Спасибо нашему дворнику!

«Жильцы дома №17 по улице Энтузиастов выражают огромную благодарность дворнику Наталье Юрьевне Тарановой за ответственное отношение к делу, добросовестную работу, внимательность и неравнодушие. В любое время года вокруг нашего дома чистота и порядок. С приходом Натальи Юрьевны территория преобразилась на глазах. Во время сильных снегопадов, а потом и морозов мы не знали, что такое нерасчищенные, скользкие дорожки, глубокие сугробы. Каждый день, даже в выходные и праздники Наталья Юрьевна на рабочем месте, метет и почти до асфальта расчищает не только подходы к крыльцу с двух сторон 16-этажного дома, но и тротуары, соединяющие территорию с соседними дворами. Крыльцо нашего дома всегда чисто выметено, дорожки посыпаны, во дворе не увидишь ни одной бумажки. Намного чище стало и в подъезде благодаря тому, что Наталья Юрьевна регулярно моет лестничные пролеты всех 16 этажей. 

Она всегда тактична, вежлива, общительна. Ее доброжелательное отношение в короткий срок сумело расположить к себе жильцов.  

От всей души благодарим Наталью Юрьевну за такой тяжелый, но необходимый труд, искреннее желание работать для людей! Спасибо за доброе и отзывчивое сердце!»

Такое письмо пришло в редакцию «Вестей Привопья» накануне новогодних праздников. И так как в предновогодней суете времени на встречу с человеком, заслужившим так много теплых слов, катастрофически не хватало, мы отправились по вышеуказанному адресу в выходной. 

Восемь часов утра. Температура -25. Мороз. Вокруг от люков и труб индивидуальных котельных вверх поднимаются клубы дыма и пара. На улице ни души. На  подходе к дому №17 слышно, как лопата скребет по затвердевшему насту. Завернув за угол, взору сразу предстает широкий расчищенный «проспект». А вот и тот, кто этот «проспект» соорудил.

— Наталья Юрьевна, Вам и в такой морозный выходной дома не сидится? – приблизившись, поинтересовалась я.

Розовощекая, улыбающаяся женщина разогнула спину, подняла на меня озорные глаза. И, глядя на нее, сразу же в голове закрутились хорошо заученные с детства строки: «Есть женщины в русских селеньях… С красивою силой в движеньях…»

— Я уже заканчиваю, — кивнула Наталья Юрьевна. – Вот, решила тропинку расширить. Чего по узкой-то ноги ломать? А вы что, замерзли? Мне кажется, на улице так хорошо. Дышится глубоко, работается легко.

— Да нет, мне не холодно, — поеживаясь, постукивая ногой об ногу и повыше натягивая перчатки, с трудом улыбнувшись, ответила я. – Можно сказать, даже привычно.

— Ну, тогда пойдемте, — весело и непринужденно сказала Наталья Юрьевна. – Покажу вам свое хозяйство.

О том, что Наталья Юрьевна обслуживает сразу несколько домов, я узнала позже, в процессе экскурсии. Через час пребывания на морозном студеном ветру я на долгое время зарубила себе на носу весь перечень обязанностей и прав дворника.

Благодарное сердце  дорогого  

 стоит

— Вот в этой 16-этажке, — указала рукой Наталья Юрьевна в сторону дома, казавшегося на морозе еще более внушительным — я один раз в месяц мою лестницу с первого по 16-й этажи. Сколько не борюсь с мусором, который то и дело на лестничных пролетах оставляют подростки, никак не могу добиться чистоты. Конечно, за один день все этажи не вымоешь: распределяю на несколько дней. Но иногда бывает, пока с 16-го до первого дойдешь, уже снова нужно наверху убирать. Почему-то сегодня чужой труд не ценится. Я иногда думаю, а если бы здесь никто не убирал? Но я стараюсь со всеми находить общий язык. Такая работа.

— Наталья Юрьевна, сколько домов Вы обслуживаете?

— 16-этажку Энтузиастов-17, 10-этажку Энтузиастов-11. И один раз в месяц в трех многоквартирных домах мою лестничные марши с 16 по первый этаж. Регулярно убираюсь я и на первых этажах.

