Смертельный квест, или «Минус один. Кто следующий»-2

Откровенный разговор с психологом на  больную тему

Всемирная организация здравоохранения выяснила, что каждый год жертвами суицида становятся 703 тысячи человек. Среди подростков самоубийство — это четвертая по частоте причина смертности. Первыми тремя являются ДТП, заболеваемость, убийства. В России проблема детского суицида стоит особенно остро. Специалисты бьют тревогу: в сети распространяются  контенты, подталкивающе детей к отчаянным поступкам. Защита детей от смертельных публикаций в сети является ведущей тенденцией во всем мире.

2021 год. Санкт-Петербург. Красногвардейский район. В дежурную часть полиции звонит женщина. Из криков о помощи и рыданий, доносящихся из трубки, полицейский – тоже женщина, недавно заступившая на дежурство, — понимает: 13-летняя дочь звонившей не вернулась из школы. Маме на телефон поступили сообщения:  «Прости, если обидела, сейчас я сделаю что-то плохое». В комнате дочери мать нашла предсмертную записку. 

Буквально через несколько минут в эту же дежурную часть поступает еще один звонок от другой мамы. Оказывается, девочки учатся в одной школе.

Сотрудница полиции ориентируется мгновенно. Она звонит… в ФСБ и просит разведслужбу отследить геолокацию девочек по номерам их сотовых телефонов. Спецслужбы не отказывают, дают периметр, где в данный момент находятся мобильные телефоны одноклассниц. Полицейские определяют примерное месторасположение подростков. Но площадь поиска слишком большая. 

И тут сотрудница полиции, которая приняла тревожные сообщения, вспоминает:

— Одна из мам говорила, что в последнее время дети часто гуляли вблизи заброшенных строительных площадок, зданий. А если…

Не теряя ни минуты, она открывает карты и вручную сопоставляет данные геолокации с адресами городских «заброшек», как называют неиспользуемые здания подростки. 

Вскоре в район поиска отправляется весь отдел полиции, 80 человек(!). На местах остаются лишь сотрудники, которые не имеют права покидать дежурную часть.

Полиция и Росгвардия проверяют не только заброшенные здания, но и подъезды, подвалы, крыши расположенных рядом домов. Обследуя одну из парадных, они натыкаются на пропавших девочек. По подросткам видно: готовятся к самоубийству. И их не двое, а… трое. 

Позже, когда дети с порезами уже были доставлены в больницу, а история получила общественный резонанс, в интервью журналистам родители вспоминали:

— Все три девочки были в шаге от смерти. Оказывается, в тот день они  предприняли несколько попыток лишить себя жизни: в первый раз что-то пошло не так, они решили не медлить и повторить попытку, но уже другим способом. Спасли их только оперативные действия полицейских. Как было установлено позже, все девочки состояли в так называемой «группе смерти», где через Интернет активно пропагандировался добровольный уход из жизни.

В ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области пояснили: 

— Было установлено, что в «группу смерти» школьницы вступили в конце декабря. В этом сообществе активно насаждались суицидальные настроения. Все девочки воспитывались в благополучных семьях, на учете не состояли, каких-либо сигналов об их девиантном поведении в полицию не поступало. Попытки такого массового суицида объясняются только насаждением определенной идеологии извне.

 Что делать?

— Самое простое, что следует делать родителям во избежание трагических последствий, – говорит начальник отдела по делам несовершеннолетних МО МВД России «Ярцевский» Василий Евстафьев, — это постоянно проверять фото-галерею детского телефона. По фотографиям всегда можно понять, чем интересуется ребенок, с кем общается, чем занят во дворе, где бывает. Конечно, многие могут возразить: телефон – это личная вещь, нарушать личные границы не этично. Но ведь телефоны купили и подарили детям родители, и зарегистрированы они на взрослых. Так почему же владельцы не могут контролировать информацию, которая содержится на этом устройстве? А если там вообще размещено что-то запрещенное?

Также я советую родителям обращать внимание на подозрительные, двусмысленные переписки с незнакомыми людьми, намеки, философские рассуждения о смысле жизни. Если вы заметили непонятные, мистические символы, последовательность цифр, шифры – поинтересуйтесь у детей, что они означают. Вы можете не знать, что подросток вступил в деструктивную группу и участвует в смертельной игре. Но какие-то внешние проявления все равно будут заметны.

