Завод «Металлист»: один из семьи «GrandLine»

С продукцией Ярцевского ООО «ПО «Металлист» знаком, пожалуй, каждый, кто занимался ремонтом или строительством: без профилей и комплектующих для гипсокартона, оконных профилей, подвесных потолков, навесных вентилируемых фасадов и т.п. сегодня сложно обойтись. Работающий в нашем городе «Металлист» – одно из двенадцати расположенных на территории России предприятий, входящих в холдинг «GrandLine».

Один из крупнейших производителей материалов для коттеджного и малоэтажного строительства на территории России и Европы, компания «GrandLine» была учреждена в городе Обнинске Калужской области в 2006 году. В настоящее время это 12 заводов по всей России и разветвленная сеть собственных розничных магазинов. Это известный на рынках РФ и СНГ бренд, отличающийся надежностью и качеством производимой продукции. Так, по объемам производства ограждений и заборов «GrandLine» — это топ-1 в стране. По производству профнастилов и металлочерепицы компания занимает второе место в России.  В Ярцево «GrandLine» пришла в 2016-м году, когда компания приобрела  имущественный комплекс ООО «фестальпине Аркада профиль» и создала на его базе ООО «ПО «Металлист», сохранив при этом профиль деятельности прежнего предприятия и 170 действовавших на тот момент рабочих мест.

С тех пор количество сотрудников увеличилось более чем в 2 раза. Из головного предприятия в Обнинске были перевезены дополнительные производственные линии, обновилось оборудование, расширилась производственная номенклатура.

Сейчас ООО «ПО «Металлист»  — это 50 тысяч квадратных метров производственных площадей, 4 производственных цеха с планами строительства пятого, около 400 сотрудников, и их набор постоянно продолжается.

Сегодня мы приглашаем наших читателей присоединиться к экскурсии по ООО «ПО «Металлист», которую провел для нас  руководитель региональных продаж Антон Кузьмичёв.

Антон Кузьмичёв

— Антон Борисович, какое место в «семье» «GrandLine» занимает ярцевское предприятие?

— Основная специализация ООО «ПО «Металлист» в Ярцеве – это производство профилированных изделий из стали, главным образом —  профилей и комплектующих для гипсокартона. Именно это направление является заводообразующим и дает флагманский товарооборот: около 75% всех отгрузок нацелено на этот проект. Кстати, по производству  профилей и комплектующих для гипсокартона «GrandLine» входит в топ-3 по России, и бОльшая часть этой продукции изготавливается в Ярцеве. Также на заводе производятся навесные вентилируемые фасады, подвесные потолки, инженерно-монтажные системы для прокладки кабеля. Это тоже немаловажные проекты. При этом, если сравнивать с любым конкурентом в России, у нас самый большой ассортимент.

— О каких объемах производства идет речь?

— Как один из показателей, за 2021 год на этой площадке было произведено около 40 млн метров профиля для гипсокартона. Профилей для штукатурных работ произведено около 80 млн метров. Это очень значительные цифры, а по производству штукатурных профилей мы на первом месте в России. Объемы производства и продаж растут с каждым годом.

— Расширяется ли ассортимент продукции?

— Если речь идет о производстве профилей и комплектующих для гипсокартона, здесь сложно говорить о производстве новых изделий: номенклатура давно устоялась, и происходит только ее внутреннее видоизменение. Поэтому мы усиливаемся в плане производственных мощностей, увеличиваем производительность, обновляем оборудование. Модернизация идет постоянно и планомерно. Так, в первый год работы в Ярцеве стало ясно, что нам не хватает мощностей для разгрузки вагонов, поэтому был приобретен козловой кран. Сейчас, например, мы обновляем парк погрузчиков, ждем из-за рубежа новую производственную линию. Из разряда улучшений на заводе – стеллажное хранение, что облегчает работу кладовщиков. Также в планах строительство нового большого производственного цеха, так как заводу не хватает крытых помещений. И соответственно, это будут новые рабочие места.

— С какими предприятиями сотрудничает ярцевский «Металлист»?  Где продается продукция завода?

