Многие ярцевчане не понаслышке знают Станцию юных натуралистов. Кто-то сам в ней занимался, кто-то приводит сюда детей, а многие жители города приобретают здесь рассаду и саженцы. Но главная функция этого учреждения – это экологическое образование и воспитание детей.
На станции юных натуралистов ребята обучаются круглый год. Сейчас же особенное время, когда можно поработать на учебно-опытном участке. Вот уже более десяти лет в летний период действует трудовой лагерь. Непосредственно на станции в течение месяца ребята работают по одному часу в день.
– Мы через центр занятости трудоустраиваем школьников по срочным трудовым договорам, – рассказывает заместитель директора Марина Усова. – С этого года у ребят формируются электронные трудовые книжки. У нас дети не только зарабатывают свои первые деньги, но и получают знания по агротехнике и практические навыки по выращиванию культурных растений и уходу за ними.
Обрабатываемая территория учебно-опытного участка очень большая, поэтому работы у ребят хватает. Обычно это высадка рассады цветов, уход за овощными культурами в теплице и парниках, а также помощь по уходу за животными.
Все выращенные фрукты, овощи и зелень остаются в распоряжении самой Станции. Оказалось, что ничего из этого не пропадает, а используется в течение года.
Немалая работа проводится и по заготовке на зиму кормов для животных. Сено, веники из липы и крапивы — в холода основной корм и витаминная добавка для кроликов, шиншилл и других обитателей живого уголка.
В учреждении оборудован Уголок живой природы с домашними животными (их в Уголке 13 видов), кабинет аквариумистики (23 вида представителей водной фауны), комнатного цветоводства (более 170 видов комнатных растений), флористики и фотодизайна, растениеводства и садоводства.
Станция юннатов организует работу с детьми в течение всего учебного года, а на каникулах деятельность организации направлена на экскурсионно-краеведческую, исследовательскую работу, организацию труда обучающихся.
В прошлом году на Станции работало 55 объединений по 18 образовательным программам, которые объединены в следующие блоки: предметы сельскохозяйственного профиля (овощеводство и садоводство), декоративно-флористического (оформление и озеленение зданий и территорий), зоологического (содержание животных), эколого-исследовательского (научное познание окружающего мира), валеологического (экологическая культура личности) и начальное натуралистическое обучение (экологические знания).
В этом году было дополнительно разработано одиннадцать новых образовательных программ.
– Большинство наших программ двух-, трех- и четырехгодичные, – делится Марина Вячеславовна. – Еще несколько лет назад была тенденция к научному подходу и исследовательской деятельности. В приоритете были многолетние образовательные программы. Тенденции сегодняшнего времени – увлекательные, творческие, одногодичные программы.
Юннаты ежегодно показывают высокие результаты в освоении программ, становятся лауреатами и призерами в мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.
К примеру, этой весной Алиса Ким стала дипломантом (заняла четвертое место) Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. Конкурс проводится в целях привлечения внимания учащихся к проблемам окружающей среды, воспитанию бережного отношения к природе, повышению общего эстетического и культурного уровня школьников. Тема исследовательской работы Алисы: «Привлечение шмелей в искусственные гнездовья на территории учебно-опытного участка Станции юннатов». Этих насекомых она изучает уже третий год.
Для проведения практических, опытнических и исследовательских работ на территории станции расположен учебно-опытный участок – это место, где учащиеся ведут целенаправленную опытническую и проектную деятельность.
– Сейчас проектная деятельность обязательна в 9-11 классах общеобразовательных школ, – говорит Марина Усова. – В этом году заканчивается работа муниципальной площадки. По инициативе школы-гимназии мы совместно с Центром детского творчества предоставляли базу для реализации исследовательских и творческих проектов учащимся школы. В прошлом году осуществлялась работа над десятью проектами. В этом году – над тремя.
Из-за пандемии заочно были проведены все запланированные на весенний период региональные, а следовательно, и муниципальные конкурсы. Все они проходили в электронном формате.
– Наша организация в период пандемии тоже перешла на дистанционное обучение. У каждого педагога станции юннатов есть свой сайт, где два раза в неделю размещались информационные материалы, проверочные и тестовые задания, – рассказывает Марина Вячеславовна. – Для дополнительного образования, особенно естественнонаучной направленности, такой формат совсем не подходит, так как более 70% учебного времени отводится на осуществление лабораторно-практической деятельности. А дистанционное образование адаптировано для самостоятельного изучения теоретического материала, но не для выполнения практических заданий, где важно, а порой необходимо присутствие педагога.
Стоит отметить, что сейчас все образовательные программы станции юннатов внесены в систему «Навигатор дополнительного образования», без регистрации в котором выбор детьми и родителями интересующей их программы и обучение с этой осени станет невозможным.
Анастасия Матюхова