Подростки, состоящие в «группах смерти», часто сохраняют на телефонах фотографии с телесными повреждениями. Да и у самих ребят на теле могут иметься порезы, шрамы, ожоги. Депрессивные настроения можно заметить по изменению поведения, внешности, стиля одежды: дети замыкаются, начинают предпочитать темные цвета, закрытые вещи, длинные рукава. Иногда они красят волосы, наносят на глаза тени темных или, наоборот, слишком ярких цветов. Также родителей должна насторожить потеря интереса к хобби, обычным увлечениям. Дети могут раздавать свои вещи, налаживать отношения с непримиримыми врагами.

— И что делать в таких ситуациях: вызвать ребенка на откровенный разговор (все равно ничего не скажет) или ходить за ним по пятам?

— Во-первых, дать ему понять, что вам можно доверять. А для этого необходимо оставаться авторитетом, сохранять баланс между определенной свободой и несвободой. Но! Нужно помнить, что любые ограничения не должны подталкивать детей к совершению каких-то необдуманных действий. 

 Самый неуправляемый возраст

Психолог Марина Малина  (на снимке слева) долгое время отработала в пункте консультативной помощи «Горизонт», где оказывалась поддержка родителям, попавшим в неоднозначные, трудные ситуации с детьми. Со сложными проявлениями детской психологии она сталкивалась ежедневно. 

— То и дело мы слышим о случаях детских самоубийств, происходящих в разных регионах России, — говорит Марина Валерьевна. — Какими только способами подростки не лишают себя жизни. Эта тема очень серьезная. Многие взрослые ничего не знают об этом, и им страшно любое упоминание о детском суициде, они гонят от себя эти мысли и боятся даже задуматься, почему так происходит. На самом деле такое отношение – это закономерность, потому что по своей биологической сути человек нацелен на выживание. Мысли о смерти ему противоестественны. Но отмахиваясь от беды и не желая ничего слышать о ее причинах, от проблемы не избавишься, она никуда не уходит. Согласно данным, опубликованным в официальных отчетах Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последние три года количество попыток детских суицидов увеличилось на 60%, включая тех детей, которых удалось спасти. 

— Марина Валерьевна, какой возраст у детей самый сложный не только для них самих, но и для родителей, педагогов?

— Конечно, воспитывать дошкольников и подростков – это две большие разницы. Из моего более чем 20-летнего опыта работы могу сделать вывод, что самый сложный возраст — это 13 лет, седьмой класс — период подросткового кризиса. Дети  хотят самоутвердиться: они чувствуют себя уже не детьми, но еще и не взрослыми. У них возникает противоречие между «хочу» и «могу». Седьмые классы – самые неуправляемые. Основное противоречие этого возраста: «Я не хочу быть как все», но и «Я не хочу быть «белой вороной». 

Если рассматривать окружение ребенка этого возраста по категориям, можно выделить основные группы: сверстники и одноклассники, родители, педагоги. Чаще всего среди сверстников ребята выбирают себе лидера (иногда негативного), но в его присутствии ведут себя более сдержанно, стараясь сформировать определенное положительное мнение. Такая же манера поведения относится и к педагогам. А вот родителям достается по полной. И очень важно не проявлять к ребенку этого возраста ответной агрессии.

— Иногда это бывает трудно.

— Да. Но нужно помнить, что агрессивные проявления с его стороны –  результат чисто физиологического и психологического периода взросления. Здесь важна правильная родительская реакция: нельзя показывать слабину, провоцируя ощущение  вседозволенности и в то же время нельзя допускать потерю авторитета. Как этого добиться? Нужно придерживаться правила: слова не расходятся с делом. Если вы решили, что в виде наказания ребенок будет в чем-то ограничен (в играх, например), то от своего решения отступать уже нельзя. Даже если вам очень жаль свое дитя. Нельзя говорить: «Хорошо. Но только один раз». Решение должно быть озвучено однажды и бесповоротно. У ребенка должно сформироваться представление, что родительская жизнь подчинена четким правилам, нарушать которые нельзя. 

— Некоторые дети умеют тонко манипулировать взрослыми.

— Согласна. У многих вырабатывается стиль «хамелеон». Когда дети не знают, как себя вести, они подстраиваются под настроение родителей. Это манипуляция, при использовании которой родители в большинстве делают то, что не должны: в одном случае идут на поводу у детей, так как им льстит покладистость и внешнее уважение, а в другом – продолжают твердо стоять на своем, не желая никаким образом подстраиваться под ситуацию. Хотя правильным выходом будет поиск компромисса. 

Самым важным правилом для любой семьи, где воспитывается ребенок, должно стать отсутствие разногласий. Если родители говорят одно, а бабушка и дедушка – другое, то у маленького человека в голове тут же формируются два направления. И придерживаться ребенок будет того, где ему наиболее комфортно, то есть пойдет по пути наименьшего сопротивления. Если, например, мама все запрещает, а папа разрешает – то же самое. Даже если мама сто раз права, ее образ запечатлится в сознании ребенка, как образ агрессора. И в тот момент, когда только она сможет помочь ребенку, он ее не послушает. Со стороны взрослых это тоже определенная манипуляция, борьба за право доминировать, подчинять внимание маленького человека. Так делать нельзя. В семье должна быть единая позиция.

