Победительница Первенства СССР по лыжным гонкам в 1991-м в городе Онега Архангельской области.
В том же году – обладательница бронзы в гонке классическим стилем на 5 километров и в эстафете на Всемирных студенческих играх в Оберстдорфе (Германия) – в составе сборной Смоленского института физкультуры.
Победительница финальных соревнований по лыжным гонкам на дистанции 3 километра в 2011 году в Уфе и в командной эстафете в составе команды АО «Газпром газораспределение».
Участница всероссийских и зональных соревнований по волейболу, теннису, легкой атлетике и др.
Председатель спортивного клуба «АзбукА Спорта».
Тренер Ярцевской детской спортивной школы.
И все это – Ольга Лисицкая.
Ольга Лисицкая и Владимир Анисимов (на фото слева) приехали в редакцию «Вестей Привопья» вместе. А в рассказе о себе, сама того не замечая, Ольга Викторовна то и дело употребляет местоимение «мы». Может быть, потому что они не только супруги, но и единомышленники и партнеры — их спортивный и семейный тандем стал настолько привычным и прочным, что одно из этих имен обязательно предполагает рядом с собой и другое. А может быть, потому, что даже самой «сильной» и самостоятельной женщине важно чувствовать за своей спиной мужское плечо…
— Ольга Викторовна, с какого возраста Вы занимаетесь лыжами?
— Лет с девяти. Началось все с Олимпиады-80. Мне тогда было 7 лет — я смотрела соревнования олимпийцев и понимала, что тоже хочу заниматься спортом, почувствовала в себе спортивный характер. В пятой школе, где я тогда училась, были очень хорошие учителя физкультуры, которые приучали детей к спорту, учили всему, в том числе и лыжам, развивали в учениках соревновательный дух. Пусть это были деревянные, простенькие лыжи, но на каждый урок физкультуры мы шли, как на праздник.
Потом было участие в городских школьных соревнованиях, на которых я заняла четвертое место. А через несколько дней в класс постучался высокий, очень красивый мужчина лет сорока и пригласил меня и мою одноклассницу Галину Прудниченко в лыжную секцию «Школы олимпийского резерва». Это был Валерий Михайлович Петров, и, хотя я была совсем ребенком, сразу поняла, что за этим человеком пойду куда угодно. В тот день определилась моя судьба на всю жизнь. Я стала тренироваться. Характер победителя уменя был: на каждой тренировке я старалась все делать лучше всех, на каждых соревнованиях — выигрывать.
Тогда Валерий Михайлович прошел по школам и собрал в свою секцию всех лыжниц, вошедших в первую десятку по итогам городских школьных соревнованиях. Мытренировались круглый год: летом три месяца жили на сборах в нашем лагере «Орленок». После тяжелых летних тренировок в августе выезжали на юг. Потом ехали в горы, на Урал, затем начинались соревнования.
Мы занимались десять лет, и в результате выросла целая группа очень сильных ярцевских лыжниц, которая дошла до всесоюзных соревнований. Этой группой мы выезжали, например, на всесоюзные соревнования по лыжным гонкам на приз газеты «Пионерская правда» в Кургане, где заняли первое место.
— Что вы считаете кульминацией своей спортивной карьеры?
— Конечно, победу в Первенстве СССР по лыжным гонкам в 1991 году. Это была классическая гонка на 5 километров с очень сложной погодой. Кстати, в ней участвовало 4 человека из Ярцева, более того, из одной школы: ВалерийМихайлович всех нас собрал в 4-й средней. Я оторвалась от второго места на 25 секунд и стала чемпионкой Советского Союза. Это было большое счастье, а Валерий Михайлович прямо на финише поднял меня на руки.
— Какова роль Валерия Михайловича Петрова в Вашей жизни? Каким человеком Вы его запомнили?
— Валерий Михайлович возглавлял в Ярцеве «Школу олимпийского резерва», которая имела областное подчинение. Он вырастил не один десяток спорт- сменов – и лыжников, и волейболистов. Мой брат Денис Митюрин написал стихотворение, посвященное памяти Валерия Михайловича, и там есть такие слова: «К детям добр был сердечно — по словам и по делам». Это очень верно – он был очень добрым и очень трудолюбивым человеком. Это качество, наверное, передалось и мне. Я тоже сейчас тяну тренерскую лыжную лямку и понимаю, насколько это тяжелый труд.
