Как будто вновь я вместе с ними стою на огненной черте

2019. Раннее утро 3 августа. «Снова всё, как всегда…» Ребята из поискового отряда «Ярцево», наспех побросав в личные авто своё нехитрое снаряжение, в который раз возвращаются к одному и тому же месту – в лесной массив района деревни Борники Капыревщинского сельского поселения. Они нашли то, ради чего стоило проводить в лесу каждый выходной, отдавать все свободное время. Здесь, в смоленских болотах в августе 1943 в ходе наступательной операции Красной Армии были в спешке захоронены 86 наших солдат. Полевое захоронение представляло собой две наспех вырытые общие могилы, заполненные останками тех, кто добывал для нас сегодняшнюю тишину. С виду – всего лишь углубления на поверхности с просевшей от сгнивших человеческих тел землёй, в дождь быстро заполняющиеся болотной водой. Но профессиональный взгляд поисковика определил сразу – это не просто вмятины в земле. 86 человек были подняты добровольцами поискового отряда спустя 76 лет… 86 новых имен и таких трагических судеб.

Поисковый отряд «Ярцево»

Обычный вид: тельняшка, высокие резиновые сапоги. В руках лопаты, иногда небольшие металлоискатели. С виду простые ребята-работяги. Особый патриотический настрой и своеобразное восприятие жизни выдает разве что только камуфляж да какой-то грустный глубокий взгляд. Никто не заставляет их каждый свободный выходной в дождь и слякоть перелопачивать тонны дерна и грязи лесных массивов, для того чтобы принести в чей-то дом такую долгожданную весть: «Не пропал «без вести» и не захоронен в неизвестной земле. Он здесь. Просто прилег отдохнуть. Молчал много лет. Теперь вернулся. Пусть так. Пусть без орденов и медалей, отличительных знаков и особых почестей. Но теперь он навсегда останется рядом с вами, с теми, кого любил и пытался защитить».

Ребята из таких отрядов не претендуют на почести и вознаграждения, не преследуют личных выгод и интересов. Они просто обладают обостренным чувством долга, справедливости. Молча и упорно делают своё дело. Без пафоса и излишней шумихи, месяц за месяцем, год за годом они поднимают тех, кто ценой собственной жизни приближал такую долгожданную победу.

Часто поисковые отряды осуществляют свою деятельность исключительно на голом энтузиазме и личной инициативе. Работа ведётся на общественных началах и на собственные средства. Патриотические чувства, уважение к памяти предков и огромная благодарность объединяет людей разных возрастов, профессий и социального статуса.

Поисковый отряд «Ярцево», созданный в 2005 году под руководством Сергея Леонидовича Кекуха, сегодня насчитывает девять человек. Большинство из них – заводчане, работающие в горячих цехах металлургического производства. С 2014 руководителем отряда является машинист металлургического крана электросталеплавильного цеха ООО «Парус» Дмитрий Бурменов. Всего за 15 лет деятельности на счету этих поисковиков около 1000 найденных бойцов, более 200 восстановленных имён и фамилий, огромное количество благодарностей родственников погибших.

Санитарное захоронение 1943 года

Случайность или закономерность? У поисковиков какая-то своя необъяснимая связь с теми, кто остался лежать в земле с тех далёких военных времен. У ребят особое чутьё на землю, впитавшую в себя кровь и пот той страшной войны. Как много человеческих тайн, скрытых в земле за всю историю Великой Отечественной, открывают они для потомков. Часто поисковики находят погибших, даже не имея карт и приблизительных схем расположения военных частей. Дело случая… А может, это мёртвым надоело лежать безвестными в сырой земле вдали от дома и они оттуда подают знак и зовут своих потомков на помощь…

В тот день Дмитрий Бурменов и бойцы отряда Андрей Герасимов, Иван Медведев, Дмитрий Бурмистров, Денис Афанасьев, сопоставляя данные архивных документов по потерям 166 стрелковой дивизии в 1941 году в районе деревни Лосево (примерно в четырёх километрах южнее урочища Борники) с ориентирами на местности, долго бродили по лесу. Неожиданно хлынул ливень. Ребята успели спрятаться под высокой елью. Стояли, задумавшись каждый о своем. Как назло, дождь не кончался. Перед ними была открытая местность старой вырубки. Случайно ли тогда, чтобы не промокнуть окончательно, кто-то предложил продолжить движение по лесу? И хотя этот путь был намного длиннее, все почему-то согласились. Вскоре вышли на небольшую поляну, со всех сторон окружённую болотами. Внимание привлекли небольшие упорядоченные углубления в земле, явно искусственного характера. Поисковый щуп был с собой. Обследовали местность. Замерли, когда поняли, что это такое… Огромная яма, на дне которой лежат человеческие останки.

