Архитектор Владимир Наумов: «Мне нравится жить в малом городе»

Этим летом несколько ярцевчан были награждены Почетными грамотами городского Совета депутатов за высокое профессиональное мастерство, многолетний труд и особый творческий вклад в развитие нашего города. Среди награжденных – руководитель ООО ТМА «АР-С ПРОЕКТ» Владимир Наумов.

Владимир Юрьевич родился 1 июня 1959 года в Харькове. После окончания Харьковского института инженеров коммунального строительства он 10 лет работал в Государственном проектном институте в Павлодаре Казахской ССР. В 1993 году приехал в Ярцево по приглашению АО «Ярцевострой».

Мы попросили Владимира Юрьевича подробнее рассказать о работе возглавляемой им проектной мастерской и поразмышлять об архитектурном облике Ярцева.

— Владимир Юрьевич, «АР-С ПРОЕКТ» — это успешная проектная мастерская, известная не только в нашем городе, но и в других регионах страны. Какова история ее создания?

— Эта организация возникла на обломках самого мощного в свое время треста Смоленской области «Ярцевострой», силами которого возводились Восточная промзона и жилые микрорайоны Пионерного. Позднее из него вышло несколько строительных организаций. При тресте работало проектное бюро, были приглашены специалисты из разных городов страны, в том числе из бывших республик Советского Союза. Но в неразбериху 90-х стало не до конструкторского бюро. «Ярцевострой» прекратил свое существование, а костяк специалистов собрался и организовал проектную творческую мастерскую. Первая лицензия нашей организации – от 1997 года.

— Это были годы, когда с одной стороны все разваливалось, а с другой – появилась возможность попробовать создать собственное дело.

— Мы ничего другого не умели делать, только проектировать. Большой плюс был в том, что сами проектировщики определяли стратегию развития, решали, какие объекты брать, какие – не брать, с кем работать, с кем – нет. Такой свободы решений нет в государственном учреждении. У нас появилась привилегия отказываться от того, что не нравится.

— То есть, Вы можете позволить себе роскошь заниматься тем, что интересно?

— И это тоже. Архитектурный объект появляется только при условии единства трех сторон: заказчика, архитектора и строителя. Если одна из этих составляющих не срабатывает, то ничего не получается. Раньше в каждом областном центре был свой Гражданпроект, который проектировал и областной, и районные города. Сейчас нет привязанности к конкретной организации, поэтому в первую очередь заказчик определяет, кто будет проектировать. Он сам ставит задачу и решает, будет ли это полноценный проект или достаточно эскиза здания. Некоторым нужно просто разрешение на застройку.

Сейчас индивидуальный застройщик может вести строительство и без проекта, ориентируясь на утвержденный городской Администрацией градостроительный план, или изменить имеющийся проект в сторону его упрощения и удешевления. Конечно, в таком случае построенный объект заметно отличается от архитектурного замысла.

Есть заказчики, с которыми мы работаем давно, которые нам доверяют и которым доверяем мы. Но в нашем городе мы делаем не так уж много проектов.

— Что из заметных объектов принадлежит вашей организации?

— Основной вид деятельности мастерской — инженерно-техническое проектирование. Не всегда это связано с творчеством: мы разрабатываем проекты и жилых, и промышленных зданий, складских корпусов, гаражей, автозаправочных станций, готовим проектно-сметную документацию в основном по корпоративным заказам. Из известных в городе объектов – здание, в котором сейчас расположен банк «Открытие» на Советской, «К-Центр», столовая «У Надежды» на улице Чернышевского, «Куб» на Пионерном и практически все православные храмы. Это из того, что не испорчено реализацией и за что не стыдно.

— Проектировать и строить храм – это что-то особенное, отличающееся от гражданских объектов?