Для меня же Валерий Михайлович был как отец. Он не только тренировал нас, но и заботился о наших дальнейших судьбах: всех направил, всех распределил. Он очень хорошо нас понимал, видел насквозь, поэтому после школы сориентировал каждого из нас: кого в физинститут, кого в «пед», кого в «мед». А потом еще каждого устроил на работу. Мне, например, помог устроиться в Ярцевскую газовую службу. В середине 90-х АО «Газпром газораспределение Смоленск» активно развивало спорт в коллективах своих подразделений, и я в составе команды Газпрома от Смоленской области лет 18 участвовала в лыжных гонках, в соревнованиях по волейболу, теннису, легкой атлетике.
— Петров воспитал десятки лыжников и волейболистов, — вступает в разговор Владимир Анисимов. – Как много Валерий Михайлович сделал для нашего спорта, как многим он помог, стало ясно на его похоронах, когда шла нескончаемая вереница людей с цветами – детей и взрослых. Это была своеобразная лакмусовая бумажка его заслуг.
— Ольга Викторовна, Вы ведь окончили Смоленский институт физической культуры. А почему сразу после института не стали работать по специальности?
— Я проработала шесть месяцев в спортивной школе, но это были 90-е годы, когда на тренерскую зарплату невозможно было прожить. Помню, я купила куртку за 180 рублей, а мой оклад тогда составлял 48 рублей. То есть, предполагалось, что после этой покупки я месяца четыре не должна ни есть, ни пить. Потом работала учителем физкультуры в школе. Там зарплата была выше, но мне хотелось передавать свои знания и умения тем, кому это действительно нужно, а не тратить энергию на тех, кто не хочет учиться.
— После Петрова лыжный спорт в Ярцеве «провалился» лет на тридцать. Как возникла идея его возродить, и как Вы стали тренером?
— К этому меня побудил уход из жизни Валерия Михайловича. Я давно хотела изменить профессию и вернуться в спорт. Последние годы работы в газовой компании я «сидела в окошечке» отделения на улице Чернышевского и от руки заполняла договоры тех- обслуживания — пять дней в неделю. Мне это было совершенно неинтересно. Нужно было что-то менять. Правда, когда меня все-таки сократили, в первый момент я растерялась, ведь то самое «окошечко» все же давало какую-то стабильность. Ну и получилось так, что 23 октября 2016-го умер Валерий Михайлович, а в ноябре я осталась без работы. Смерть Валерия Михайловича для меня стала страшным горем, я полгода не могла прийти в себя. Из этой ямы меня вытащил муж. «Что ты ноешь? — сказал он мне. – Делай то, чем ты всегда хотела заниматься». А я хотела создать свой спортивный клуб.
— Наверное, начинать было очень трудно, ведь на тот момент в Ярцеве не было даже лыжной секции?
— Решение мы приняли сразу. Продали машину, купили два подержанных вагончика, лыжи, ботинки,проконсультировались в областной Федерации и открыли спортивный клуб «АзбукА Спорта». Когда пришли на место – на территорию лыжероллерной трассы неподалеку от школы-интерната в Яковлеве, — там все было заброшенным, заросшим. Ничего — поставили в вагончике генератор, запустили отопление и организовали прокат лыжного оборудования. Написали объявление о том, что с 3 января 2017 года мы набираем детей в секцию лыжных гонок. Объявления развесили чуть ли не на столбах. К нашему удивлению, дети пришли. И тот первый набор занимается до сих пор – уже восьмой год. Причем ребята, которые приходили позже, не всегда задерживались, а те, первенькие, которых мы взяли пятилетками, прижились полным составом.
— Кто-то из того первого набора добился значимых результатов?
— Этим ребятам сейчас по 13 лет, и почти все они выполнили первый разряд. На прошлой неделе на областной Спартакиаде школьников, которая проходила в Ярцеве, они же заняли второе место – это очень хороший результат. На первом месте оказался Смоленск, но там работает более десяти тренеров, а я одна.
— А кстати, почему в Смоленске более десяти тренеров, а Вы одна? Вы не нуждаетесь в помощниках?
— Я очень в них нуждаюсь: я целый день стою на улице и не могу позволить себе даже уйти на больничный, как бы себя ни чувствовала. Я не помню, когда была в отпуске. Я устаю – я ведь женщина, в конце концов. Конечно, второй тренер нас немного разгрузил бы. Но пока его нет.