— Продукция ярцевского завода продается от Южно-Сахалинска до Калининграда, отгружается во Владивосток, Хабаровск,  Москву, Петербург и многие другие города России. Мы активно работаем с Литвой, Белоруссией, обсуждаем возможное сотрудничество с Польшей, Эстонией, Латвией. Наша продукция представлена во всех крупных строительных сетях, таких как «Леруа Мерлен», «Петрович». При этом мы используем только отечественный металл, сотрудничаем с тремя крупными российскими металлургическими предприятиями. Это Новолипецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, а также ПАО «Северсталь» (Череповец).

— Участвует ли компания в каких-то специализированных выставках?

— В последние годы как имиджевые, так и технические выставки стали гораздо менее популярны. Их почти полностью поглотил Интернет. Если раньше люди ехали на выставку, чтобы показать свою продукцию, в поисках потенциальных партнеров, тратили на это время и большие деньги, то сейчас с продукцией предприятия можно за минуту ознакомиться в Интернете и абсолютно бесплатно. Так что мы не считаем целесообразным участие в выставках.

— Завод предлагает довольно много вакансий. Каких специалистов сейчас не хватает?

— Всех. Не хватает разнорабочих, укладчиков-упаковщиков, стропальщиков, операторов автоматических и полуавтоматических линий резки, слесарей по сборке металлоконструкций, фрезеровщиков. Есть острая нехватка водителей погрузчиков, токарей-расточников. При этом мы подчеркиваем, что у любого работника предприятия есть все возможности для обучения и карьерного роста. Человек, принятый на предприятие как разнорабочий, вовсе не обязан работать в этой должности всю жизнь. Укладчик-упаковщик вполне может стать оператором, а в дальнейшем – наладчиком, что, естественно, влечет за собой и рост зарплаты. Есть примеры, когда наладчики становились мастерами цеха, а мастер – начальником цеха. Если говорить о высококвалифицированных сотрудниках, нам нужны слесари-инструментальщики, инженеры-конструкторы, инженеры-проектировщики. Некоторые специалисты годами ездят на работу из Смоленска, так как в Ярцеве нужных специалистов мы не нашли.

ЕЛЕНА КОВАЛЕВА

— Как Вы считаете, с чем связан  кадровый дефицит?

— Проблема с кадрами существует на большинстве современных промышленных предприятий. Она связана в том числе и с пандемией. Сейчас болеет в разы больше людей, чем раньше, и мы вынуждены комплектовать кадры с большим запасом. Есть и другие причины. Кого-то не устраивает график работы. Кого-то — зарплата, хотя она выше средней по Ярцеву. Кто-то просто не готов работать физически. Но мы не можем изменить труд на заводе, зато стараемся менять мотивацию. Например, проводим акцию «Приведи на завод друга». Если он отработает хотя бы месяц, то тому, кто привлек нового сотрудника, выплачивается премия.

АНДРЕЙ КРАВЦОВ

— Давайте подробнее остановимся на зарплате. Сколько в среднем зарабатывают работники завода?

— У нас большое штатное расписание, следовательно, и ставки у работников разные. Но меньше 20 тысяч «чистыми» никто не получает, даже разнорабочие, у которых нет специальных навыков. По многим специальностям действует сдельная оплата труда, поэтому всегда есть возможность заработать больше. При этом в 2021 году была проиндексирована зарплата большего числа сотрудников – без введения каких-либо дополнительных функций. Повышение составило от 10 до 30 процентов, а в цехе штампованных изделий – 25 процентов. Там, где оплата труда сдельная, повысилась стоимость производства изделия. И это не единственная индексация за последние годы.

— Как Вы считаете, почему молодые люди неохотно идут на промышленное производство?

— А сейчас немодно работать на заводе, непрестижно. Для молодежи это одна из главных причин. Многим просто неудобно признаться своим товарищам, что они работают на заводе. Поэтому ребята уходят работать продавцами в сетевые магазины или охранниками в организации. Есть ряд молодых людей, которые устраиваются работать на завод на зиму, а весной увольняются и едут на вахты. Понятно, что нас такой подход не устраивает. Бывает и так, что молодой специалист приходит после института и сразу требует зарплату, которая никак не соответствует ни его квалификации, ни опыту работы, а «расти» постепенно он не готов.

