Як-истребитель: история одного поиска 77 лет спустя
Не так мы планировали отметить 75-летие Победы, как получается в этом году. Не зашумят города и села праздничными, взволнованными толпами, не вспыхнут алые головки тюльпанов, перехваченных оранжево-черной георгиевской ленточкой, не отразится солнечный луч в медалях редких уже ветеранов, не выльется на улицы больших и малых городов живая река «Бессмертного полка», не понесут на плечах малышей в защитных пилотках их молодые отцы – правнуки солдат Победы.
Как говорится, человек предполагает, а коронавирус располагает. Но это ничего. В конце концов, парады и салюты – не главное. Мы справимся, мы найдем способ сказать в этот день традиционное: «Я помню, я горжусь!».
Главное – помнить
Наверное, действительно, самое главное – помнить. О героях-фронтовиках, о подвиге и самоотверженности целого народа, об освобожденной и, увы, неблагодарной Европе, о миллионах погибших и искалеченных, о сожженных городах и деревнях, о голоде, о зверствах фашистских оккупантов, о похоронках, о сиротах послевоенных лет. А еще о тех, кто и по сей день числится пропавшим без вести, и чьи останки ждут своего часа в поросших лесом воронках.
Может быть, именно стремление сохранить память о том, что такое война на самом деле, а не в карнавально-киношном исполнении, и заставляет людей объединяться в поисковые отряды и при любой возможности отправляться в лес или поле. А там — жить в сырых палатках, работать на солнцепеке или по пояс в болоте, сбивая в кровь руки, радоваться, когда удалось найти останки очередного воина или солдатский медальон, а затем просиживать в архивах, порой годами вести переписку с разными инстанциями. И все это бесплатно, и чаще всего – в отпуске или на выходных. И все это ради одного: вернуть погибшему красноармейцу его имя, а семье – правду о гибели героя.
В нашем городе сегодня работает 7 поисковых отрядов – около 70 человек с очень хорошей памятью и обостренным чувством справедливости.
«Рядовой»
Отряд «Рядовой» был образован в 2011 году при Ярцевском молодежном центре по инициативе Елены Николаевны Алещенковой, руководившей в те годы поисковым движением Ярцевского района. В этом же году в Молодежный центр пришел Владимир Цыганов, который возглавил новый поисковый отряд и является его бессменным командиром по сей день.
К этому времени Владимир Афанасьевич занимался поисковой деятельностью около десяти лет, а к войне имел свой, личный счет: отец – участник Великой Отечественной, дед пропал без вести в 1943-м, дядя умер от ран в 1944-м.
У каждого из поисковых отрядов Ярцева – своя специфика. Особенность «Рядового» в том, что он состоит в основном из подростков и молодежи от 14 до 23 лет. А работать с детьми – большая ответственность.
— Приходят многие, — рассказывает Владимир Цыганов. — Кому-то нравится заниматься раскопками, кто-то интересуется историей, для кого-то это романтика, для кого-то – игра. Если парню или девчонке не по силам походная жизнь, они быстро отсеиваются. Бывает и так, что первый вопрос, который задает молодой человек, — сколько стоит на рынке солдатский медальон или медаль. С такими мы расстаемся сразу.
Бойцы отряда в основном — старшеклассники, но есть и ребята, которые продолжают заниматься поисковой деятельностью и по окончании школы: студент СмолГУ Владислав Бобров, студент исторического факультета Санкт-Петербургского университета Захар Герасимов. В июле «Рядовой» ждет из армии студента Ярцевского индустриального техникума Никиту Ковалева.
Чаще всего молодежный отряд работает в местах, которые другие поисковики считают бесперспективными. Тем не менее, за годы работы бойцами отряда подняты останки более 300 красноармейцев, восстановлены имена около 30 солдат. Документы на пятерых из них переданы родственникам. А еще ребята ухаживают за солдатскими могилами, участвуют в благоустройстве Поля Памяти.
Прошлым летом в районе деревни Скачково Ярцевского района поисковики обнаружили захоронение 20 бойцов Красной Армии. Ранее мы рассказывали о судьбе одного из них – красноармейца Семена Волкова из Владимирской области, погибшего под Ярцевом в 1941-м.
Як-истребитель
Теперь на счету «Рядового» есть и собственный поднятый самолет.