— Но «АзбукА Спорта» не ограничилась лыжной специализацией.
— Мы сразу решили, что не будем открывать клуб узкой направленности: лыжный, футбольный или волейбольный, — говорит Владимир Анисимов. — У спортивного клуба больше возможностей: здесь можно открыть направление по любому виду спорта. И это решение оказалось правильным, потому что сейчас «АзбукА Спорта» — это и футбол (включая женский и детский), и волейбол, и лыжи. И мы будем развиваться дальше, планируем открыть направления дартса, спортивной рыбалки.
— Клуб открыт для людей любого возраста, — продолжает Ольга Лисицкая. – К нам приходят малыши, которые только постигают спортивные азы, а потом они становятся асами. Отсюда и название – «АзбукА Спорта» (АС).
Мой брат Денис Митюрин написал стихи, которые стали слоганом клуба:
«АзбукА Спорта» – букварь
для спортсмена.
Здесь чемпионов новая смена.
Здесь позитив, поддержка
усталого.
Помни: большое рождается
с малого!
Это наш девиз и принцип работы. Мы никого не прогоняем из клуба. Иногда приходят дети, которые не удерживаются ни в одной спортивной секции, ни в одном танцевальном коллективе, а у нас занимаются, и успешно. В итоге некоторые наши ребята достигают высоких результатов. Например, один из футболистов «АС» играет в московском «Спартаке», другой тренируется в Школе олимпийского резерва в Балашихе, двое – в Смоленском СК. Это приятно.
— Вы с Владимиром Васильевичем являетесь также основателями Спортивного парка. Несколько лет назад этот проект успешно участвовал в национальной премии «Гражданская инициатива». Как обстоят дела в парке сейчас?
— Сейчас там есть и домик, и часовенка, и поля для пляжного футбола и волейбола, и дендрарий, и места для отдыха. Все это сделал Владимир Васильевич своими руками при помощи неравнодушных людей. В настоящее время Спортивный парк относится к ФОКу, благодаря этому улучшилось его финансирование и на районном, и на областном уровне. Теперь Спортивный парк — это бренд, который будет развиваться и дальше. В настоящее время главное — это реконструкция лыжероллерной трассы. Очень помог в этом губернатор Василий Анохин: приехал к нам вечером в июле прошлого года, после встречи с жителями Ярцева. Пробыл час, все осмотрел и потом выделил деньги на реконструкцию лыжероллерной трассы, на ее освещение (было установлено 52 столба) и на новое модульное здание с автопарковкой, с теплыми раздевалками, с прокатом лыж, с комнатой отдыха. А теперь, возможно, на базе Спортивного парка будет проходить больше областных мероприятий, будет развиваться туризм. Прошлой осенью начались работы по замене асфальта на лыжероллерной трассе: была сделана выемка грунта, а весной, надеюсь, будет уложен новый асфальт.
— Уже несколько лет Вы работаете и в Детской спортивной школе.
— Да, в сентябре 2017 года там открылось отделение лыжной гонки.
— Много детей сейчас ходит в лыжную секцию?
— К сожалению, не очень: лыжный спорт физически очень тяжелый, даже в сравнении с другими видами – здесь нужно пахать, а современные дети к этому не всегда готовы. Но дело не только в этом. Я считаю, нужно что-то менять в системе подготовки: лыжное отделение спортивной школы принимает детей только с девятилетнего возраста, а программа рассчитана на восемь лет. Но многие ребята оканчивают девять классов в общеобразовательной школе и уходят – и из общей школы, и из спортивной, так и не закончив программу обучения. Поэтому сейчас я снова набрала группу малышей в «Азбуку Спорта», чтобы они успели освоить всю программу.
— Успехи каких учеников спорт- школы Вы бы отметили?
— В этом году Иван Сивцов принял участие во всероссийских соревнованиях «Хибинская гонка-2024» в Кировске. Варвара Пшеничная недавно выступила на всероссийских соревнованиях в Сыктывкаре. Также Варя ездила на XVIIДеминский лыжный марафон, который проводился в Ярославской области.
К сожалению, сейчас очень сложно с отбором детей в секцию: лыжная подготовка в общеобразовательных школах организована слабо, городских соревнований по лыжам среди школьников нет. Где я могу увидеть способного ребенка?
