В этом году программа, посвященная Дню города, была особенно разнообразна. Были и торговые ряды, и библиотечная аллея, и выставка декоративно-прикладного творчества, но особое внимание к себе приковали уличные актеры. В гриме и в костюмах, с различным инвентарем и увлекательными постановками они заинтриговывали зрителей. Как выяснилось, развлекали людей смоленский коллектив Sub Rosa и ярцевский уличный театр «Маска».
Уличный театр – темная лошадка в мире современного искусства. Если вспомнить историю, то именно он стал родоначальником театра. В нем отчетливо слышатся отклики народных игр, обрядов, представлений скоморохов, карнавальных шествий. С другой стороны, уличный театр так и остается недооцененным и недоисследованным явлением.
О значимости уличных театров и их роли в городской жизни с нами поделился самый яркий театр, что видел наш город, – «Маска», которым руководит Елена Чубалина.
Увлечение уличным театром захватило Елену, когда она была еще студенткой. В Смоленске проходил фестиваль уличного искусства «Фонари», где все желающие могли попробовать себя в роли уличного актера. Елена мимо такого зрелища пройти не смогла, оно ее настолько захватило, что она осталась в этом театре на четыре года. Затем перешла в набравший тогда популярность и сохранивший ее до сегодняшнего дня уличный театр Sub Rosa. Признается, что база, которую она преподает ярцевским артистам, взята именно оттуда. Но также добавляет, что старается ставить более реалистичные истории.
В выступлениях ярцевского коллектива уличного театра «Маска» объединяются артисты на ходулях, акробаты, музыканты и танцоры, которые воссоздают самые необычные и смелые задумки. В своих фантастических костюмах они переносят зрителей в совершенно иной мир. Для них важно сохранить баланс между театром и цирком, трюком и риском.
– Как только появляются темы, идеи, мы сразу же реализуем их, – рассказывает основатель уличного театра «Маска» Елена Чубалина, – ставим спектакли, основанные на каких-то реальных событиях, переживаниях ребят. Вот сейчас у нас есть постановка про проблемы, которые возникают у детей по мере взросления. То есть будем показывать жизнь подростка через основные сложности его пути: в детстве – непонимание родителей, в подростковом возрасте – неразделенная любовь.
Елена рассказала и про последнюю постановку, которая называется «6 мимов». Она представляет собой последовательность номеров с использованием специфического для данного жанра реквизита, объединенных единым сюжетом с переходными частями в виде театрализированных сценок с использованием приемов пантомимы. Главная мысль спектакля: умей дружить со всеми, а не переключайся с одного человека на другого. Эта идея была воплощена на примере маленькой девочки. Главная героиня играла со своими игрушками, и в какой-то момент они ей наскучили. В это время на сцене начинают появляться мимы. Каждый из них пытается переманить внимание ребенка на себя при помощи различного инвентаря (вейлов, дабл-стаффов, левистики). Девочка с легкостью переключает свое внимание на нового друга и его снаряжение, забывая предыдущего. В конце концов, два мима объединяются в надежде выкрасть девочку, и у них это почти получается. Но в последний момент героиню спасают старые друзья-мимы, про которых она уже забыла. В финале представления девочка понимает, что дружить нужно всем вместе, а не порознь.
В России понимание того, что такое уличный театр, ограничивается представлением: это когда на улице играют за денежку в шляпу. В лучшем случае – «человек-статуя».
Улица – не просто место действия, это и особая сценография, и особые законы взаимодействия со зрителем, а также законы визуализации. Задача театра – дать жителям города шанс взглянуть на него иначе и показать различные жизненные ситуации с другой стороны.
– В последнее время мы контактируем со всеми смоленскими коллективами, – рассказывает Елена. – Раньше между нами были достаточно сложные отношения, существовала конкуренция. Последнее время мы стараемся больше помогать друг другу, потому что хотим продвигать уличные театры в массы, а для этого нужно не конкурировать, а сотрудничать. Кстати, смоленские коллективы ездят выступать в другие города, например, Sub Rosa в этом году приезжала к нам в Ярцево. Мы же пока работаем в пределах нашего города.
Уличному театру присуща игра со зрителем. Актерам приходится нелегко. Надо знать и как подойти к человеку, и как с ним сфотографироваться (если он захочет), и как распрощаться. Нельзя просто взять артиста из драмтеатра и поставить работать на улице. Это очень сложная практика.
Уличный актер во время представлений во всех отношениях уязвим – в представление могут вмешаться маленькие дети, животные, люди в нетрезвом состоянии, которые понимают, что наконец-то мир их фантазий воплотился и они здесь хозяева. Актер должен переиграть обстоятельства и не нарушить спектакль.
– Мы объявили набор учеников в этом году, но у нас пассивный город, – говорит Елена, – а нам так нужны люди в команду. У нас 11 разных видов инвентаря, есть из чего выбрать. Многие приходят вдохновленные от того, что они видели на мастер-классах и, кажется, что творить – это просто. Но, попробовав, понимают, что уличный театр требует большой работы и моральных сил. Сейчас наш костяк состоит из 15 человек. У нашего театра есть свое лицо – у нас, у единственных в Смоленской области, есть детский коллектив.
Елена признается, что их часто путают с файер-шоу «Башня фениксА» из Смоленска. Но уличный театр – это совсем другое.
– Мы являемся подразделением циркового искусства, – акцентирует внимание Елена, – нам важно взаимодействовать с людьми. Через инвентарь (огненный, световой) показываем какую-либо историю, которая может произойти в жизни абсолютно любого человека. Мы стараемся представить ее так, чтобы люди посмотрели на себя со стороны и поняли, что где-то допускали ошибки, и по возможности исправляли их.
Яркие шоу этого коллектива ориентированы на публику всех возрастов. Если вы мечтаете окунуться в мир сказки и посмотреть на насущные проблемы с другой стороны, то уличный театр «Маска» под руководством Елены Чубалиной поможет вам это сделать.
Анастасия Матюхова