— О самолете я услышал еще в 2008-м году от жителей деревни Сапрыкино, — рассказывает командир отряда Владимир Цыганов. — Нам показали место — это была большая, уже заросшая воронка. Мы его осмотрели, проверили с помощью металлоискателя. Прибор показал наличие большого количества металла. Попробовали копать – нашли фрагменты советского самолета. Но тогда не было возможности заниматься раскопками. Такая возможность появилась только в мае 2019 года. Я рассказал о самолете своим ребятам – они загорелись, и первого мая мы с участницей поискового движения Светланой Цыгановой выехали на разведку. Воронку даже не сразу нашли: прошло 11 лет, на этом месте к тому времени был вырублен лес, яма завалена ветками. Расчистили яму, в середине мая начали поднимать самолет и закончили 1 июня. Работали долго, в основном по выходным. Наш отряд не располагает техникой, так что копали лопатами. Вручную выкопали яму глубиной 4 метра, вручную поднимали детали самолета. Когда заканчивали, нашелся человек, который помог нам с техникой. Андрей Александрович Михальков оплатил работу трактора, за что мы ему очень благодарны. Мы проверили местность вокруг воронки, но больше ничего не нашли. Этим же трактором закопали яму.
— Кто из бойцов отряда участвовал в раскопках?
— Это наши самые активные бойцы: Владислав Бобров, Никита Ковалев, Захар Герасимов, Татьяна Малютина (на фото), а также взрослые поисковики Сергей Диковинов и Сергей Кузенков.
— Вам удалось установить вид самолета?
— Так как это был наш первый самолет, к тому же больших фрагментов двигателя не сохранилось, то вначале мы подумали, что это И-16: цилиндры двигателя были разбросаны по большой территории. Потом, когда стали копать глубже, стали попадаться другие детали, и мы поняли, что это Як-7Б.
— Як – это ведь один из самых известных истребителей Великой Отечественной? Даже Высоцкий посвятил ему одну из своих песен.
— Як-7 — действительно знаменитый советский истребитель. Он был разработан вскоре после начала войны, и, хотя создавался на базе учебно-тренировочного самолёта, на нем было установлено полноценное вооружение: пушка ШВАК, два крупнокалиберных пулемета, подвески для шести ракетных орудий.
— Что сегодня известно о поднятом самолете?
— Нам удалось установить номер двигателя: 325-1953. В годы войны таким образом кодировалась модель и дата выпуска. Первая цифра – это год, вторая – квартал, третья – модель. Получается: дата выпуска двигателя — 2-й квартал 1943 года, модель двигателя – 105. Позже командир поискового отряда «Штурм» Николай Кулешов, который имеет большой опыт работы с самолетами, помог нам определить номер самолета: 4715382. Это тоже своеобразный код: первые две цифры – дата и месяц. Три следующих – номер завода. (Тогда военные заводы значились под номерами). Так мы выяснили, что самолет был выпущен на заводе № 153 в Новосибирске и сдан 4 июля 1943 года. В июле новенький истребитель «вылетел» с завода, а осенью уже погиб в боях за Ярцево.
— А что известно о летчике?
— Ни тела летчика, ни обрывков парашюта рядом с обломками самолета не было. Местные жители рассказывают, что летчик выпрыгнул из самолета, но приземлился уже мертвым в районе деревни Сапрыкино. Там же его и похоронили. Теперь, когда у нас есть информация о номере, месте и дате выпуска самолета, мы попытаемся выяснить, в какой воинской части воевал погибший летчик, а уже потом по номеру части — узнать его имя. Предстоит работа в архиве Министерства обороны, поиски информации в Интернете. В этом нам помогают Павел Черненков и Юрий Солдатов — бойцы поискового отряда «Атамановский» из Смоленска. Они также участвовали и в подъеме самолета.
— Будете ли вы разыскивать тело погибшего летчика?
— Обязательно будем. И в этом нам нужна помощь вашей газеты. Дело в том, что летчика похоронили не на местном кладбище, а примерно метрах в 300-400 от деревни Сапрыкино. А где именно, никто уже и не помнит. Найти одиночную могилу где-то в лесу через 77 лет практически невозможно. Так что, если кто-то располагает информацией о событиях, связанных с гибелью советского летчика в 1943 году в районе Сапрыкина, или о местах гибели красноармейцев, свяжитесь, пожалуйста, с нашим отрядом по телефону 8-903-698-86-66.
Все войны рано или поздно заканчиваются. Что уж говорить о пандемии или режиме самоизоляции. А значит, настанет день, когда бойцы поисковых отрядов отправятся на очередную Вахту Памяти, чтобы вернуть из небытия еще чьего-то деда или прадеда. Если же удастся узнать имя и судьбу погибшего под Сапрыкиным летчика, мы обязательно расскажем об этом нашим читателям.
Татьяна Филимонова