— То есть, речь идет о том, что нужно менять подход к развитию массового спорта на государственном уровне?
— Это уже происходит. Сейчас работает федеральная программа «Спорт – норма жизни», направленная на постоянный рост числа граждан, занимающихся спортом. К этому мы и идем, но нужно учитывать, что лыжи развивают в основном в северных регионах страны, а у нас девять месяцев в году нет снега. И тут мы снова возвращаемся к необходимости лыжероллерки.
— А как вы оцениваете состояние лыжного спорта в Ярцеве сегодня?
— Когда я все это начинала, мне хотелось не столько продвигать спорт, сколько вернуть в лес широкие массы людей, чтобы развивался семейный спорт. Лыжи в этом смысле наименее травматичный и наиболее доступный вид спорта. К тому же лыжи – это всегда природа, свежий воздух.
— Удалось это сделать?
— Сейчас я очень довольна. У нас катаются лыжники от полутора и до 80 с лишним лет. А после того, как на трассе появилось освещение, люди катаются с утра до позднего вечера, многие приезжают после работы. Здесь проходят районные и областные мероприятия, множество пенсионеров занимается скандинавской ходьбой. А будет еще лучше, если удастся отремонтировать бывший пионерский лагерь «Орленок» и создать на его территории базу для тренировок лыжников. Там можно будет проводить лыжные сборы, как это было в советское время. Там не только все лето тренировались ярцевские лыжники — приезжали на сборы спортсмены из Калужской, Магаданской и других областей. Кроме того, в «Орленке» получилась бы отличная база для семейного отдыха.
— Ольга Викторовна, но ведь Ваши спортивные интересы не ограничиваются лыжами. Вы еще и участница команды футбольных мам. Владимир Васильевич называет Вас главным бомбардиром команды.
— Футбол всегда был одной из форм тренировок лыжников, так что с ним я знакома с детства, а сейчас присоединилась к движению женского футбола. Правда, мне не очень уютно в команде: я в ней самая старшая. Но, пока девочкам нужна мой поддержка, я буду играть в футбол.
— Как сегодня строится Ваш обычный день?
— За этот зимний сезон у меня не было ни одного свободного дня, потому что как только завершаются одни соревнования, сразу же начинается подготовка к другим. Даже если удается присесть на минутку, голова продолжает работать: нужно продумать все — от разработки положения о соревнованиях до протоколов по итогам гонок. К тому же лыжный спорт требует большой подготовки и очень зависит от погоды. Бывает, с вечера все приготовишь, а ночью выпадет снег или ветер повалит пару деревьев. Значит, с утра нужно все начинать сначала. А к соревнованиям нужно подготовить 25 пар лыж. Самое трудное здесь – «попасть в смазку». Свободного времени нет совершенно.
— Это плохо или хорошо?
— Наверное, хорошо. Мы не задумываемся, нравится нам жить в таком ритме или нет. Просто семь лет назад мы решили, что будем жить для людей и не ждать какой-то выгоды. Так и живем. Прикинули с мужем свои возможности – надеемся, что лет 10-15 еще протянем. Хотелось бы, чтобы кто-то пришел к нам на помощь, но пока таких охотников нет. Может быть, потому, что больших денег эта работа не приносит.
…Даже самой «сильной» и самостоятельной женщине важно чувствовать за своей спиной мужское плечо, поэтому в финале нашего разговора я попросила Владимира Анисимова назвать главные качества его жены.
— Я горжусь ей и всегда ставлю в пример — не только детям, но и взрослым, — подумав, сказал Владимир Васильевич. — Ставлю в пример ее целеустремленность, ее характер. Ольга – ранимая, как и все женщины, но за этой ранимостью стоит стальная воля, которая выработалась благодаря спорту. В ней есть несгибаемый стержень, центральная ось, вокруг которой все строится и все вертится.
— Муж обычно говорит, что я большая труженица, — добавляет Ольга.
— Конечно, но труд бывает разным, — парирует Владимир. — Кочегар тоже трудится – кидает уголь лопатой.
— Ну, что же, я такая труженица и есть, — улыбается Ольга. — Кидай да кидай, чтобы огонь всегда горел. Не будешь трудиться – не будет и огня в топке. И это относится не только к спорту, но и вообще — к жизни.
Татьяна Филимонова