Сегодня много говорят о сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей и охране и распространении историко-культурного наследия России — это даже является одним из приоритетных направлений государственной политики.
В нашей стране историко-культурное наследие (а это не только материальные, но и духовные ценности, связанные с историей народа, развитием общества и государства), охраняется законодательно. Однако буква закона оставалась бы бессильной, не будь на ее стороне целой армии Хранителей – людей, чьи профессии, а порой и жизни посвящены сохранению бесценных памятников истории и культуры, а главное, их передаче грядущим поколениям.
Поэтому сегодня мы открываем проект, который так и назвали: «Хранители» — и посвящаем его работникам музеев, библиотек, архивов…
Конечно же, первая публикация проекта посвящена Ярцевскому историко-краеведческому музею. О его истории и непростой судьбе рассказывает директор музея с 2017 года Елена Николаевна Алещенкова.
Начало
— Система музейной деятельности на территории Ярцева берет свое начало в 1918 году, — говорит Елена Николаевна. — Тогда, сразу после национализации ткацкой фабрики Хлудовых, которая впоследствии переросла в Ярцевский хлопчатобумажный комбинат, был национализирован и дом Веры Александровны Хлудовой. Известно, что Вера Александровна, невестка основателя ярцевской мануфактуры Алексея Ивановича Хлудова, бОльшую часть жизни занималась коллекционированием различных культурных ценностей. В ее коллекции были произведения живописи, графики, а также фарфор, иконы, рукописные и старопечатные книги.
Примечательна была и ярцевская библиотека Веры Хлудовой: она насчитывала более 10 тысяч томов, но, к сожалению, впоследствии в Ярцеве от нее ничего не осталось. В середине 20-х годов прошлого века библиотека была передана Смоленскому университету.
В июле 1919 года в Ярцеве была организована секция по делам музеев и охране памятников, руководителем которой стал уполномоченный губподотдела К.К. Шестаков.
— Но, хотя секция по делам музеев и была создана, у нас не было ни специального здания, ни самого музея как такового, — продолжает Елена Алещенкова. – По воспоминаниям старожилов, в те годы Ярцевским художественным музеем фактически считали коллекцию Веры Хлудовой, которая хранилась в ее же – но уже реквизированном – доме. Сама же Вера Александровна по поручению музейного отдела Наркомпроса РСФСР с декабря 1918-го по август 1919 года вместе с К.К. Шестаковым числилась хранителем собственной коллекции. До тех пор, пока по предписанию Смоленской губЧК не была выселена за пределы Смоленской губернии и не уехала в Москву.
Кстати, сегодня трудно сказать, где именно находился тот самый реквизированный особняк Хлудовых и каким он был, но логично предположить, что он был построен неподалеку от фабрики – распространенная практика середины-конца XIX века.
— Предположительно дом Хлудовых стоял на улице Ленинской, на территории, где несколько десятилетий назад находился Ярцевский литейный (ранее – литейно-механический и машиностроительный завод), — поясняет Елена Алещенкова. – До сих пор не найдено ни фундамента дома, ни каких-либо подтверждающих документов или хотя бы рисунков. Довоенный архив Ярцевского района не сохранился. Но одна из городских легенд утверждает, что, когда рабочие фабрики собирались, чтобы выразить какие-то претензии владельцам, то Михаил Алексеевич Хлудов, например, беседовал с ними, выходя на балкон собственного дома. Он вообще охотно общался с рабочими и умел решать сложные вопросы, не доводя ситуацию до обострения. Но, конечно, стоит иметь в виду, что Хлудовы не жили в Ярцеве постоянно, а их главная контора вообще находилась в Ливерпуле.
В декабре 1921 года в связи с общим сокращением музейной сети Ярцевский художественный музей был передан на содержание прядильно-ткацкой фабрики и имел уже два отдела: художественный и производственный, который отражал производственные достижения фабрики. При музее существовала библиотека из книг, ранее принадлежавших Хлудовой.
Ликвидация
В 1925 году Ярцево посетил председатель Комиссии ВЦИК «по концентрации музейного имущества» И.И. Кутузов, который выступил с предложением ликвидировать музей по причине его низкой посещаемости, а «весь инвентарь передать в ведение Смоленских организаций или Ярцевскому клубу пионеров». Но, к сожалению, ярцевским пионерам не было передано ничего. Главное управление научных, музейных, научно-художественных учреждений (Главнаука) приняло решение преобразовать музей в краеведческий, а его художественные собрания вывезти в Смоленск и Москву.
В результате в Смоленский государственный областной музей поступило крупное собрание иностранного и отечественного фарфора, насчитывавшее 143 предмета, 42 единицы мебели «в стиле Людовика XVI», а в картинную галерею — ряд произведений живописи, графики и скульптуры. Часть экспонатов также передали в музеи Москвы.
— В результате ярцевское наследие Хлудовых «растеклось» по всей стране, — рассказывает Елена Алещенкова. – И даже в музеях Санкт-Петербурга сегодня можно встретить вещи, принадлежавшие Вере Александровне Хлудовой.
Остается только удивляться той легкости, с какой тогдашнее руководство Ярцева отдавало в чужие руки культурное наследие города. Что было тому причиной, сегодня можно только гадать. То ли не было возможности противостоять решению вышестоящих органов власти, то ли не хватало культурного и образовательного уровня для понимания ценности — и не только материальной – этих вещей. Но вот еще один пример: после экспроприации в хозяйственных постройках при особняке Хлудовых был найден изрезанный в клочья портрет Веры Александровны кисти самого Серова. Скорее всего, его испортили вскоре после революции в приступе классовой вражды.
