Когда классика начинает ЗВУЧАТЬ

 Девочки с Васильевского острова

Легкой, быстрокрылой птичкой Яна не вбежала, а как будто вспорхнула на сцену. Секунда. Две… Она посмотрела в зал. Зал напряженно молчал. Строгие члены жюри в первом ряду, сейчас, казалось, пристально рассматривали на ней каждую пылинку. За ними на многочисленных зрительных местах школьного актового зала второй средней сидели учителя, педагоги из других школ, родители, друзья, одноклассники. Сотни глаз в напряженной, тишине смотрели на невысокую, хрупкую девочку и ждали чего-то сверхъестественного, необычного. Яна собралась, сделала вдох и, преодолев первую скованность, тоненько и быстро как будто защебетала. 

— Юрий Яковлев. Девочки с Васильевского острова. Я — Валя Зайцева, с Васильевского острова. У меня есть подружка Таня Савичева, мы с ней соседки. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка… Сейчас лавки нет, но в Танино время, когда меня еще не было на свете, на первом этаже всегда пахло керосином. Мне рассказывали. Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь. Она могла бы давно уже вырасти, стать учительницей, но навсегда осталась девчонкой…

Яна говорила спокойно и как-то очень легко и непринужденно. Именно так, как может говорить ее героиня — школьница, которая прониклась историей жизни Тани Савичевой – девочки, не пережившей страшные дни блокадного Ленинграда. Яна не делала резких движений и почти не перемещалась по сцене, но тембр ее голоса, искренность, с которой она читала отрывок произведения, мертвой хваткой держали весь зал. С первых же слов воцарилась такая тишина, что, казалось, каждый мог ясно и отчетливо слышать даже ее шепот.

— Когда бабушка посылала Таню за керосином, меня не было, — живо продолжила Яна. — И в Румянцевский сад она ходила с другой подружкой. Но я все про нее знаю. Мне рассказывали. Она была певуньей. Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах: споткнется, а все думают, что она забыла нужное слово. Моя подружка пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Говорят, есть врачи, которые лечат от заикания. Я нашла бы такого. Но теперь врач уже не нужен. Она осталась там… моя подружка Таня Савичева. Ее везли из осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить Тане жизнь. Девочка умерла от голода… Не все ли равно от чего умирать — от голода или пули. Может быть, от голода еще больнее…

…Яна смотрела в зал и говорила, говорила, не останавливаясь. Почти не жестикулировала. Тема у нее была такая: без ярких положительных эмоций. Но казалось, она смотрела не на всех сразу, а на каждого. И слова ее пронизывали насквозь, доходили до самого сердца. 

— Я взяла в руки Танин дневник и открыла страничку. Там было написано: «Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г» «Бабушка умерла 25 янв. З ч. дня 1942 г». Пока я писала про Женю, умерла бабушка. «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г». «Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942 г». «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г». Я очень устала писать слово «умер»…

Выступление Яны на общегородском мероприятии — конкурсе «Живая классика» длилось всего пять минут. Пять минут, за которые маленькой, худенькой девочке удалось достучаться до слушателей, «встряхнуть» их, объединить, напомнив о цене, которую когда-то заплатила за мирное небо целая страна. 

Выступление закончилось. Яна замолчала. Она стояла и смотрела в зал, как будто и сама не могла отойти от только что прочитанного ею отрывка. В зале воцарилась тишина. Спустя мгновение он разразился громкими, дружными аплодисментами. В муниципальном этапе всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» ученица второй средней школы Яна Зиновьева заняла почетное место. 

 От Данко до «Пирамиды»

Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» вот уже 13 лет проходит во всех регионах Российской Федерации.Он является самым масштабным проектом в России по популяризации чтения в детских аудиториях, воспитанию любви к художественной литературе. Участвуют обучающиеся среднего звена, старшеклассники. С годами конкурс доказал свою эффективность: все большее количество молодежи демонстрирует не только превосходную актерскую игру, но и хорошее знание авторских текстов классической прозы.

