной кампании звучало немало претензий. Зима была аномально снежной, или существуют другие причины большого скопления снега во дворах и на городских улицах?
— Прошедшая зима была сложной для всех компаний, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Не могу сказать, что она какая-то аномальная, но последний раз такое количество снега выпадало в 2014-15 годах. Особенно сложным для нашей организации оказался период с середины января до начала февраля, когда за сутки выпадала месячная норма осадков. Уборку снега и посыпку дорог на одних и тех же участках приходилось проводить до трех раз в сутки. Но снегоочистка основных общественно значимых территорий проводилась в полном объеме и в соответствии с планом. Приоритет отдавался дорогам с твердым покрытием и маршрутам городского общественного транспорта, тротуарам, остановкам. Небольшая задержка по уборке снега наблюдалась в частном секторе.
— Говоря о сложностях работы ООО «Чистый город» в зимний период, хотелось бы понимать, каким парком техники обладает компания и какова численность персонала.
— Если говорить о зимнем периоде, в частности, об уборке снега, ежедневно мы задействовали около 13 единиц техники: самосвалы для очистки и перевозки снега, комбинированные дорожные машины (КДМ), оснащенные оборудованием для очистки и посыпки проезжей части, мультикар, предназначенный для уборки снежного покрова на более компактных территориях (тротуарах), два фронтальных погрузчика, четыре трактора. Традиционно зимой мы привлекаем к работам вспомогательную технику: «ГАЗели», автобусы для перевозки дорожных рабочих, крупногабаритный транспорт для перевозки тяжелых грузов.
Численность сотрудников, которые боролись со снежными заносами в этот период, составляла около 35 человек.
— Всегда ли удавалось укладываться в намеченный план-график?
— Почти всегда. Конечно, эта зима стала для нашей компании своеобразным испытанием на прочность: с одной стороны, непрекращающиеся сутками снегопады требовали концентрации трудовых ресурсов, с другой стороны, многие наши сотрудники (около 40%) болели. К сожалению, пандемия не обошла компанию стороной. В связи с нехваткой рабочих рук пришлось организовывать работу механизаторов и водителей КДМ в две-три смены. Они сменяли друг друга после 8-часового рабочего дня. Те, кто выходил с больничного, сразу же садились за руль снегоуборочных машин. Вывоз снега не прекращался даже в ночное время. Кстати, именно ночью снегоуборочные работы были наиболее эффективны: поток городского транспорта уменьшался.
— Как удавалось проводить работы на территориях, где парковка транспорта практически круглосуточная?
— Наибольшую трудность представляли дороги, прилегающие к Ярцевской центральной районной больнице. Ввиду непрекращающегося потока пациентов, прибывающих на личном транспорте, там можно было очистить проезжую часть только поздно вечером или ночью. Сложности с очисткой дорог возникали на улицах 30 лет Победы, Строителей, Пугачева, Чернышевского, конкретно — в районе ее пересечения с улицей Максима Горького, до улицы Краснооктябрьской. В этих районах горожане паркуют транспорт прямо на проезжей части. Это значительно осложняет работу по уборке. Иногда приходилось привлекать сотрудников ГИБДД.
— Борьба со снежной стихией велась исключительно собственными силами или помогали сторонние организации?
— В период пика заболеваемости сотрудников нашей компании огромную помощь оказывали владельцы специализированной техники. Такая помощь была хорошим и своевременным подспорьем. Они помогали бороться со снежными заносами в частном секторе, работали на городских улицах.
— Расскажите подробнее о проблемах, возникших этой зимой на территориях частного сектора.