И еще. У ребенка должна быть «жилетка», в которую он всегда может поплакаться. Даже взрослые отмечают: поделившись с кем-то своими проблемами, становится легче, а уж что говорить о детях. Ни в коем случае нельзя воспринимать их мир, как несерьезный. Каждый из нас живет в моменте. И в их моменте увлечения, общение, одноклассники, проблемы – все серьезно.

 От депрессии до суицида – один шаг

Специалисты выделяют несколько наиболее распространенных причин детского суицида: ссора с друзьями, изолированность, частое попадание в стрессовые ситуации, сложная обстановка в семье, затяжное депрессивное состояние. Но если проанализировать их все – очевидно, что основной причиной является одиночество. Дети воспринимают себя как отверженных, непонятых, чужаков и не видят выхода.

Дети до 11 лет попыток уйти из жизни почти не делают. Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст 14-16 лет и юношесткий возраст 17-24 лет. 75% суицидов среди подростков совершаются в нормальном, адекватном состоянии.

Подростки вообще склонны недооценивать риски. Такое отношение усилилось в эпоху Интернета. Дети считают: что бы ни случилось, всегда можно «перезагрузиться».

У детей до 12 лет решение уйти из жизни возникает как возможный путь выхода, у подростков – как романтический шаг. Неспроста именно в подростковой среде самоубийства отличаются высокой степенью «заразности». В этом возрасте ребенка легко может «вдохновить» история о том, как кто-то из ровесников свел счеты с жизнью.

Иногда подростки задумываются о самоубийстве по поводам, которые кажутся взрослым нелепыми, но для детей они формируют невыносимое давление.  Так, дети могут думать о суицидах из-за плохих оценок в четверти, потому что искренне не хотят расстраивать родителей. Чаще подростки совершают самоубийства, находясь в состоянии глубокой депрессии. Но выглядит она не так, как у взрослых. 

— Допустим, я замечаю, что ребенок как-то отстраняется, все чаще погружен в свои мысли, находится «на своей волне». Проверила телефон и мне в нем не все понравилось. Что делать?

— Общей чертой большинства детей является нежелание слушать родителей, говорит Марина Валерьевна. — Даже открытость взрослых они воспринимают в штыки. Некоторые вообще убеждены, что любая информация, которой они поделятся, в дальнейшем  будет использована против них. Поэтому дети уверены, что пережить любую ситуацию в одиночку им будет легче. Они не настроены принимать ничьи советы. Это особенности подросткового периода. И в свое время мы все его проходили. 

Обычная ситуация, когда ребенок не хочет с вами разговаривать, не желает ничего слушать. В такой ситуации психологи рекомендуют родителям самим принять позицию слушателя. О чем бы ни говорил ребенок, просто слушайте его. Пусть рассказывает о футболе, модных джинсах, «клёвых» наклейках – поддерживайте разговор. Особенно это важно, когда ребенок подавлен, у него депрессивное настроение. 

Вам может казаться, что вы поступаете правильно, говорите правильные вещи. Но в момент, когда у маленького человека плохо на душе, ему это не важно. Он концентрируется на своих внутренних чувствах. Только это для него главное. Детям хочется не слушать кого-то, а высказаться самим. Поэтому, если вы видите подавленное настроение у ребенка, откладывайте все дела в сторону и ищите способ с ним заговорить. На любую тему.

Кстати, маленький нюанс: эмоциональный фон передается. Это часто  можно видеть в рабочих коллективах. Поэтому слушать ребенка нужно спокойно. И в скором времени вы почувствуете, что со «своей волны» он перестраивается на вашу. 

По поведению ребенка можно понять, что периодически ему в голову приходят суицидальные мысли?

— Да. Если такие мысли есть, то в той или иной форме он проговорится об этом. Людям, стоящим «на грани», важно высказаться, быть услышанными. И они ищут для этого любые возможности. Важно только их не пропустить. 

Среди тех, кто пытался совершить суицид, 75% детей раскрывали свои намерения. Как это происходит? Подростки могут выставлять своеобразные «предупредительные знаки»: намеки, рисунки, угрозы, употреблять фразы: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Теперь тебе не придется обо мне волноваться» или «Скоро все проблемы будут решены», «Если бы меня не было, тебе было бы легче». Некоторые дети, наоборот, много шутят на тему самоубийства, проявляют излишнюю заинтересованность этим вопросом. А иногда у ребенка может быть даже повышенный эмоциональный фон, хорошее настроение. Такое бывает, когда он уже разложил последовательность действий в своей голове. 

