Театр «На Ольховской»: новая жизнь

Народным театром «На Ольховской» сейчас руководит Галина Гудкова. Именно благодаря ее стараниям и опыту была проделана большая работа по его возрождению. За 37-летнюю историю театра сменялись не только руководители, но также и несколько поколений артистов. К приходу Галины Леонидовны от прежнего актерского коллектива почти никого не осталось, и пришлось начинать все с начала.

На очередную смену состава, по словам нового руководителя, во многом повлияла пандемия. Актеры, тревожась за свое здоровье, решили не продолжать репетиции в театре. В итоге коллектив распался. Пришлось вновь его создавать. Однако теперь он заметно омолодился.

— Наша деятельность в настоящее время претерпевает большие трудности, — говорит Галина Леонидовна. – Бесконечные ограничения в связи с пандемией очень влияют на нашу работу. Многое из того, что планируем, не можем воплотить в реальность, и это расхолаживает артистов. Конечно, у нас народный коллектив, это не профессионалы, а те, кто желает попробовать себя в актерском искусстве. Мы их набираем, обучаем, и хотелось бы иметь возможность работать в полную силу и выступать на сцене перед зрителями.

Несмотря на все трудности, Галина Леонидовна продолжает обучать желающих актерскому мастерству, ставить спектакли и надеяться на лучшее будущее. Она признается, что, несмотря на многолетний опыт, каждое выступление перед публикой для нее до сих пор очень волнительно.

— Плох тот актер, который не волнуется, — говорит она. – Главное, чтобы я была уверена в своей программе, а при необходимости всегда можно сымпровизировать. Ответить на шутку зрителя, например. Это сложнее, нежели выступать по заранее заученному тексту.

В прошлом году в театре успешно прошла премьера спектакля по пьесе Антона Финка «Голубцы по объявлению». Он вызвал неподдельный интерес не только у взрослых, но и у молодежи. Многие с удовольствием посмотрели его несколько раз, отмечая достойную игру артистов.

— Они выложились, конечно, по полной, — вспоминает руководитель. – Темпы были сумасшедшие, мы поставили спектакль буквально за три месяца. Актеры очень быстро выучили текст, причем не только свои слова, но и других персонажей. Нам в принципе не нужен суфлер, актеры сами друг другу подсказывают реплики, если нужно. Причем зрителю это совершенно не заметно. То, как они работают, как выкладываются, дорогого стоит. Это люди-подвижники, и я им безгранично благодарна.

В ближайших планах — постановка пьесы драматурга Александра Коровкина «Палата бизнес-класса». Репетиции уже идут полным ходом. По жанру это комедия-фарс, где обстоятельства сталкивают в больничной палате прожженного коммерсанта после операции и заслуженного артиста-пенсионера. Бизнесмен не может смириться с вынужденной изоляцией накануне крупной сделки, которую он провернет несмотря ни на что. Он успешно спрячет от жены любовницу в кровати соседа, вытолкнет мужа любовницы из окна, совершит еще массу безумных поступков и будет изощренно лгать направо и налево… В итоге — полный хэппи-энд и переосмысление настоящих и мнимых ценностей всеми героями пьесы.

— Я вообще очень люблю ставить комедии, — признается Галина Леонидовна, – ведь в жизни и так много проблем и всяких трудностей. Хочется, чтобы зритель пришел к нам на спектакль и получил, в первую очередь, удовольствие от просмотра, забыв хотя бы на время про какие-то свои печали.

В актерский состав старшей группы входят Валерий Бондаренко, Владимир Емельянов, Олег Кравцов, Ирина Комарова, Ольга Пушкарева, Юлия Питерская, Ольга Зиновьева, Елена Вдовина.

Со средней группой, которую составляют преимущественно старшеклассники, сейчас ставится спектакль в жанре  драмы. В основе сюжета — небольшая пьеса Ирины Тануниной «Люблю — ненавижу». Продолжительность спектакля составит минут сорок. Молодые артисты играют самих себя в предлагаемых обстоятельствах. В основе сюжета — конфликт девочки из детского дома со своими сверстниками и тот путь, который она проходит, чтобы его разрешить. Ребята сами выбрали эту инсценировку и с удовольствием и интересом в ней играют.

Еще одна группа, с которой занимается Галина Леонидовна, – школа аниматоров. Ее участники успешно освоили начальные основы актерского мастерства и сценической речи. Кроме этого, по 6-месячной обучающей программе ребята изучили аэродизайн (художественное оформление воздушными шарами), твистинг (скручивание различных фигурок из шаров), аквагрим, шоу мыльных пузырей, фокусы, а также химические опыты, которые сейчас очень популярны. Им было у кого учиться, ведь организацией праздников для детей и взрослых сама  Галина Леонидовна занимается вот уже 13 лет.

—  Тут свои трудности, — говорит Галина Леонидовна, — поскольку порой все строится на чистой импровизации. — Если в спектакле на сцене актер  идет по заученному тексту и его никто не сбивает, то при прямом контакте со зрителем, который в любой момент может стать и участником, нужно быть готовым к любой непредвиденной ситуации, уметь из нее выкрутиться, проявить смекалку. Актер вообще должен уметь импровизировать. Тут главное — практика, которая может нарабатываться годами.

Галина Гудкова руководит еще одним творческим коллективом — экспериментальной группой «Ветер перемен». Ее участники – люди с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на это, они с удовольствием встречаются, общаются по душам и даже играют в спектаклях. Галина Леонидовна очень тепло и трепетно отзывается о каждом, отмечая их большую старательность и усердие в работе. Участники группы весьма успешно выступили в спектакле «Кошкин дом» по мотивам сказки С. Маршака. А сейчас идет работа над сказкой братьев Гримм «Король Дроздобород». Кроме того, каждый месяц специально для них проводятся тематические вечера. Например, недавний был посвящен Дню студента.

— Практически никто из них по причине болезни не был студентом, — говорит Галина Леонидовна. — А ведь многие мечтали об этом. И мы постарались реализовать их мечту. За короткий промежуток времени они «поступили» в только что созданные университеты, поучились и тут же закончили. Все были в восторге от такой игры. Они большие молодцы, и я не представляю театра без них.

У участников народного театра есть хорошая традиция – в конце года они всегда проводят театральный капустник, на котором говорят обо всем: о режиссерах, которые когда-то руководили театром, о предстоящих планах, о проблемах с декорациями или костюмами… Театр живет по своим законам, развивается, и, возможно, его нужно модернизировать с расчетом на молодежь.

—  Молодежь сейчас другая, — говорит Галина Леонидовна.  — Многие живут виртуальной жизнью в своих гаджетах, а у нас требуется живое общение — «глаза в  глаза». Я жду от них отдачи, чтобы они выложились целиком и сыграли свои роли так, чтобы зритель им поверил.

Нарине Петросян