— За четыре года работы в управляющей компании у Вас немало благодарностей. Откуда столько желания и сил делать свое дело хорошо? – поинтересовалась я, когда Наталья Юрьевна вела меня вдоль «своей» территории – протяженного двора сразу нескольких городских многоэтажек.

— Я знаю дворников, которые в 11 часов только просыпаются.

— Я думаю, таких немного. Дворник – профессия специфическая. Здесь нужно подстраиваться под людей, стараться, чтобы в первую очередь им было удобно. Но мне нравится. Всю жизнь мне приходилось работать там, где нужно было ставить общественные интересы превыше личных, поэтому напряженным графиком или тяжелыми погодными условиями меня не запугать. 

Долгое время я работала медицинской сестрой в Ярцевской центральной районной больнице. Сначала помогала в поликлинике, потом в детском и травматологическом отделениях. Здесь были и ненормированный рабочий день, и ночные дежурства, и напряженные графики. Тем не менее, несмотря на все  трудности, в медицине мне нравилось больше всего, потому что когда-то я пришла туда по призванию. В этой сфере нет равнодушных людей. Я работала в медицине долго, около 10 лет, но спустя время любимую работу мне пришлось оставить: у меня началась сильная аллергия на лекарства. Бывало, капельницу поставишь, уколы сделаешь, а потом у самой проблемы. Мне предлагали перевестись в санпропускник, но ведь там тоже возникают ситуации, когда нужно оказывать неотложную медицинскую помощь, поэтому я приняла решение уволиться.

Долго без работы я оставаться не могла. Устроилась в МЧС. Там тоже приходилось сутками дежурить. Объект большой, ответственный: мы охраняли склады. Иногда дежурства были тревожными. Но мне моя работа нравилась.

А сейчас, когда я уже нахожусь на заслуженном отдыхе, меня тоже все устраивает, потому что я постоянно окружена людьми, знаю, кто чем живет. Появилось много новых знакомых. Кто-то переезжает, у кого-то рождаются дети. Жизнь идет. Приятно чувствовать себя причастной ко всем событиям. Мне нравится жить для людей. Каждый ищет свой смысл в жизни. У меня – такой.

— Медицина – это благодарная работа, а труд дворника – не всегда. Вы это на себе ощущаете?

— Да. Почему-то многие люди не понимают, что в этом мире нет ничего постоянного: сегодня кто-то занимает высокую должность, а завтра он может оказаться безработным и будет рад любому заработку. Кого-то судьба высоко вознесла, а через время он будет стоять рядом с теми, кого считал на порядок ниже.

Я убираю территории у нескольких домов, но  их  жильцы сильно отличаются не только по социальному статусу, но и по воспитанию. Иногда взрослые идут мимо молча, слова при встрече не проронят, с таким видом, как будто готовы перешагнуть через тебя. А иногда четырех — пятилетние дети стесняются, но здороваются, хотя тут же за маму прячутся. Отчего это зависит? 

Первое время, когда только устроилась работать в управляющую компанию, я болезненно реагировала на это, переживала. Потом убедилась: все люди разные, лучше сосредоточиться на работе. Но большинство жильцов к моей работе относятся все-таки с пониманием и сочувствием. 

Вот, кажется, дома совсем недалеко друг от друга стоят, а почему-то в одном жильцы приветливые и порядок там на всех этажах, убираться приятно, а в другом летом я под окнами старалась быстрее подмести, пока с верхних этажей на голову что-нибудь не свалилось. То банка рядом упадет, то пакет с водой или бутылка пластмассовая, а уж о бытовом мусоре, запросто сброшенном с балкона, вместо мусоропровода, я вообще молчу. 

— Вы часто встречаете людей с неблагодарным сердцем? Приходилось слышать: «Ты дворник – уберешь»?

— Мне однажды сказали так. Это было только один раз за все время моей работы в управляющей компании. Но тогда это было очень больно и неприятно. Запомнилось надолго. 

Однажды молодая женщина бросила мне фразу, смысл которой заключался в следующем: «За такие бешеные деньги можно и поработать». Я поинтересовалась:

— Какие деньги Вы считаете бешеными?  

— Ну, Вы же за несколько часов работы 25 тысяч получаете.

— Знаете, у Вас неверные данные, — ответила я ей. – Чтобы получить 25 тысяч, мне нужно взять пять многоквартирных домов и обслуживать их с утра до вечера каждый день и в дождь, и в снег. За уборку территории вокруг Вашего дома я получаю чуть больше пяти тысяч. В месяц.