— Вы упомянули о возможности обучения кадров. Как и где это  происходит?

— Это зависит от специальности. Например, профессия укладчика-упаковщика не требует специальных знаний, ее получают непосредственно в процессе работы. А вот когда мы перевезли на завод итальянское оборудование по производству профиля, то специально набирали группу и обучали ее «с нуля». Для этого прямо на заводе оборудован учебный класс. Или бывает так, что сотрудник владеет работой на кран-балке, но не имеет соответствующего документа. Таких рабочих мы отправляем на курсы в Смоленск, где они приобретают профессию стропальщика. Также сейчас мы ведем переговоры с Ярцевским индустриальным техникумом об обучении специалистов на его базе, но это довольно сложный и небыстрый процесс. А вообще я считаю, что почти любого человека можно обучить при его желании и стремлении.

— Расскажите об условиях труда на предприятии и его социальной политике.

— Прежде всего, на заводе соблюдаются все требования Трудового кодекса РФ. Компания никогда не задерживала выплату зарплат и, как уже упоминалось, неоднократно проводила их индексацию. У нас трехсменный график работы: есть дневная, вечерняя и ночная смены. Естественно, ночная смена короче – в соответствии с законодательством это шесть рабочих часов. Некоторым категориям работников, штамповщицам, например, предоставляются дополнительные отпуска. Конечно, мы ждем от своих работников соблюдения трудовой дисциплины. Например,  пьющие люди на заводе не задерживаются, зато и несчастных случаев практически нет. Также работник не может просто так остановить линию и пойти покурить. В течение смены делается два технологических перерыва по 15 минут и перерыв на обед. При этом у нас своя столовая, в которой всех сотрудников кормят абсолютно бесплатно. Мы доставляем работников на предприятие и обратно на заводских автобусах – тоже бесплатно. Ежегодная медкомиссия проводится прямо на территории завода. Уже не раз к нам приезжал мобильный медицинский комплекс по вакцинации от коронавируса – все желающие могли сделать прививку. Если сотруднику по какой-то причине нужна финансовая помощь, предприятие старается ее оказать. Кроме всего этого, такие небольшие знаки внимания, как, например, новогодние подарки всем работникам и их детям, тоже приятны людям.

— Какую роль в социальной политике компании играет служба «777»?

— «777» — это служба помощи персоналу. Ее цель – поддерживать обратную связь работников предприятия с собственниками завода. Любой сотрудник от дворника до генерального директора может рассказать о своих проблемах, высказать какие-то пожелания и предложения. Для этого можно  написать на электронную почту, позвонить или опустить письмо в почтовый ящик. При желании это можно сделать анонимно. Все обращения рассматриваются. Если предложение работника внедряется и приносит пользу предприятию, такой работник поощряется. Мы вообще очень ценим обратную связь с работниками. Руководство открыто для общения с людьми. Например, директор Анас Гусманович Зинабутдинов постоянно бывает в цехах, разговаривает с рабочими. Компания заинтересована в том, чтобы людей устраивали условия труда, и связь здесь очень простая: чем человеку удобнее, комфортнее на рабочем месте, чем лучше у него настроение, тем продуктивнее он трудится, тем больше привязан к предприятию и меньше смотрит «налево».

— Занимается ли предприятие благотворительностью?

— В первую очередь мы стараемся адресно помогать нашим сотрудникам, например, в случае болезни или какой-то сложной жизненной ситуации. В то же время наша компания является социально ответственной, но работаем мы на входящий запрос.

— Что это значит?

