Семья и школа: взгляд в одну сторону

Круглый стол под таким названием прошел 23 апреля в Ярцевском районе. Мероприятие было организовано Смоленским региональным отделением Союза женщин России, Администрацией Ярцевского района и, в частности, комитетом по образованию и молодежной политике.

Участниками профессионально-общественного диалога стали не только руководители образовательных организаций Ярцева, но и представители педагогического сообщества из Смоленска и области, в том числе молодые педагоги из разных районов региона — представители Смоленского регионального отделения Ассоциации молодых учителей России.

В течение дня участники педагогического форума побывали в Засижьевской средней школе, недавно отремонтированной по национальному проекту «Образование», и Ярцевском детском саду № 14 — они не только осмотрели образовательные организации, но и ознакомились с лучшими практиками совместной деятельности педагогов и родителей в воспитании детей.

Завершающей частью семинара стал круглый стол, который прошел на базе школе-гимназии.

Лейтмотивом беседы педагогов стала мысль о важности союза школы и семьи как двух важнейших социальных институтов, без которого невозможно полноценное развитие и воспитание ребенка.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась  руководитель Смоленского регионального отделения Союза женщин России, депутат Смоленской областной Думы Ольга Васильева.

— Прошлый год был объявлен в России Годом педагога и наставника, а 2024-й — Годом семьи. Это символично, потому что семья и школа не могут существовать по отдельности — без их взаимодействия невозможен эффективный процесс обучения и воспитания, — сказала Ольга Николаевна.  — Сегодня есть определенные сложности в выстраивании отношений между педагогами и родителями, между детьми и родителями, но родители должны понимать, что их участие, их помощь, сотрудничество со школой — это залог счастливого будущего их ребенка.  

Особенно Ольга Васильева подчеркнула роль молодых педагогов в развитии современной российской школы и формировании системы образования в ближайшем будущем.

Участников круглого стола тепло приветствовали заместитель главы Ярцевского района Наталья Соловьева и председатель Ярцевского районного Совета депутатов, директор детского сада №3 Ирина Полякова.

 Родители как активные участники воспитательного процесса

Опыт работы с семьями учащихся в образовательных организациях Ярцевского района обобщила в своем выступлении и.о. председателя комитета по образованию и молодежной политике Ирина Кузнецова.

— Школа во все времена стремилась усилить влияние на семью. В современном мире школа становится все более открытой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию, — подчеркнула Ирина Викторовна. — Деятельность родителей и  педагогов может быть успешной только в том случае, если они являются союзниками. Сделать родителей активными участниками воспитательного процесса — одна из главных задач школы. Задача учителя и воспитателя — помочь родителям осознать свою миссию как величайшую ответственность за воспитание ребенка.

Ирина Кузнецова выделила в работе образовательных организаций Ярцевского района несколько направлений инновационного подхода к сотрудничеству семьи и школы. К ним относятся развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи и внешнего окружения, постепенная индивидуализация воспитательного процесса за счет психологических служб, расширения сети кружков, тесное взаимодействие с учреждениями культуры и спорта, формирование у детей коммуникативных навыков, умения принимать себя.

В нашем районе выстроена и работает система взаимодействия школы и семьи. Она включает в себя активное сотрудничество с учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования и психологическими службами.

И.о. председателя комитета по образованию остановилась на нескольких эффективных проектах, успешно реализуемых на территории района.

Среди них «Семейные субботы» — действующий с начала 2023 года муниципальный проект, который предусматривает организацию полезной совместной деятельности детей и родителей в выходные дни. 

Большую помощь в предупреждении безнадзорности среди несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни оказывает созданный в Ярцеве Совет отцов. Совет также ведет индивидуальную работу с учащимися, стоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. 

Регулярно проходят общегородские родительские собрания, в работе которых участвуют представители правоохранительных органов, комиссии по делам несовершеннолетних, системы здравоохранения, опытные социальные педагоги и психологи.