Остатки коллекции Хлудовой были распроданы — музей в Ярцеве прекратил свое существование.
Возрождение
Возрождение музея относится к середине пятидесятых годов прошлого века. Официально он был открыт в 1961 году в помещении Дворца культуры текстильщиков и относился к Ярцевскому хлопчатобумажному комбинату. У истоков музея, который теперь назывался историко-революционным и имел статус народного, стоял Федор Павлович Смолицкий. Именно благодаря ему был собран богатый материал об истории Ярцевского хлопчатобумажного комбината, об ярцевчанах-участниках Великой Отечественной войны, велась активная переписка с архивами, музеями и ветеранскими организациями. При этом, хотя формально музей принадлежал хлопчатобумажному комбинату, он был общегородским и общедоступным.
А 9 мая 1975 года был открыт Ярцевский историко-краеведческий музей на улице Горького, 29. Многие жители города помнят эти два небольших одноэтажных домика через дорогу от «Центрального» магазина. Они стоят на прежнем месте и сейчас, но располагаются в них совсем другие организации: с начала 2000-х эти здания поменяли не одного хозяина.
Но, как бы то ни было, с середины 70-х по начало 90-х в нашем городе существовало два музея.
— Я отлично помню тот день 9 мая 1975 года, — вспоминает Елена Николаевна. – Участие в открытии музея было поощрением нашему классу за успехи в учебе и общественной работе. Я хорошо помню первого директора музея участника Великой Отечественной войны Александра Федоровича Быстрова – в парадном кителе, с орденами,- который открывал музей. Конечно, в тот момент я и подумать не могла, что когда-нибудь сама буду работать в музее. Но, даже не предполагая этого, когда по окончании истфака я начинала работать в вечерней школе и мечтала создать в ней музей, довольно часто обращалась к Александру Федоровичу за помощью и советом. А тогда, в 1975-м, наш историко-краеведческий музей состоял из двух залов, один из которых был посвящен Великой Отечественной войне, в том числе обороне Ярцева в 1941-м и его освобождению в 1943-м году. А второй традиционно был этнографическим. К сожалению, в тот период истории неохотно говорили о драматических событиях начала войны в нашем районе, не любили вспоминать о потерях лета и осени 1941 года. Сегодня понятно, что это было глубокой ошибкой, и мы пытаемся восстанавливать события обороны Ярцева.
Продолжение испытаний
В начале 90-х годов прошлого века музей хлопчатобумажного комбината был закрыт. Часть фондов передали в историко-краеведческий музей, часть долгое время оставалась в разных подсобных помещениях комбината, ну а часть оказалась безвозвратно потерянной.
— Судьбе Ярцевского музея начала 2000-х тоже не позавидуешь, — рассказывает Елена Алещенкова. – С 2001 года начинается череда переездов из одного здания в другое, а каждый переезд — это как провал в памяти, потери неизбежны. Больше года, с июля 2003-го по август 2004-го, Ярцевский музей представлял собой просто хранилище, разместившееся в разных помещениях кинотеатра «Россия». Затем состоялось торжественное открытие музея в одном из помещений кинотеатра.
Но и здесь музей пробыл недолго. Ярцевчане помнят, в каком плачевном состоянии находился кинотеатр «Россия» в 2000-х и 2010-х годах. Кино там уже не показывали, крыша протекала, да и само здание 1936 года постройки постепенно разрушалось. А так как оно при всем этом являлось памятником архитектуры и объектом культурного наследия, его ремонт был делом непростым: кроме немалых средств на реконструкцию требовалось разрешение и согласование с госорганизациями, занимающимися охраной памятников культуры. Так что музею снова пришлось менять адрес.
С 2013 по 2017 год он располагался на третьем этаже частного строения по улице М. Горького, д.21/а. Здесь находились пять экспозиционных и один выставочный зал. А в 2018 году музей переехал в помещение, стоящее на балансе администрации города. Сегодня МКУК «Ярцевский историко-краеведческий музей» занимает 1-й этаж жилого здания по улице М. Горького 11/1. Около года длился ремонт, сотрудники музея заново создавали всю экспозицию.
— Несмотря на все сложности и перипетии судьбы, наш музей выжил, — говорит Елена Николаевна, — в значительной степени потому, что здесь всегда работали люди, которые душой болели за свое дело. Большой вклад в развитие музея внесли его директора: Александр Федорович Быстров, Валентина Григорьевна Кокорева, Наталья Ивановна Максумова, Светлана Петровна Хоменко и другие.
Новая жизнь
Сейчас Ярцевский историко-краеведческий музей представляет собой современное учреждение, экспозиция которого включает 7 залов: археологии, этнографии, истории города, воинской славы, славянского быта и «Ретро», выставочный зал и картинная галерея. (Для сравнения, большинство музеев районного уровня обычно ограничиваются двумя залами: боевой славы и этнографическим). Здесь не только бережно хранят историко-культурное наследие нашего города и района – музей ведет большую краеведческую, культурно-просветительскую и патриотическую работу, сотрудничает с рядом образовательных и общественных организаций.
Но об этом, как и о сотрудниках Ярцевского историко-краеведческого музея, мы поговорим в следующий раз.
Кстати
В рамках проекта «Хранители» газета «Вести Привопья» открывает рубрику «Фотолетопись истории Ярцева», в которой будет знакомить своих читателей с редкими и малоизвестными фотографиями, иллюстрирующими полуторавековую историю нашего города (от основания хлудовской мануфактуры), а также по возможности рассказывать об изображенных на них людях и событиях.
Татьяна Филимонова