Среди тысячного коллектива ГУП города Москвы «Литейно-прокатный завод» много тех, кто работает на предприятии с начала его строительства. Но среди них трудно найти такого человека, который начинал свою трудовую деятельность на предшественнике нынешнего завода.
Виктор Алексеевич Савватеев — один из немногих, кто стоял у истоков создания советского автогиганта.
В 1972 году Виктор Савватеев окончил Иркутский политехнический институт (ИПИ). В этом высшем учебном заведении была военная кафедра. Поэтому помимо гражданской профессии инженера-электроника он получил военную специальность.
В конце 60-х между Советским Союзом и Китаем отношения ухудшились. Китайцы начали проводить многочисленные провокации по самовольному захвату советских островов на реке Уссури. 15 марта 1969 года произошло вооруженное столкновение между СССР и КНР на острове Даманском. Армии нужны были военные кадры, поэтому многих выпускников ИПИ призвали в армию. Лейтенанта Виктора Савватеева отправили на советско-китайскую границу и назначили командиром разведвзвода.
— Войска были понатыканы повсюду, но нам повезло – в боевых действиях участвовать не пришлось, — говорит бывший офицер. – И все же об армии у меня остались чистые воспоминания. Офицеров тогда уважали, дедовщины не было. Но главное – я смог приобрести первые навыки руководящей работы, которые мне пригодились на гражданке.
После армии Виктор Савватеев приехал в гости к родственникам в Ярцево и, как он сам говорит, застрял здесь на всю жизнь.
В 1974 году он устроился на Ярцевский хлопчатобумажный комбинат и был назначен мастером смены в 1-й электроотдел. Организаторские способности молодого специалиста, большая работоспособность, стремление глубже узнать производство, усовершенствовать электрохозяйство, а особенно хорошие теоретические знания были сразу замечены.
— Однажды меня встретил главный механик комбината и предложил преподавать курс электротехники в Ярцевском вечернем техникуме, — вспоминает Виктор Алексеевич. – В то время зарплата на комбинате была стабильной, но маленькой (оклад – 115 рублей в месяц). И я согласился. Правда, долго преподавать не пришлось. Но опыт преподавательской работы пригодился в дальнейшем.
В 1976 году в Ярцеве началась грандиозная стройка. В рамках государственной программы «дизелизации автопарка страны» в нашем городе решили отстроить гигантский моторный комплекс, филиал ЗИЛа. Реализацию проекта начали с возведения Ярцевского чугунолитейного завода. Стройку назвали комсомольской.
— Я вышел из комсомольского возраста, мне было 27 лет, но дух юности остался, — говорит Виктор Савватеев. – После некоторых раздумий решил перейти работать на завод и сейчас не жалею об этом. Сначала меня приняли инженером-электриком в отдел главного энергетика, которым руководил Николай Тихонович Хлапов.
На заводе Виктор Савватеев занимался работой, связанной с проектированием электротехнической части завода, осуществлял контроль за прохождением документации на предмет ошибок, курировал строительство и монтаж электротехнических объектов.
— Всю электрику завода проектировал Всесоюзный проектно-исследовательский институт «Тяжпромэлектропроект», — рассказывает Виктор Савватеев. – На тот момент он считался законодателем моды в области электроснабжения заводов различных мощностей и направлений. Но, несмотря на свой высокий ранг, институт допускал ошибки в технической документации. Порой мы неделями ломали головы, как исправить тот или иной косяк, как состыковать чертежи, чтобы все было правильно, многие детали проектов приходилось дорабатывать прямо на месте.
Незадолго до пуска завода Виктора Савватеева назначили начальником центральной электротехнической лаборатории, в которую входило несколько отделений, в том числе лаборатории релейной защиты и автоматики, промышленной электроники.
— Сверху давили, давайте пускайте завод быстрее, а электромонтажники не успевали с объемами, — вспоминает Виктор Савватеев. – Тогда мы выступили с инициативой запустить своими силами компрессорную станцию и заливочный участок в формовочном цеху чугунного производства. И дело было даже не в деньгах, хотя на заводе действовало положение, стимулировавшее коллектив к участию в пусконаладочных работах. Просто был трудовой подъем, и все хотели как можно быстрее провести первую плавку.
