Сразу несколько турниров, в которых приняли участие представителя Ярцевского спортивного клуба «Карате кёкусинкай «Торнадо», состоялись в мае и июне. Мы встретились с его создателем, руководителем и главным тренером Сергеем Глаздовым. Разговор касался не только успехов его подопечных, но и различных видов единоборств.
— В прошом месяце Ярцеве прошел турнир европейской конференции Араши-карате, — сказал Сергей Владимирович. — Большое распространение этот вид единоборств получил в Санкт-Петербурге. Араши-карате — это современное полноконтактное единоборство, включающее в себя все самое лучшее и прогрессивное из восточных и традиционных видов единоборств, таких, как бокс, карате, тайский бокс, дзюдо, самбо, вольная борьба, джиу джитсу, айкидо. В Араши-карате разрешены удары в голову, захваты, броски, подсечки и т.д. Многое здесь напоминает правила смешанных единоборств ММА. Но в Араши-карате, в отличие от боев без правил, соперники одеты в кимоно и на головах у них шлемы с забралом из оргстекла для защиты от травм, плюс специальные перчатки и защитные протекторы на ногах. Юные спортсмены надевают еще и специальные защитные жилеты.
— Итак, Араши-карате – это очередная разновидность карате. Какова, по-Вашему, причина его возрастающей популярности?
— Скорее всего, в большей зрелищности. Все-таки у нас в кёкусинкай карате есть определенные ограничения: запрещены удары в голову руками, борьба в контакте и т.д. А сейчас в моду входит полный контакт.
— В последнее время наш главный спортивный телеканал «Матч-ТВ», который транслируется на всю страну, стал показывать бои без правил. Я допускаю подобные трансляции на платных каналах или в позднее время, когда дети и подростки уже спят. Но когда в лучшее время показывают, как два спортсмена (а бывают и женские бои) молотят друг друга куда ни попадя руками и ногами, обливаются кровью, валят, добивают, пока противник не потеряет сознание или рефери не решит, что к этому все идет, для нормального человека это противоестественно. Конечно, есть люди, которые, наблюдая за подобным зрелищем, испытывают какое-то удовольствие, но для этого существуют закрытые телеканалы. А как Вы относитесь к таким боям?
— Отрицательно. Это напоминает Древний Рим, где дерутся гладиаторы, а орут зрители Колизея. А у нас сейчас на первое место вышли другие ценности: деньги и шоу.
— Но, Сергей Владимирович, подобная жестокость по отношению к противнику переходит с телеканалов на улицы. А это уже пропаганда насилия. Если это разрешено по телевизору, то почему нам нельзя забить человека ногами до состояния инвалидности или до смерти…
А что в Вашей школе стоит на первом месте: научиться «драться» или все-таки элементы духовности, воспитания личности?
— Я стараюсь воспитывать своих учеников на принципе: «лучший поединок тот, которого удалось избежать». Если есть возможность решить конфликтную ситуацию словами, то лучше использовать переговоры, а не бой. Но когда противоположная сторона никаких словесных доводов не понимает, тогда ничего не остается …
— Но, конечно, еще помимо уроков воспитания и отработки приемов, ваши ученики еще и физически развиваются.
— Да, у нас большие нагрузки на занятиях по общефизической подготовке, на кардиотренировках, когда идет работа над развитием выносливости.
— Они работают с железом?
— Нет, только с собственным весом. Но существует система специальных упражнений, которые приносят больший эффект, чем работа с железом. Когда 30 секунд отжимаешься, потом 30 секунд работаешь в полную силу на мешке (наносишь удары), то после трех подобных подходов спортсмен уже никакой. Существует разнообразная система упражнений, которая готовит ребят к основному бою.
— Человеку, далекому от спортивных единоборств, кажется, что двухминутный бой – это не самая тяжелая нагрузка.
— Поверьте, это только кажется. Бой забирает практически все силы. Кстати, раньше в карате поединки состояли из трех раундов по 2 минуты, и у бойцов была своя стратегия и тактика ведения боя. Теперь для повышения динамичности и зрелищности ввели двухминутный бой. Правда, если победитель не будет выявлен, могут дать еще одну дополнительную двухминутку. Если и она не выявили чьего-либо преимущества, то участников поединка взвешивают и победу отдают тому, кто легче.
— На соревнованиях частьобывают продления боев?
— Часто, ведь ребята бьются упорно, но в силу возраста нанести нокаутирующий удар еще не способны, поэтому судьям требуется дополнительное время, чтобы выявить победителя. Хотя на соревнованиях в Вязьме у наших ребят были три чистые победы.
— Но давайте все-таки вернемся к соревнованиям в Ярцеве.
