18 июля исполнилось 95 лет со дня образования службы Государственного пожарного надзора МЧС России. Возраст внушительный. Если учесть, что только за последние пять лет инспектора выявили около четырех миллионов фактов нарушения правил пожарной безопасности (это только официально зарегистрированные случаи), то можно представить, сколько жизней им удалось спасти. И не только жизней. Возможный ущерб государственному и частному имуществу может оцениваться миллиардами.
Сегодня в российской системе пожарного надзора работают почти 13 тысяч человек. В отделе надзорной деятельности и профилактической работы Ярцевского, Духовщинского и Кардымовского районов – восемь.
В последние годы круг обязанностей пожарных инспекторов значительно расширился. О том, чем сегодня занимается служба и как выстроена система взаимодействия с гражданами, мы поговорили с начальником отдела Сергеем Степченковым и единственной женщиной в погонах — пожарным инспектором, дознавателем Еленой Ляпневой.
Сергей Степченков: «Работа инспектора помогает предотвратить трагедию»
Краткая справка. Начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы Ярцевского, Духовщинского и Кардымовского районов Сергей Игоревич был назначен в 2017 году. До этого он долгое время (с 2007 года) работал пожарным инспектором, главным специалистом, заместителем начальника.
«Моя профессия сама нашла меня, — говорит Сергей Игоревич. — В армии я служил в инженерных войсках, позже окончил ГОУВПО СПб ГПУ по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». Моя работа отличается постоянным движением. Здесь нет однообразия. Ты чувствуешь себя активным участником в судьбах разных людей, помогаешь им. Служба в МЧС России добавила мне уверенности в самом себе».
— Сергей Игоревич, что сегодня входит в обязанности ваших сотрудников?
— Основными направлениями нашей деятельности являются проведение профилактических мероприятий противопожарной направленности в жилом секторе и организациях, проверка по фактам возгораний, контрольные, надзорные мероприятия. Свое- временное устранение выявленных нарушений во многом способно предотвратить негативные или даже трагические последствия.
— Из трех районов, Ярцевского, Кардымовского, Духовщинского, какой требует наиболее пристального внимания, где проводится больше надзорных мероприятий?
— Конечно, учитывая численность проживающего населения, расположенные в Ярцевском районе объекты приходится контролировать чаще. Пожаров здесь больше. Причем в большинстве причиной возгораний становится человеческий фактор. В настоящее время мы проводим проверки объектов государственной сферы. В первую очередь зто учреждения социальной значимости: общеобразовательные и дошкольные объекты, школы-интернаты для детей, а также инвалидов и престарелых граждан, детские реабилитационные центры, система здравоохранения. Есть определенный критерий, по которому определяются сроки проведения проверок. Так называемая «категория риска». Помещения, относящиеся к риску чрезвычайно высокой категории, требуют первостепенного, повышенного внимания, проверяются ежегодно. Естественно, нарушения есть везде, но с каждым годом их становится все меньше.
— Где выявляется больше всего нарушений?
— В сфере частного бизнеса. Как правило, при первом посещении у инспекторов возникает немало вопросов. Если периодичность посещения таких объектов составляет три-четыре года в зависимости от категории риска, то при повторном осуществлении контроля нарушений фиксируется меньше в разы. Там, где мы появляемся один раз в два года, нарушения можно пересчитать по пальцам. То есть прослеживается закономерность: чем чаще мы посещаем тот или иной объект, тем меньше там замечаний к системе пожарной безопасности.
— В Вашей практике были случаи, когда предписания пожарных инспекторов игнорировались?
— К счастью, нет. Ярцевчане со всей ответственностью относятся к своей безопасности. Таких случаев, когда возгорание происходило по причине неисполнения требований проверяющего инспектора, зафиксировано не было. Сегодня люди понимают, чем это чревато. На предприятиях Ярцевского района пожары случаются крайне редко. Несмотря на то, что в сфере малого бизнеса выявляется больше всего недочетов, возгорания и чрезвычайные ситуации происходят там гораздо реже. Предприниматели заботятся о личном имуществе и частной собственности.
— Какие нарушения являются самыми распространенными?
— На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Если прийти на объект, который мы не проверяли ни разу, я уверен, что там будут выявлены нарушения всех категорий. А если рассматривать детский сад или школу, там почти всегда порядок либо нарушения недлительного характера, которые были допущены в год проведения проверки. Например, временно поставили какой-нибудь предмет на путях эвакуации или замок повесили там, где все должно быть открыто. Такие недочеты быстроустранимы.
— Как долго длится проверка? На какие отклонения от правил в первую очередь обращают внимание сотрудники пожарного надзора?
— Подконтрольные учреждения уведомляются о планируемых мероприятиях заранее. Проверки на объектах, не относящихся к сфере малого бизнеса, длятся 10 дней. За это время сотрудники службы пожарного надзора должны не только обследовать учреждение, территорию, но и документально оформить выявленные результаты. Впоследствии они заносятся в единую электронную базу. Внеплановые проверки проводятся по жалобам граждан, требованиям прокуратуры или поручению правительства. Нарушения нельзя классифицировать на более или менее значимые. Любое из них в неблагоприятно сложившихся условиях может стать причиной нанесения вреда здоровью или ущерба имуществу. Здесь мелочей не бывает.