Важную роль в урегулировании конфликтов и коррекции поведения школьников играет муниципальная служба медиации. С 2019 года служба проводит приемы семей, подростков и их родителей, оказывает поддержку школьным психологам и социальным педагогам. Так, в прошлом году было проведено 28 консультаций, а за 4 месяца этого года — уже 17 консультаций.

Также родители учащихся активно участвуют в общегородских социально значимых мероприятиях: патриотических акциях, субботниках, спортивных соревнованиях, профессиональных праздниках и др.

Результатом всей этой работы является укрепление авторитета родителей, повышение их педагогической культуры, выработка единых требований к ребенку в семье и школе.

 Мотивировать и дисциплинировать родителей

Опытом выстраивания партнерских отношения с родителями обучающихся поделился директор Смоленского фельдмаршала Кутузова кадетского корпуса Максим Щегленко.

Среди основных направлений этой работы Максим Владимирович назвал информирование, консультирование и вовлечение родителей в процесс воспитания. Причем выбор направления во многом зависит от мотивированности родителей, потому что, по мнению директора, «мотивированные дети — это, прежде всего, высокомотивированные родители». Для работы с такими родителями больше подходит принцип вовлечения. Для этого, например, в кадетском корпусе стараются как можно больше мероприятий выносить из актового и спортивного залов «на плац». 

— Когда родители, которые всего месяц назад за ручку привели детей в корпус, видят, как кадеты проходят торжественным маршем, отдавая честь флагу Российской Федерации, они совсем другими глазами смотрят на педагогов и наставников, — сказал Максим Щегленко. 

К сожалению, отметил директор кадетского корпуса, не всегда встречаются мотивированные родители — много таких, которые смотрят на школу как на организацию, которая должна растить и воспитывать детей без их участия. Работу с ними следует начинать с информирования о тех нововведениях, которые реализуются в учреждении. А для этого нужно, чтобы новую информацию приняли и сами учителя. «Разморозить» команду школы, добиться, чтобы она не только получала, но и принимала информацию, — тоже  крайне непростая работа.

Максим Владимирович подчеркнул важность формирования дисциплины и уважения к школе не только у кадет, но и у их родителей.

— Говоря о том, что школа должна делать шаги навстречу семье, не следует забывать о том, что и семья следует предпринимать шаги для взаимодействия со школой, а не перекладывать свои функции на образовательную организацию, — заметил он.

Самые важные воспитатели

От лица родительского сообщества Ярцева выступилапредседатель Общешкольного родительского совета школы-гимназии Марина Хартова.

Как справедливо заметила Марина Анатольевна, современные родители, как правило, много работают, чтобы дать своим детям все необходимое, но при таком ритме жизни у них не всегда хватает времени на общение с ребенком и формирование у него важных моральных ценностей. Зачастую эта работа полностью перекладывается на школу. Тем не менее, самый важные и дорогие воспитатели для ребенка — это его родители. Ребенка должна воспитывать семья, а социальные институты всегда готовы прийти ей на помощь. По-настоящему эффективным воспитание может быть только при условии постоянного союза семьи и школы.

Марина Хартова рассказала о деятельности Общешкольного родительского совета, который существует в гимназии. В этой образовательной организации родители — всегда непосредственные участники школьной жизни: общешкольных, районных, региональных родительских собраний, «Семейных суббот», экскурсий, профориентационных, патриотических, праздничных мероприятий. 

 Строить мост с обеих сторон

Председатель Смоленского регионального отделения Ассоциации молодых учителей России Самира Калмыкова предложила порассуждать над проблемой выстраивания диалога между педагогами и родителями.

По мнению молодой учительницы, трудности в работе часто возникают из-за нехватки у педагога информации о каждом его ученике, нежелания учитывать его психологические особенности и семейную ситуацию, в которой растет ребенок. А родители в свою очередь не всегда бывают в курсе реальной ситуации в школе.

— Мост, который строится между родителями и педагогами, должен возводиться с обеих сторон, — считает Самира Хасановна.