Одновременно с проведением раскопок стали детально изучать военные архивы. Обратили внимание на уточняющие данные о том, что в августе 1943 на территории сегодняшней Капыревщины, в ходе кровопролитных боёв наша армия несла огромные потери. 178-я стрелковая дивизия вела боевые действия наступательного характера в окрестностях деревень Кротово, Панкратово и Мышково – в семи километрах от деревни Борники, где размещался 218-й медицинский санитарный батальон. Раненых солдат эвакуировали с поля боя и отвозили в Борники для оказания медицинской помощи. Многим из них эта помощь уже не понадобилась. При поднятии тел поисковиками было установлено, что большинство бойцов тогда получили тяжелейшие ранения, не совместимые с жизнью. Рядом с останками было найдено огромное количество пуль калибра 7.62, используемых стрелковым оружием немецкой армии, осколков от мин, снарядов.

В ходе изучения журнала боевых действий 178-й стрелковой дивизии за август 1943 года, выяснилось, что хоронить павших приходилось прямо на поле боя. В документах указывались уточняющие потери – 86 человек. Там же сохранилась подробная схема захоронения с пофамильным списком погибших. В 43-м это было последнее, что могли сделать наши военные: наспех вырыли могилы, сложили тела погибших, оставили отметки в документах, в надежде, что когда-нибудь их похоронят по-другому. Со всеми почестями. Дома. Времени совсем не было. Госпиталь, как мог, захоронил умерших от ран и ушёл вперёд за наступающей дивизией.

Как много их, друзей хороших, лежать осталось в темноте…

Лес, окраина болота, поросшие мхом кочки и небольшие углубления просевшей земли. Почти полтора месяца каждый выходной поисковики вели раскопки в этом районе. Работа осложнялась переменчивой осенней погодой с затяжными дождями, в результате которых быстро поднимались грунтовые воды, а также болотистой местностью, мгновенно раскисающей под ногами и превращающейся в жидкую грязь. Ни один из членов отряда не отказался от работы. Никаких сомнений. Не ныли и не жаловались. Воду откачивали. Кое-где подкладывали ветки. Копали. Искали. Мысль о том, что сегодня каждый из них может внести свой посильный вклад в общее дело победы, объединяла, вселяла надежду, добавляла сил: «Обязательно найдём! Потерпите маленько! Перечислим всех поимённо!».

Всего девять человек на такой масштабный объём работ. На помощь отряду пришли поисковики из Иванова, которые каждую весну участвуют в региональной Вахте Памяти. Командир отряда «Эхо» Ольга Чебоксарова сразу же откликнулась и предложила помощь в подъёме и эксгумации.

Тела, столько лет пролежавшие в земле, представляли собой костные скелеты. Каски. Личные вещи: ложки, карандаши, курительные трубки. Подсчёт погибших производился по черепам. Их было 86.

С большим трудом поисковики смогли вывезти останки из леса. Раскисшие дороги ограничивали подъезд специальной техники. Пришлось использовать вездеход, предоставленный предпринимателем Владимиром Медведевым (двое его сыновей Иван и Денис являются бойцами отряда).

Чуть позже из дополнительной информации о захоронении в братской могиле 6-27, расположенной в деревне Кротово Ярцевского района, поисковикам удалось найти данные о 40 бойцах из списка найденных солдат. Они уже числились «перенесёнными» туда в 1953-м. Их имена уже были увековечены на плитах мемориала. Местные власти приняли решение произвести захоронение остальных здесь же, в Кротове. В военкомат подали списки на увековечение ещё 46 имён. Торжественное захоронение всех найденных красноармейцев состоится в сентябре 2020.

Уже позже поняли, что место захоронения, отмеченное на карте, и реальное на местности не совпадают. Разница составляла около 700 метров. Если бы его искали по данным военных документов – вряд ли нашли бы. Всё-таки тогда, в лесу, принятое решение пойти другой дорогой было не совпадением – закономерностью. А, может быть, и Божьим провидением…

Заметки командира. Дневник отряда

Найти погибших солдат – половина дела. Огромная работа ведётся поисковиками по розыску родственников погибших. Для этого привлекаются все средства: данные военных комиссариатов, переписка с главами сельских поселений, установление связи с коллегами из поисковых отрядов, личные письма и запросы. В каждом случае удачных поисков ребята радуются найденным родным как собственным близким.