— В мае в физкультурно-оздоровительном комплексе прошел первый, организованный нами, межрегиональный турнир европейской конфедерации Араши-карате. В нем участвовали, кроме наших спортсменов, бойцы из Московской и Ленинградской областей. Это был больше ознакомительный турнир, где юные спортсмены и их родители смотрели поединки в новой разновидности карате, а наши гости оценивали уровень организации соревнований и подготовки участников.
— И какова оценка?
— Довольны остались все стороны. Родители, особенно отцы, согласились с тем, что их дети должны уметь работать универсально: наносить удары в голову, должны уметь бороться, делать подсечки и т.д. Хорошую оценку получила и организация турнира, и решено было проводить его в Ярцеве ежегодно.
— Как выступили на этом дебютном для себя турнире Ваши ученики?
— У нас три первых места, три вторых и два третьих. Причем, неожиданно для меня, 13-летний Александр Ширшиков был отмечен специальным дипломом за тактико-технические действия.Этот успех еще и ценен и потому, что мы всего несколько месяцев назад начали практиковаться в новом для себя стиле. По итогам этого турнира я сделал вывод, что надо продолжать участвовать в подобных соревнованиях и развиваться, в том числе и в Араши-карате, но не делая на нем акцент. Потому что, если сейчас перейти с привычного нам кёкусинкай на удары в голову, как в Араши-карате, то ничего хорошего здоровью моих учеников это не принесет.
— Какой турнир был следующим для вашей команды?
— 13 мая в Вязьме открытый турнир местного спортивного клуба «Прайд». В турнире, который проходил по хорошо знакомым нам правилам кекусинкай, приняли участие около 250 бойцов, среди них 29 наших. Мы привезли всех: и опытных, и новичков. Выступили успешно: 9 первых, 10 вторых и 10 третьих, то есть все вошли в число победителей или призеров. Но главное все-таки не медали, а опыт: ребята посмотрели на технику бойцов других команд, оценили свои достижения и ошибки.
— А Вы как оценили их выступления в Вязьме?
— Считаю, что могли выступить лучше. А все допущенные промахи я ребятам детально пояснил при просмотре видеозаписи боев. А дальше уже шла индивидуальная работа над ошибками с каждым.
— Итак, Ярцево, Вязьма. Какой город был на вашей карте турниров следующим?
— Санкт-Петербург. Здесь состоялся открытый чемпионат и первенство Союза спортсменов и спортивных организаций каратэ «Киокусин будо карате». Поединки проходили в громадном спортивном комплексе «Алмаз -Антей». Общее количество участников 150 человек, их них 13 ярцевчан. В Питере мы выступили достойно. Двое наших – Александр Ширшиков и Наталья Медведева стали победителями, причем закончили бои досрочно. Шестеро заняли второе место и четверо — третье.
Спортивный сезон наш клуб завершил в Гагарине, где принял участие в открытом турнире по всестилевому карате. За победу боролись 150 спортсменов из четырех городов Смоленской области и подмосковной Дубны. Двенадцать наших ребят стали победителями соревнований. Еще 10 заняли вторые места и четверо стали бронзовыми призерами.
— Но соревнования – это вершина тренировочного процесса, главная проверка сил. А фундамент составляют тренировки. Как Вам, Сергей Владимирович, удается убеждать своих подопечных выполнять по нескольку десятков раз одни и те же упражнения, которые не доставляют удовольствия, а подчас и связаны с болью?
— Важно, чтобы ребенок сам почувствовал, что тренировки нужны ему самому, а не родителям или тренеру. Ведь помимо занятий в зале, ребята должны еще хотя бы полчаса или час в день заниматься самостоятельно дома (растяжки, упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, отжимания). Без этого успеха не добиться.
— Сколько лет существует Ваш спортивный клуб «Торнадо», сколько в нем занимается учеников?
— Четыре года. Сейчас у меня около пятидесяти участников: самому младшему три с половиной года, старшему 16 лет.
— Много времени занимают тренировки?
— У каждой возрастной группы они проходят трижды в неделю. А те, кто участвует в соревнованиях, тренируются ежедневно. И плюс еще занятия дома. Если хочешь добиться успехов в спорте, надо соблюдать дисциплину: и в тренировках, и даже в питании.
— И ради чего все это?
— Я разговаривал с теми, кто уже задумывается о будущем – с тремя учениками, которым сейчас 11, 14 и 16 лет. Они сказали, что их мечта — получить черный пояс по каратэ, стать тренером и открыть свою школу. У остальных задачи более близкие, но тоже требующие большого труда: стать физически сильными, научиться постоять за себя, приобщиться к миру карате и, конечно, побеждать в соревнованиях.
Беседовал Николай Потапенков