— Каждый год здесь наблюдается одна и та же картина: с началом оттепели рыхлые участки снега моментально превращаются в воду, более уплотненные формируют колею. Передвигаться по таким дорогам трудно не только на транспорте, но и пешком: повышена опасность травматизма. Поэтому здесь используется специальная техника. В контракте, который заключен нашей компанией с Администрацией района, есть список очередности очистки территорий. Мы стараемся его придерживаться. Конечно, иногда приходится работать в прямом контакте с управлением ЖКХ, возникает необходимость экстренного вмешательства нашей службы на определенных участках. В таких случаях очередность нарушается. К примеру, в Пронькино на окраине улицы после снегопада чья-то тяжелая техника разворотила чищенное нами накануне дорожное полотно. В этот момент там оказалась машина скорой помощи. Она увязла в колее. Пришлось срочно снимать технику с участка в районе Яковлева и отправлять «на выручку». К счастью, такое случается нечасто.
— Есть ли у нас улицы, где ваша снегоуборочная техника не может эффективно работать?
— Да. В Пологах есть улица Дружбы. Там проживает мужчина, которому требуется постоянное медицинское наблюдение. Проезд для «скорой» здесь должен быть обеспечен всегда. Но улица представляет собой одну сплошную крутую гору. Не любая техника там пройдет. Мы ее чистим, но посыпать песком не в состоянии: наши машины не способны преодолеть такой уклон. Приходится посыпать вручную. Пара человек управляется за несколько часов. Но такие районы единичны.
— Помимо уборки снега, какие еще работы проводились вашей компанией в зимний период?
— Ямочный ремонт дорог, который согласно стандартам можно осуществлять в пределах определенных суточных температур. Нам удалось отремонтировать часть дороги на улице Советской в районе моста через реку Вопь. Работы осложнялись тем, что много времени уходило на высушивание поверхностного слоя. Но, несмотря на то, что часть дороги удалось привести в порядок, со временем на этом участке появляются новые выбоины, которые доставляют немало неудобств владельцам транспортных средств. Дорога на этом участке требует уже не текущего, а капитального ремонта.
— Какие работы в городе проводятся сейчас?
— Основная масса наших людей и техники до сих пор задействована на вывозе снега за пределы города. Эти работы проводятся с учетом значимости конкретных маршрутов. Во второй половине января и в феврале было вывезено около 4,5 тысячи тонн снега. Если представить, что один самосвал вмещает 10,5 тонны, то каждую неделю мы вывозили около 110 машин. В настоящее время в целях предотвращения скопления воды на улицах города большое внимание мы уделяем прочистке ливневых канализаций, очистке проезжей части и тротуаров от снега и мусора.
С началом весны температурный режим в дневные и ночные часы нестабилен: дневные плюсовые значения ночью уходят в значительный минус. Утром на дорогах гололедица. Сейчас, когда снегопады прекратились, основное внимание уделяется посыпке дорог, обработке их солью, реагентами. Мы внимательно наблюдаем за малейшим изменением погодных условий, отслеживаем прогнозы на несколько дней, а иногда и часов вперед. Это позволяет своевременно реагировать на изменение ситуации, заранее готовить необходимую технику, людей.
— Несмотря на все трудности этого года, можно сказать, что большинство из них уже позади?
— Я думаю, расслабляться еще рано. Весна – время непредсказуемых погодных капризов. Но если сравнивать ситуацию, возникшую этой зимой в нашем городе, с другими районами Смоленской области, в частности, с областным центром, то можно сделать вывод, что мы справились. Мне хотелось бы сказать огромное спасибо тем нашим сотрудникам, кто в любую погоду, в любое время суток оставался на своем посту. Это водители Алексей Курятов, Александр Сафаров, Дмитрий Филиппов, механизаторы Владимир Куликов, Владимир Гущин, Андрей Комаров. Эти люди не допускали коллапса на городских улицах в самые заснеженные и напряженные зимние дни. Они спали по несколько часов в сутки, несмотря на усталость, выходили на работу без уговоров и упрашиваний. Они всегда стараются выполнить свою работу с максимальной отдачей. Именно на таких специалистов своего дела сегодня равняются более молодые кадры. Надеемся, что, несмотря на все трудности этого года, испытание на прочность мы выдержим.
Надежда Данюшина