В конце декабря 1986 года, за несколько дней до Нового года, Ярцевский чугунолитейный завод провел первую плавку. А через дорогу от него уже завершилось строительство корпусов завода «Двигатель» АМО ЗИЛ, и начался монтаж оборудования и автоматических линий. Инженеры отдела промышленной электроники, возглавляемого Савватеевым, активно включились в эту работу.
— Тогда нефтедоллары использовали по назначению и с пользой, поэтому дизельное производство оснащалось в основном импортным оборудованием, — вспоминает Виктор Савватеев. – Линии по обработке коленвала, распредвала поступали из фирмы «Siemens». Технология производства нашего дизельного двигателя почти ничем не отличалась от технологии изготовления фордовского движка. Я в этом убедился во время командировки в Германию в город Кельн, где их в то время выпускали.
Но выйти на проектную мощность ни завод «Двигатель», ни чугунолитейный не смогли. Во время перестройки сначала закрылся завод «Двигатель», затем ЯЧЛЗ. Два года Виктор Савватеев работал на ЗАО «Ярцевская технологическая компания». Но как только начали строить литейно-прокатный завод, он один из первых вернулся на предприятие и с головой погрузился в работу.
— На литейно-прокатный я пришел в 2003 году и был сразу принят на должность главного энергетика, — рассказывает Виктор Алексеевич. – Мне больно было смотреть на то, что осталось от прежнего чугунолитейного завода. Практически сохранились только здания, все остальное было поломано, разрезано и разграблено. К примеру, от трансформаторов остались только пустые корпуса, а все, что было внутри, вытащили и сдали на цветмет. Не лучшим образом обстояли дела на моторном заводе: все установленное оборудование, в том числе и автоматические линии, было продано как вторсырье, а что осталось, пустили в печь.
В очередной раз Виктору Савватееву пришлось, как и на чугунолитейном, начинать с нуля, с проектных работ. Должность главного энергетика очень ответственна. Здесь нужны высочайшая техническая эрудиция, умение правильно и быстро принимать решения, хорошо ориентироваться в любой экстремальной ситуации.
Виктор Алексеевич обладает этими качествами. Есть у него и еще одно замечательное качество: он не считает для себя зазорным консультироваться у подчиненного специалиста, если уверен, что тот знает данный вопрос лучше него. По утверждению многих сослуживцев, работать с ним легко и приятно. Он никогда не повышает голос, замечания по работе делает спокойно, указания дает четкие. Если у исполнителя появляются свои суждения по выполняемой работе, Виктор Алексеевич терпеливо выслушивает их и после этого принимает окончательное решение.
Теперь, спустя более чем десятилетие с начала строительства литейно-прокатного завода, можно с уверенностью сказать, что Виктор Савватеев внес неоценимый вклад в создание и развитие энергетического хозяйства сталелитейного предприятия, в решение ряда сложных технических проблем. Он сумел создать коллектив энергетиков с высокой исполнительской дисциплиной, технически грамотных, работающих с большим напряжением сил.
— В настоящее время по автоматизации производственных процессов, по удельным показателям расхода воды и электроэнергии наш литейно-прокатный завод находится на уровне лучших предприятий российской металлургии, — говорит заместитель технического директора по энергетике и ремонту технологического оборудования Виктор Савватеев.
Но не только заботами о заводе наполнена жизнь Виктора Алексеевича. Он активно занимается общественной деятельностью. Являясь депутатом горсовета, возглавляет постоянный комитет по городскому хозяйству и социальным вопросам.
18 февраля Виктору Алексеевичу исполнилось 70 лет. Заводчане поздравляют ветерана энергетики с юбилеем и желают ему крепкого здоровья и всего самого наилучшего. «Вести Привопья» присоединяются к этим поздравлениям.
Владимир Лавренов