— Если к нам за помощью обращаются какие-то организации, мы стараемся ее оказывать. В позапрошлом году, например, мы помогали школе-интернату стройматериалами для ремонта, а также привезли для ребят целую машину новогодних подарков. Но при этом в компании действует принцип взаимной солидарности. Чтобы было понятно, как он работает, поясню на примере. Допустим, компания получает письмо с просьбой приобрести подарки для воспитанников интерната. Оно «вывешивается» в общей для всех предприятий «GrandLine» корпоративной IВМ-сети, и после обсуждения принимается решение помочь детям. Тогда пользователи IВМ-сети (в основном это руководящий состав и коммерческие службы) со всех двенадцати заводов России добровольно перечисляют деньги на специальный счет (с рабочих мы денег не берем). Затем собранную сумму компания увеличивает вдвое. То есть компания добавляет ровно столько же денег, сколько собрали сотрудники.

Разговаривая с Антоном Кузьмичёвым, мы прошли по всем цехам в самый разгар производственной смены. Предприятие напряженно работало: отвлекаться в рабочее время здесь не принято. Но все-таки нам удалось побеседовать с несколькими работниками.

Оператор автоматических и полуавтоматических линий Андрей Кравцов работает на одном из важнейших участков завода — участке резки. Именно здесь рулон металла режется на полосы определенной ширины (штрипсы), из которых в дальнейшем и изготавливается продукция. Об этом молодой рабочий говорит не без гордости:

— Если мы перестанем работать, предприятие остановится: из рулона нельзя сделать продукцию. Для этого нужны штрипсы. Если их не будет, весь завод встанет, так что мы сердце завода.

— Андрей, Вы гордитесь своей работой?

— Да нет. Я же не космонавт. Я простой рабочий – такой же, как и все, в такой же робе, как и остальные. Просто прихожу и работаю.

— Почему Вы пришли работать на завод? Ведь сейчас среди молодежи это не очень престижно.

— Есть такое. «Я менеджер», конечно, звучит красивее, чем «я рабочий». Но меня на заводе все устраивает: и работа, и зарплата. Коллектив хороший, дружный, много интересных людей. И вообще, здесь я чувствую себя хоть немножечко, да нужным.

Несмотря на молодость, Андрей – уже опытный работник, ему даже приходилось обучать новичков. Он успел поработать в «Аркаде», а на «Металлист» пришел пять лет назад, и ему есть с чем сравнивать.

— Сейчас работать стало легче, — говорит Андрей, — потому что оборудование меняется, становится более модернизированным.

Настроение у Андрея приподнятое, но долго разговаривать с нами ему некогда: оплата сдельная.

А еще Андрей — сторонник здорового образа жизни – «не пью, не курю, в свободное время занимаюсь физкультурой». Вот такой современный молодой рабочий.

Наталья Павлова работает кладовщиком с 2016 года, то есть, с момента основания предприятия. Родом из Брянской области,  по окончании Ельнинского сельскохозяйственного техникума женщина  работала в совхозе «Зайцевский», потом более 20 отдала Ярцевскому хлопчатобумажному комбинату. А когда на ХБК закрылось швейное производство, пришла на завод.

— Я люблю производство, мне нравится работать именно здесь, — рассказывает Наталья Дмитриевна. — Когда мне пришлось искать новое место работы и выбирать между торговлей и промышленным предприятием, я выбрала завод и ни разу не пожалела об этом. По образованию я бухгалтер. Учет, цифры – это мое. Мне нравится нынешняя профессия, нравится работать с людьми. У нас замечательный коллектив и руководство, с которым легко работать, достойная и своевременная заработная плата, бесплатное питание и транспорт. Много плюсов. Единственный минус – трехсменка, но с этим приходится мириться. Я нашла предприятие, которое меня полностью устраивает. Если кто-то из молодежи сейчас ищет работу, я однозначно рекомендую наш завод.

В завершение экскурсии по заводу я спросила руководителя региональных продаж о перспективах компании и ярцевского завода в частности.

— Компания «GrandLine» стабильно работает и развивается, — ответил Антон Борисович. — Существует план развития на ближайшие годы по увеличению производственных мощностей и объемов продаж. На ярцевском заводе планируется расширение, поэтому мы ждем всех желающих. Любой заинтересованный человек обязательно найдет здесь работу.

                        Татьяна Филимонова