Допустим, не сделали своевременно запись в журнале о проверке огнетушителя, а в результате при возгорании выяснилось, что он в нерабочем состоянии. Вроде мелочь, а последствия могут быть плачевными.
Кстати, наша работа имеет не только профилактическую направленность. При сообщении о пожаре мы выезжаем вместе с пожарным расчетом на место происшествия в течение 15 минут. Проводим осмотр, предварительную проверку, устанавливаем возможную причину возгорания. Если выясняется, что причиной стало неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц и ущерб составляет менее 250 тысяч рублей, принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Если сумма ущерба превышает 250 тысяч, дело возбуждается.
— Можно обобщить, по какой причине происходит бОльшая часть пожаров в последнее время?
— По причине халатности, оставления включенных электроприборов, несвоевременно отремонтированного печного оборудования. Если рассматривать период за шесть месяцев этого года, то основными местами возникновения пожаров являлись здания жилого сектора – 23 пожара, бани – 8 пожаров, бесхозные строения – 4 пожара, металлические контейнеры для ТБО – 4 пожара, горение мусора на открытой территории – 27 случаев, сухая травяная растительность – 81 возгорание, неэксплуатируемые строения – 3 пожара. Во всех случаях основной причиной становился человеческий фактор.
— Сегодня в службу приходят молодые кадры, что их привлекает?
— Средний возраст наших сотрудников составляет от 25 до 43 лет. В настоящее время отдел укомплектован на 100%. Молодежь относится к профессии с интересом. Главная причина здесь — престиж, стабильная заработная плата, возможность карьерного роста.
В 2019-2020 годах наш отдел пополнился двумя выпускниками вуза МЧС России. Текучести кадров нет. Не один десяток лет отдали этой работе ветераны службы Виталий Леонидович Масюгов, Алексей Петрович Костриков, Юрий Петрович Сафронов, Олеся Григорьевна Зайцева. Они долгое время обучали молодежь, делились опытом. Сегодня мы идем по их стопам.
— Сергей Игоревич, в вашем отделе работает всего одна женщина. Почему? Эта профессия больше подходит мужчинам?
— Нет, конечно. Я бы сказал, это случайность. Среди ветеранов нашей службы тоже были женщины. В разное время они трудились наравне со всеми. Елена Ляпнева пришла к нам совсем недавно, но в короткий срок проявила себя как грамотный и очень ответственный человек. Хотя, конечно, можно отметить, что женщины в нашей службе – явление нечастое. Как видите, одна к семи.
Елена Ляпнева: «С любым человеком можно найти общий язык»
Краткая справка. Дознаватель отдела надзорной деятельности Елена Сергеевна Ляпнева работает с 2021 года. Помимо установления причин происшествий в ее обязанности входит ведение системы электронного документооборота.
«Каждый мой день, проведенный на работе, – разный, — говорит Елена Сергеевна. — Люди, происшествия, события – это круговорот, в котором ты чувствуешь себя в самом центре. И мне это нравится».
— Елена Сергеевна, на первый взгляд дознаватель – не характерная для женщины профессия. Как возникло желание связать себя с такой деятельностью?
— Мне всегда хотелось помогать людям. Я чувствую, что здесь я могу в полной мере реализовать свою мечту. Профессия дознавателя в первую очередь связана с людьми. Устанавливая причину пожара, приходится много взаимодействовать с самыми разными категориями граждан. Это интересно.
— Со всеми удается установить контакт?
— Здесь нужно быть хорошим психологом, уметь расположить к себе. Все люди разные. Получить от них нужную информацию, особенно, когда они находятся в состоянии стресса или определенного шока после пережитого, – сложно. В каждой ситуации требуется индивидуальный подход. Но такого, чтобы человека вообще не удавалось разговорить, в моей практике не было. Иногда потерпевшие находятся в состоянии паники, возбуждения, но по истечении какого-то времени они успокаиваются и готовы сотрудничать. В процессе диалога мы выясняем обстоятельства, причину пожара. Тяжело работать с людьми, когда происходят серьезные происшествия.
— Можно сказать, что Вы видите человека насквозь?
— Правильнее было бы сказать, я его чувствую. Если человек открыт, идет на контакт – работать легко. Если нет, приходится ждать.
— С кем тяжелее разговаривать: с женщинами, находящимися в панике, с молодежью или со стариками?
— Думаю, с молодежью. У нее специфическое видение мира, иногда оно существенно отличается от реальной картины. К тому же, если молодые люди принимают алкоголь или наркотические средства, они вообще живут в запредельном мире. Но таких, к счастью, мне встречалось немного.
— Что для Вас самое сложное в работе?
— Ночные выезды. Когда происшествия происходят в ночное время и присутствие инспектора пожарного надзора необходимо, приходится жертвовать личным временем и отдыхом. Физически это несложно. Тяжелее, скорее, перестроиться морально. Но я уже привыкла, да и семья с пониманием относится к такой работе.
— Учитывая, что Вы единственная женщина в отделе, мужчины делают Вам какие-то послабления?
— Нет. Хотя, конечно, в определенных ситуациях чувствуется: берегут. Но на службе Отечеству нет рангов и званий, деления по национальным и другим признакам — все равны.
Надежда Данюшина