— Не может быть, — удивилась женщина. – А мы думали…

С тех пор она всегда очень обходительно со мной обращалась. 

 Труд, сделанный с душой

— Наталья Юрьевна, какой сезон доставляет Вам больше всего хлопот? 

— Работа дворника – всесезонная. Отгрести снежные заносы от домов не так-то легко. Пока все уберешь, домой, бывает, еле ноги тащишь. А если снег мокрый, то даже мужчины-дворники жалуются, что им тяжело. А что уж говорить о женщинах. Осенью не легче. Листвы столько, что иногда дворник, убирающий у соседнего дома, сжалившись надо мной, помогает. Мешки с сырыми листьями тяжело таскать. Я нагребу мешок, а уж до контейнера мы тащим его вместе.

Казалось бы, наконец-таки лето, можно отдохнуть. Но не тут-то было: пока другие отдыхают, дворникам  приходится то пивные бутылки убирать, то пачки из-под сигарет, которые до урны не долетают. После каждой «культурной молодежной вечеринки», проходящей во дворе на лавочке, у дворника целый фронт работ. А молодежь летом погулять любит, так что без дела точно не засидишься. 

Иногда хлопоты доставляют и цветочные клумбы. Казалось бы: люди создают красоту. Но только почему-то о своей «красоте» они заботятся, а чужих стараний не ценят. Иногда только вымету дорожки, тут же на них появляются кучи выполотых сорняков. Но ведь их можно убрать сразу. 

А если кто-то из жильцов ремонт делает, то вообще можно сказать, что дворник как личный уборщик к этой семье приставлен в любой сезон. У нас во дворе стоит большой металлический контейнер для крупногабаритного мусора и строительных отходов. Но не все жильцы предпочитают им пользоваться. Ведь легче вынести мусор за подъездную дверь и сложить его тут же. Кто-нибудь ведь все  равно уберет. Мало того, что жильцы иногда сваливают строительный мусор у подъезда, так некоторые предпочитают вообще так далеко не ходить, в мусоропровод все закидывают. Сколько раз мне приходилось прочищать забитые мусоропроводы. И все дворники с такой проблемой сталкиваются. 

— Хорошо, тогда спрошу так: какой сезон у Вас самый любимый?

— Я очень люблю зиму, — улыбнулась Наталья Юрьевна. – Мне нравится, когда вьюжит, снег идет. Конечно, сейчас он всем доставляет немало хлопот, но что поделаешь? Люблю дождь. Могу часами убираться под дождем. Меня он ничуть не смущает. Во всем можно свою прелесть найти. От человека зависит, что он видит и чувствует.

— Вам никогда не хотелось сказать: «Все! Хоть немного поживу для себя».

— Нет. У меня еще трое внуков: два годика, четыре и 14 лет. Так что вертеться приходится с утра до вечера. Иногда только к ночи домой прихожу. Бывают, конечно, периоды, когда усталость берет свое, накатывает, хочется себя пожалеть. Но отдохнешь – и все проходит, быстро вливаешься в прежнюю колею. Я не могу усидеть на месте, зная, что могу принести людям пользу, радость и облегчение. 

Я бы сказала, что самое сложное в работе дворника – это не уборка, а отношение людей, для которых трудишься. Кто-то идет навстречу – улыбается. Остановится, поговорит. А кто-то — даже не посмотрит в твою сторону. И в таких случаях остается неприятный осадок. А ведь жизнь такая короткая. Мы не знаем, что будет завтра, живем одним днем. Поэтому важно успеть оставить в мире часть своего тепла. Говорят же: «Труд, сделанный с душой, и себе и людям в радость». И я с этим полностью согласна.

Пока мы работали над этим материалом, в редакцию пришло еще одно письмо — от жильцов дома №11 по улице Энтузиастов.

«Уважаемая редакция! Хотели бы со страниц вашей газеты поблагодарить нашего дворника Наталью Юрьевну Таранову за усердный и добросовестный труд, плодотворную и качественную работу, выполненную на высоком профессиональном уровне. Огромное ей спасибо за старания, ответственность и трудолюбие! Надеемся на долгое и плодотворное сотрудничество!».

Надежда Данюшина