Герой в белом халате Тимофей Левченко

На просторах сети Интернет можно встретить сотни историй о врачах, хирургах, медицинских сестрах, чей вклад в общую победу в период Великой Отечественной войны был по-настоящему велик. Но среди этих героев медицинского фронта я не нашла имени нашего земляка Тимофея Фёдоровича Левченко. Ведь вклад, который он внёс в боеготовность партизанского отряда «Тринадцать», в восстановление медицины Ярцевского района в послевоенные годы, по-настоящему неоценим. В этом материале постараемся восстановить историческую справедливость.

Заслуженный врач РСФСР, награждён орденами Ленина и Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги» и рядом других медалей, Почётной грамотой Смоленского облисполкома, Почётной грамотой бюро Смоленского обкома КПСС и облисполкома, а также любовью своих товарищей, сослуживцев и коллег.

Тимофей Фёдорович Левченко родился 1 февраля 1914 года в Курской области. В начале 1930-х годов был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. В 1938 году он окончил Военно-медицинскую академию в Ленинграде и был направлен служить военврачом в Белорусский военный округ. В начале Великой Отечественной войны Тимофей Левченко вместе со своей частью отступал до Дорогобужа. Оказавшись на оккупированной территории, он попал в немецкий плен, но через десять дней сумел бежать. Весной 1943 года его зачислили в партизанское соединение «Тринадцать», которым руководил Сергей Владимирович Гришин.

Известно, что в годы второй мировой войны СССР потерял 27 миллионов человек, а Германия всего 9 миллионов, а это соотношение 3:1 в пользу Германии. А у отряда «Тринадцать» потери составили 10:1 в нашу пользу. Но чья это заслуга? Только ли командира? Прозаик Николай Москвин в своих мемуарах «Партизанскими тропами» пишет: «В батальоне почти нет партизан, которые не были бы ранены. Все они здесь лечились и становились в строй». Не секрет, что многие жертвы в ходе Великой Отечественной войны были не только результатом непосредственной гибели солдат и офицеров на поле боя, сколько следствием неудовлетворительной санитарно-медицинской деятельности во многих частях и соединениях действующей армии и партизанских отрядов и соединений. Значит, в том, что у партизан жертв было аж в десять раз меньше, чем у гитлеровцев, огромная заслуга медицинских работников, а особенно Тимофея Левченко, который оказывал хирургическую помощь раненым, не давая им умереть, напротив, помогал как можно раньше встать на ноги и вернуться в строй. Если верить всё тем же мемуарам Москвина, врачу Левченко и нескольким медсёстрам иногда приходилось спасать по триста человек! В наше время случись такой наплыв – заметалась бы целая больница. А здесь – постоянно рейдующее соединение, а кругом – враг.

Боевые товарищи говорили о Левченко как о чудотворце, который лечил людей не только лекарствами (которых, как всегда, не хватало), используя свои профессиональные знания, но и добрым словом, участием к боли, своими мужеством и человечностью. Неспроста все его помощницы медсестры после войны стали врачами – безусловно благодаря примеру талантливого хирурга Тимофея Фёдоровича.

В освобождённом от немецко-фашистских захватчиков городе Ярцево из медицинских зданий уцелела лишь одна детская больница. С этого зернышка благодаря своему организаторскому опыту Тимофей Левченко сумел взрастить целую районную больницу. За тридцать три года, проведённых в должности главврача Ярцевской ЦРБ, благодаря своей социальной предприимчивости Левченко создал прекрасные условия для всех отделений. При нём была возведена и начала принимать больных четырёхэтажная поликлиника, рассчитанная на 700 посещений. Он помог и туберкулёзному диспансеру оборудоваться по последнему слову техники — добился выделения передвижной флюорографической рентгеновской установки, благодаря чему диспансер стал межрайонным.

В 1952 году Ярцевскую больницу посетил светило от медицины – академик А.Н.Вишевский. В это время в больницу поступил пациент с прободной язвой желудка, академик предложил Левченко провести операцию. После ее завершения наш соотечественник получил похвалу от академика – это была величайшая награда 38-летнему хирургу. Несмотря на руководящую должность, он не переставал быть хирургом, был предан клятве Гиппократа. Был такой случай: 9 мая 1965 года, в день 20-летия Победы, по приглашению областного руководства Тимофей Фёдорович поехал в Смоленск, но когда узнал, что на трассе под Ярцевом случилось ДТП, он срочно вернулся обратно. Когда подъехал к месту происшествия, «скорой помощи» ещё не было. Тогда Тимофей Фёдорович оказал первую помощь и повёз пострадавшего в больницу на своей машине. Праздновать он отправился лишь тогда, когда убедился, что жизни пациента ничего не угрожает. Оперировать больных Тимофей Фёдорович Левченко закончил только в 1974 году. Ему было 60 лет.

После ухода с должности главврача 1 апреля 1977 года, Тимофей Фёдорович работал на станции переливания крови вплоть до 1989 года, и каждый день шел на работу, как хирург, тщательно вымыв руки.

Ярцевчане старшего поколения, которые помнят Тимофея Фёдоровича Левченко, отмечают, что он не был скрытным, замкнутым или недоступным, а его сослуживцы и коллеги знали сильные и слабые стороны хирурга, его привязанности, увлечения, любовь к природе, твёрдость характера и неподкупность. В городе у Тимофея Фёдоровича было два любимых места: мост, куда он приходил послушать трели соловья, и в сквере около часовни плакучая ива, за которой он любил ухаживать. Такие люди, как хирург Т.Ф. Левченко, достойны того, чтобы память о них проходила сквозь время и вдохновляла потомков на подвиги. Умер великий хирург 2 ноября 1991 года.

Елена Чубалина