Совместно с педагогами ребята выбирают отрывки наиболее понравившихся любимых произведений. В течение нескольких месяцев работают над ними: учат наизусть, вживаются в образ героев, репетируют сложные театральные постановки, чтобы как можно ярче передать зрителям настроение авторов. Первые отборочные этапы проходят на базе школ. Победители получают право принять участие в муниципальных этапах на уровне городов и дальше представлять свое творчество на областных конкурсах. 

29 марта в Смоленске ярцевчане вступят в борьбу с соперниками из других районов Смоленской области. Уже в мае в международном детском центре «Артек» пройдет Всероссийский финал, а с 1 по 6 июня в Москве на Красной площади суперфинал выявит победителей.

В этом году в муниципальном этапе конкурса участвовали ребята из Центра детского творчества, школ №№2,4,8,9,10, гимназии, засижьевской, капыревщинской, михейковской, мушковичской, суетовской средних школ.

Выступления участников оценивались по нескольким критериям: дикция, расстановка логических ударений и пауз, грамотная речь, способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей (актерское мастерство), правильный выбор текста. Но выделить лучших из более чем 20 участников оказалось не так-то просто.

Отрывок из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» в исполнении Тараса Азаркевича, открывшего конкурс, заворожил зрителей неподражаемой актерской игрой. Зал проникся образом романтического Данко, которого олицетворял Тарас. В традиционном народном костюме — ярко-красной русской рубахе – он разыграл целый спектакль, передавая зрителям настроение главного героя, порыв, эмоции, с которыми Данко вырвал сердце из груди для того, чтобы оно служило людям. Такое начало мероприятия было очень символичным. 

Тарас не только задал конкурсу общую четкую литературно-театральную направленность, но и продемонстрировал высокий уровень работы над произведением, понимания использования автором специфических литературных приемов. Из 25-ти возможных баллов каждый член жюри поставил ему максимум! 

Запомнилась зрителям и театральная постановка по произведению Марины Москвиной «Пирамида». Исполнительница главной роли Лены Шишкиной семиклассница Екатерина Баркова из гимназии не только прекрасно вошла в образ, но и смогла передать целый шквал эмоций от лица сразу нескольких героев: одноклассников, физрука Ботиныча, руководителя оркестра духовых инструментов Евгения Леопольдовича. С ролью Екатерина справилась на «отлично». Причем, текст самого произведения Марины Москвиной в печатном варианте занимает примерно четыре листа формата А4. И Екатерина выучила произведение так, что каждая фраза казалось будто вырывалась изнутри, была прожита и прочувствована. Зрителей, которые не поверили бы, что перед ними настоящая Шишкина – не осталось. Забегая вперед, скажу: Екатерина уже неоднократно принимала участие в конкурсе «Живая классика» и в прошлом году, как и в этом, она с блеском заняла призовое место. 

Кстати, призовых мест в этом конкурсе предусмотрено всего три. Без утешительных призов и грамот за участие. Без отдельных номинаций, по которым можно было бы оценить детский труд. С одной стороны это, конечно, подстегивает готовиться лучше и более ответственно, но с другой среди 23 участников было немало ярких, запомнившихся непосредственными детскими эмоциями, образов, не оценить которые было нельзя. Но, на то он, наверное, и конкурс, чтобы выявлять сильнейших. 

«Цветок хлеба», «Поллианна» и «Испорченный телефон»

Настоящий восторг и восхищение вызывали самые маленькие участники. 

Те, кто в живую читал классику впервые, ничуть не уступали старшим товарищам. А во многих моментах даже превосходил их. Там, где старшеклассники держались на сцене скованно, временами отклоняясь от роли, среднее звено справлялось со сложными текстами  «на ура!».

Дмитрий Хмельков в широкой, подвязанной старой бечевкой, длинной «отцовской» рубахе как нельзя лучше подходил к образу Коли из произведения Юрия Яковлева «Цветок хлеба». Он не поднялся на сцену. Исполнял свой номер прямо из зрительного зала. И от этого Коля, вечно голодный деревенский мальчишка, становился всем еще более понятным и родным.

— Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным, — то и дело, поправляя съезжавшие, не по размеру широкие штаны, начал Дмитрий. — Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду… Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот все, что было съедобным. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники — вымолоченные метелки проса. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно. Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. И хлеб был не из веников — настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики…

Александра Боброва озвучила письмо Поллианны из произведения Элинор Портер «Поллианна». Никакой скованности и зажатости в движениях. Никакого стеснения, наигранности. Ритмичное, быстрое, четкое изложение текста. В ее исполнении «Дорогие тётя Полли и дядя Том! Я могу, я могу, я могу ходить! Я сегодня прошла от кровати до окна. Это целых шесть шагов!» — прозвучало проникновенно и без всякой фальши.

Еще один начинающий конкурсант Дмитрий Коба (учащийся суетовской школы) с произведением Григория Ефремова «Испорченный телефон», казалось, не пересказывал хорошо заученный текст, а рассказывал историю, произошедшую когда-то с ним.  Пятеркин, Четверкин, Тройкин и Двойкин под контролем строгой учительницы, как будто ожили в его исполнении и оправдывались за плохо выученный урок не с книжных страниц, а именно здесь, в школьном актовом зале. С длинным текстом, состоящим, практически, из одних диалогов, мальчик справился блестяще. Все члены жюри отметили, насколько гармонично его настрой, характер, манера общаться и двигаться на сцене подчеркивали художественный замысел автора произведения. Важным было еще и то, что ни на мгновение от слушателя не ускользнул основной смысл, зритель не запутался в длинном списке двойкиных и тройкиных, не потерял логическую нить детских рассуждений, с каждой секундой все больше втягиваясь и проникаясь ситуацией.  

Традиционно в программу конкурса было включено немало отрывков произведений патриотической тематики. Анастасия Дементьева с произведением Евгения Рыбакова «Небольшой рассказ о войне», Анастасия Шилина с отрывком из повести Бориса Васильева «Завтра была война».

Анфиса Лосенкова, учащаяся восьмой средней школы выбрала рассказ Елены Пономаренко «Леночка». Но, несмотря на то, что на всех этапах «Живой классики» это произведение часто звучит со сцены, и в Интернете можно увидеть немало роликов, где дети в военной форме играют молоденькую медсестру, участвующую в боях во время  Великой Отечественной войны, исполнение Анфисы не было похоже ни на один из ранее продемонстрированных вариантов. Ее «Леночка» трогала искренним шоком от внезапных смертей однополчан, усталостью от бесконечного кровопролития и неподдельной, захватывающей верой в близкую Победу.

— Ребята, есть кто живой? — пробираясь по окопам спрашивала она. Ребята, кому помощь нужна? Она переворачивала мертвые тела, все они смотрели на нее, но никто не просил помощи, никто не слышал ее. Артналет уничтожил всех…, — правильно расставляя голосовые акценты, подчеркивала Анфиса.

Огромным плюсом конкурса «Живая классика» является возможность для детей и подростков вжиться в образ главных героев, прочувствовать, пережить события, когда-то описанные авторами, на себе. Очень эмоционально Дарья Артамонова  читала произведение Антона Чехова «Радость». Татьяна Кузнецова представила отрывок из рассказа Ирины Пивоваровой «Как меня учили музыке». Есения Евсеева удачно выбрала роль Пеппи из повести Астрида Линдгрена «Пеппи Длинный чулок».  

В длинных оценочных списках жюри большинство ребят из 25-ти возможных баллов набирали более 20. Чувствовалась огромная работа, проделанная учителями, педагогами Центра детского творчества, родителями.

По итогам муниципального этапа конкурса наивысшие оценки жюри получили: Тарас Азаркевич (Центр детского творчества),  Екатерина Баркова (гимназия), Анастасия Шилина (ЦДТ), Яна Зиновьева (средняя школа №2).

Конечно, видеть разочарованные детские лица тех, кто не смог пробиться в финал, на заключительной церемонии награждения было тяжело. Но, наверно, это и было лучшим свидетельством того, что дети выкладывались по полной. И самым важным, что поняли все взрослые, присутствовавшие в зале, было то, что несмотря на состязательную составляющую, проигравших в конкурсе все-таки не было, потому что когда со старых, истертых временем страниц, классика начинает ЗВУЧАТЬ, да еще и детскими голосами, любые, даже самые строгие критики молчат. 

Надежда Данюшина