Она поделилась своими педагогическими находками и открытиями, которые успела сделать за два года классного руководства в одном из классов гимназии №4 Смоленска, а также о трудностях в работе.

Самира Колмыкова посоветовала своим молодым коллегам не считать свою неопытность препятствием в работе, а пробовать различные, порой неожиданные методы взаимодействия с учениками, не бояться давать советы родителям, которые зачастую намного старше самих учителей («Принимать их или нет, — это дело родителей», — считает Самира) и, конечно, быть открытыми. 

— Как только родители увидят, что вы открыты к общению, что вы искренне интересуетесь каждым ребенком, они тоже пойдут вам навстречу и будут строить мост со своей стороны, — уверена учительница.

 Радость совместного творчества

Об эффективных формах взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования рассказала директор Центра детского творчества (ЦДТ) Елена Корчагина.

Отношения между обучающимися, родителями и педагогами в учреждении дополнительного образования отличаются от таких отношений в общеобразовательной школе и часто носят парадоксальный характер, считает Елена Викторовна. Они построены на основе свободного выбора. При этом большинство родителей не видит необходимости в систематическом общении с педагогами. 

Родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался полезным делом, однако часто проявляют потребительское отношение к занятиям и педагогам. Но в ЦДТ нашли решение этой проблемы.

— Мы стремимся к партнерству с родителями, включая их в воспитательный процесс. Это комплекс мер, который реализуется в разных формах: психологического просвещения, консультирования, профилактики. Родители испытывают потребность в получении поддержки в воспитании детей, и, как показывает опыт, интересуются совместной с детьми деятельностью, — рассказала Елена Корчагина. 

Она описала некоторые эффективные формы работы с семьей. Например, очень востребовано в Центре детского творчества спортивное направление. Второй год здесь работает шахматная школа. Некоторое время назад стали проводить семейные шахматные турниры. Пользуется спросом семейное объединение по настольному теннису, в которое входят, в том числе ребята с ОВЗ и их родители. 

Также большой интерес вызывают конкурсы семейного творчества, совместные досуговые мероприятия, мастерские, мастер-классы по разным видам прикладного творчества. Многие родители являются не только участниками, но и активными помощники в организации мероприятий. А результат всей этой работы — радость совместного творчества детей и родителей и формирование эффективной образовательной среды в учреждении. 

 Приезжайте к нам работать

Этот день был очень насыщенным и полезным в профессиональном плане для участников семинара. Но у его организаторов была и еще одна цель: постараться заинтересовать молодежь возможностью работы в школах Ярцевского района. 

— Мы специально пригласили на эту встречу Ассоциацию молодых учителей, — сказала Ольга Васильева. — Я бы очень хотела, чтобы они рассказывали студентам и старшеклассникам, которые стоят на пороге выбора профессии, о важности работы учителя и о том, что трудиться в муниципальных учреждениях не только можно, но и почетно. Для молодых педагогов, побывавших в Засижьевской школе, было удивительно и важно увидеть, что и в маленькой деревенской школе можно добиваться хороших результатов, что можно интересно жить не только в столицах, но и в маленьких городах и селах, где очень нужны молодые учителя.

Все гости Ярцева говорили о необыкновенно теплой и неформальной атмосфере, в которой прошел для них этот день в нашем городе.

Отметил это и проректор Смоленского областного института развития образования Сергей Захаров.

— Я восхищен тем, что сегодня увидел, — поделился с «Вестями Привопья» своими впечатлениями Сергей Петрович. — Я бывал в разных образовательных организациях, но настолько глубокой работы для ребенка не встречал нигде. Это касается отношения и администрации, и педагогического коллектива, и взаимоотношений с семьей — настолько они выстраиваются доверительными и теплыми. Поэтому родители здесь не противники системы образования, а наоборот, люди, которые ее поддерживают, понимают, что все это сделано для детей. 

Сергей Захаров пожелал дальнейшего процветания ярцевской системе образования, мудрости и работоспособности ее руководству и успехов всем педагогическим работникам и коллективам.

Татьяна Филимонова