— Всегда попытке самоубийства предшествует депрессия? Как она выражается у детей?

— Более ярко, чем у взрослых. Может проявляться в неряшливости внешнего вида, пропусках занятий, избегании общения, угрюмости, повышенной раздражительности, резких перепадах настроения. Есть еще один тревожный звонок – это когда ребенок настроен к себе критически. 

Если родители заметили такие признаки и ребенок не идет на контакт – это повод обратиться к психологу. Если не хотите к школьному, можно обратиться в любой центр, где с ребенком поработает квалифицированный специалист или даже воспользоваться психологической помощью онлайн. Но лучше, конечно, отдать предпочтение общению очному. 

 Буллинг, травля и игнор

Часто причиной детских самоубийств становятся сложные отношения с одноклассниками, травля, так называемый буллинг — агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, или группы лиц. В настоящее время в России предлагают ввести штрафы за школьный буллинг. Такую меру сейчас обсуждают в Госдуме. 

— Допустим, ребенок рассказывает, что его не принимают в классе, травят. Как должны поступить родители? Если прийти в школу, одноклассники могут подвергнуть ребенка еще большему давлению.

— Во-первых, обязательно поставить в известность классного руководителя. Совместно с психологом они обратят на это внимание. 

Во-вторых, основа основ – это выстроить с ребенком доверительные отношения. Одна из причин детских суицидов – социальная изолированность. Поэтому важно создать дома атмосферу принятия и защищенности. Часто мы ругаем детей за плохие оценки. Но следует помнить, что оценки не определяют всю жизнь подростков. Ничего страшного, если ребенок получил не ту оценку, которую от него ожидали. Примите это спокойно. Спустя время про эту оценку  никто не вспомнит. Помните, у завышенных требований тоже есть свои минусы. 

Если родители видят, что у ребенка мало друзей – это может говорить о том, что все происходящее он подавляет в себе. Хотя бы один друг, но должен быть. 

К сожалению, в классах бывают негативные лидеры. И даже те дети, которые отличаются примерным поведением, могут поддаваться их влиянию. Многие бояться высказываться, потому что лидеры их подавляют. Нужно объяснить ребенку, что важно уметь говорить то, что думаешь. Может быть, в классе кто-то думает также, но тоже боится высказаться. Всегда найдется тот, кто поддержит разумную точку зрения. Детей нужно учить отстаивать свое мнение, аргументировать его. 

Если вы предполагаете, что у ребенка в детском коллективе могут быть проблемы, необходимо какими-то своими родительскими уловками вывести его на разговор. Для этого можно начать рассказывать какие-то случаи из своей жизни. Любой родитель знает, что есть периоды, когда дети наиболее открыты.

У любого ребенка есть авторитеты, на которых он хотел бы быть похожим: певцы, актеры, тренеры, учителя. Предложите ему задуматься, а как бы эта авторитетная личность поступила в аналогичной ситуации. Возможно, при взгляде со стороны ребенок по-другому посмотрит на свои проблемы. Спросите у него, какое бы отношение он хотел чувствовать к себе со стороны окружающих и когда ребенок ответит, вместе выясните, как этого добиться.

— Бывают сложные подростки, которые не идут на контакт даже с психологом? Как «достучаться» до ребенка в таком случае?

— Есть такая техника «Напиши письмо». Если ребенок вас не слышит, попробуйте написать ему на бумаге, в смске, в электронной почте то, что вы хотите сказать. Если не сразу, то спустя время человек в любом случае прочитает ваше сообщение и у него будет возможность еще раз переосмыслить все то, что происходило несколько дней назад. Возможно, он посмотрит на все по-другому. Эмоции и чувства подвержены постоянной перемене. 

Эта техника хороша и тем, что когда человек пишет, в его собственной голове все «раскладывается по полочкам». Возможно, это поможет вывести кого-то из стрессовой ситуации, даст ощущение своевременной поддержки. Главное – это внимание к жизни ребенка и тогда многих проблем удастся избежать.

Почему дети добровольно уходят из жизни? Однозначного ответа дать невозможно. Но следует помнить, что попытка самоубийства – это уже крик о помощи, желание привлечь внимание, вызвать сочувствие. Мне хочется, чтобы все задумались: что происходит в семье, если ребенку приходится просить о помощи таким способом. Не будьте глухи к своим детям. Они нуждаются в вас больше всех. Берегите самое дорогое.

Надежда Данюшина