— Да, Вы правы, это особая радость. И так получилось, что наш первый проект еще 1995 года — это Скорбященская церковь в городском сквере. Сейчас к ней с южной стороны сооружается пристройка со звонницей. Пристройка позволит увеличить площадь молельного зала примерно в два раза. Потом были храм Архангела Михаила, собор святого великомученика Георгия Победоносца, каменная часовня в честь мученика Иоанна Воина возле Вечного огня в Яковлеве.

— Храм Георгия Победоносца стал украшением нашего города и в духовном, и в архитектурном смысле. Как Вы работали над этим проектом?

— Можно сказать, что нашим вдохновителем и соавтором в полном смысле слова стал отец Василий Мовчанюк: он задал основные параметры, определил внутреннюю планировку. Конструкторами были Любовь Зыкова и Михаил Колбатов. Конечно, учитывались каноны, по которым строятся православные храмы. Со времен учебы в институте пришло увлечение русской архитектурой и ее историей, но тогда не думалось, не мечталось, что придется прикоснуться к теме православного храма.

— Говоря о храмах нашего города, нельзя не упомянуть церковь на территории хлопчатобумажного комбината. Сейчас этот памятник архитектуры в плачевном состоянии. Как Вы считаете, нужно ли восстанавливать подобные здания?

— Конечно, нужно. Это история, это самоидентификация горожан, в каком-то смысле бренд города. Кстати, состояние здания не такое уж плохое. Это старинная, крепкая постройка, так что восстановить его вполне реально.

— Как Вы оцениваете облик Ярцева в целом – с архитектурной точки зрения?

— На мой взгляд, лучшее время в архитектурном развитии города связано с именем Льва Владимировича Куликова, когда был построен мемориал погибшим воинам в Яковлеве, памятник «Т-34», обустроен городской сквер около кинотеатра. Это было возможно во многом потому, что главный архитектор не один десяток лет работал в тесном контакте с администрацией города и района, работал на перспективу, а руководители города, в свою очередь, считали важным вкладываться в архитектуру. Сейчас, к сожалению, во многих местах нашего города заметно, что нет общей концепции оформления пространства. Новая пешеходная дорожка упирается в старые бетонные плиты, симпатичная клумба соседствует с заброшенным газоном. Многочисленные магазины на первых этажах жилых домов – как разноцветные заплаты на обветшалой одежде. Очень уродуют город и разномастные вывески, баннеры. Например, бюст Рокоссовского совершенно теряется на фоне желто-красной вывески аптеки. Необходимо приводить все вывески к единым параметрам, как это сделали в Москве и Московской области.

— Каково Ваше отношение к так называемой точечной застройке, когда здание «втыкается» в имеющееся свободное место, не соотносясь с окружающим пространством?

— Трудно находить хорошие примеры. О плохом не хочется. В основном это наследие 90-х – начала нулевых, когда законодательство не так жестко регулировало вопросы градостроительства. Необходимо, конечно, стремиться к комплексной застройке территории. Один из примеров — группа трехэтажных жилых домов в районе Старозавопья. Этот проект разрабатывался главным инженером нашей мастерской Борисом Латышевым по заказу строительной фирмы ООО «Эрудит». Проект включал в себя не только жилые дома, но и дворы, детские площадки, автостоянки. В результате построен симпатичный жилой квартал с гармонично организованным пространством.

Но в Ярцеве есть два негативных примера, которые дискредитировали в свое время хорошие идеи. Это мансардные этажи в двухэтажных домах на улице Чайковского и таунхаусы на Пионерном. (Таунха́ус — малоэтажный жилой дом или общественное здание на несколько многоуровневых квартир, как правило, с изолированными входами, получивший распространение в европейских городах и пригородах на территории застройки средней плотности. — Ред.).

— Что Вам близко в архитектуре?

— Мне не нравятся большие города. Я считаю, что человеку комфортнее жить в маленьком городе, где нет давящих на человека домов-башен, где жилые дома в три-четыре этажа и малоэтажные блокированные дома типа таунхаусов. А отсюда совсем другая плотность застройки и уют.

Татьяна Филимонова