19 июля 2009 года

«В урочище Ляды поисковым отрядом «Ярцево» подняты останки бойца. С ним обнаружена медаль «За боевые заслуги». По номеру медали мы сумели определить, кому она принадлежит. Это Ушаков Илья Дмитриевич, 1898 года рождения. Звание: красноармеец. Место призыва: Реутовский РВК, Московская обл. Место службы: 1198СП 359 стрелковая дивизия Западного фронта. Родственники найдены».

4 ноября 2019 года

«…В ходе проведения поисково-разведывательных работ по поиску погибших солдат в районе боевых действий 91 стрелковой дивизии 503 стрелкового полка в период июля-августа 1941 поисковым отрядом «Ярцево» было обнаружено санитарное захоронение — яма на 19 красноармейцев. Вместе с останками удалось найти подписные подсумки, ложки. На них мы смогли разобрать фамилии Завилицкий, Тернаев, Рекутин, Дровяз».

5 ноября 2019 года

«У одного из солдат в сапоге была найдена подписная ложка с фамилией Рекутин. Проведя работу в объединённой базе данных, мы нашли трёх братьев Рекутиных — Василия, Дмитрия и Виктора. Все они служили в 91 стрелковой дивизии 503. Удалось установить, что один из них — Виктор попал в плен и там погиб. Дмитрий был осуждён в 1942 году, дальнейшая судьба его не известна. Василий — пропал без вести. Сегодня мы можем предположить, что мы нашли останки Рекутина Василия Акимовича. Дата рождения 1909. Место призыва — Ачинский РВК Ачинского района Красноярского края, 1941 год».

13 января 2020 года

«В том, что мы движемся в правильном направлении в установлении принадлежности ложки именно этому бойцу, нас убедила найденная архивная справка, выданная Кузьмой Пилипенко в 1947, в которой значится: «Справка. В райвоенкомат. В том, что я очевидец смерти Рекутина Василия Акимовича, так как мы с ним были вместе. 15 августа 1941 года выбивали противника, где был убит Рекутин В., а я, Пилипенко, был ранен. 27 июня 1947 года». В этой справке Пилипенко подтверждает, что погиб Рекутин у рощи Дура, где мы и нашли его останки».

12 января 2020 года

«Сегодня у нас радостная новость. Найдены родственники Рекутина В.А. Внучка бойца из города Ачинска собирается приехать на захоронение, которое по плану должно состояться в сентябре 2020 года».

4 ноября 2019 года

«Повезло. Нашли медальон. В нем — два бланка: нестандартный и стандартный. Нестандартный был заполнен химическим карандашом. Удалось прочитать сразу: Тихомиров Василий Иванович, 1916 г. Стандартный заполнен чернилами, надписи смыты. После того, как он высох стали частично проявляться буквы. Но все равно без специального оборудования не прочтёшь. Нам повезло. Смогли разобрать: Тихомиров Василий Иванович. 1916. Республика РСФСР. Обл. Калининская, район Новосокольнический, с/с Вязовский, дер. Струги.

Из родственников удалось связаться с братом Тихомировым Пётром Ивановичем, проживающим в деревне Струки, Вязовский с/с, Новосокольнический район, Великолукская обл. Мы нашли племянницу солдата. Она собирается приехать на захоронение в сентябре 2020 года».

— В поисковой работе не надо искать смысл патриотизма. Он лежит вместе с останками солдат, — говорит командир Дмитрий Бурменов. — Мы ищем, находим, рассказываем, за что погибли эти бойцы и почему все ныне живущие обязаны увековечить их подвиг. Поднятие бойцов – работа нелёгкая физически, но ещё больше в моральном плане. Но и отдача от неё колоссальная. Сложно передать все чувства в душе поисковика, нашедшего останки солдата с медальоном. Самое радостное – это, конечно же, когда боец возвращается домой и там его ждут. Больше всего я радуюсь, когда солдат возвращается к детям – именно для них это практически чудо, нежданное счастье. Ради этого стоит снова и снова возвращаться на места былых сражений, заниматься поиском. Те, кто лежит в земле, многое сделали для нас. И найти их всех до последнего погибшего, установить их имена – наш долг.

Надежда Данюшина