Уличный театр «Маска», появившийся в нашем городе в 2015 году, – это то место, где оживают детские мечты, скрытые за маской взрослости. Уличный театр – это не просто спектакли, которые поставлены в помещении, а потом вынесены на улицу. Это особая форма театрального искусства, требующая от актера полной отдачи и иногда многих лет подготовки. Чем живет уличный театр «Маска», который функционирует на базе Центра детского творчества, рассказала его руководитель Елена Чубалина.
Принципы уличных представлений близки цирковому искусству с его яркой зрелищностью, экстремальным эмоциональным воздействием на зрителя. Уличный театр относится к самым древним видам театрального искусства. И если в классическом театре весь его антураж помогает сосредотачивать зрительское внимание на сцене, то в уличном зрительское внимание рассеивается неизбежными привходящими объектами. Следовательно, от актера требуется больше концентрации, чтобы не просто вызвать интерес публики, но и удержать его на протяжении всего представления. По словам руководителя и основоположника уличного театра «Маска» Елены Чубалиной, уличные театры тоже бывают разные. Например, театр взаимодействия, когда разворачивается целый спектакль, в котором могут принимать участие в том числе и зрители. Иными словами, это отсутствие четкого разделения на актеров-исполнителей и зрителей.
В настоящее время таким необычным для Ярцева театральным искусством занимается 55 человек.
— Многие приходят к нам просто из любопытства, — говорит Елена Владимировна. — Кому-то кажется, что то, чем мы занимаемся, легко и просто. Но в действительности это совсем не так. И за этой кажущейся легкостью стоит большая кропотливая работа. Не каждый может это выдержать, поэтому люди как-то сами по себе отсеиваются. Но не в этом году. У нас занимаются ярцевчане разных возрастов, в основном от 8 до 18 лет, но есть и старше. Процесс работы у нас немного специфический, поэтому я не запрещаю ребятам во время тренировок общаться друг с другом. Главное при этом не забывать еще и тренироваться. Для репетиции нам требуется достаточно объемное помещение. В комнате с низкими потолками мы не можем работать, особенно когда речь идет об огненном шоу, поэтому оптимальное место для нас – это улица. В летний период устраиваем мастер-классы на разных площадках нашего города.
Елена Чубалина окончила Смоленский государственный университет по специальности педагог-психолог. И, как сама признается, это сильно помогает ей в работе с детьми и подростками. Молодой специалист уверена, что нужно дать основу, научить главным принципам и правильно направить. А уж дальше они сами все сумеют. В коллективе есть даже своя градация: «новички», «старички» и «пенсионеры». Старички (те, которые занимаются больше года), новички — до года, а пенсионеры — это ребята, которые уже принимали участие в фестивалях. Елена Владимировна рассказала, что многие из них свои номера ставят самостоятельно. Время на их подготовку требуется всегда разное: иногда конкурсные номера ставятся за неделю, но есть и такие, над которымиучастники уличного театра «Маска» работают по полгода. Все зависит от замысла, инструмента.
Есть такие инструменты, с которыми довольно легко работать, — говорит Елена Чубалина. — К примеру, левистик — это летающая палочка. Его можно освоить за полгода, если, конечно, усиленно заниматься. Есть роуп-дарт (мяч на веревке), где ты можешь сколько угодно тренироваться, но стоит вмешаться какому-то фактору извне, и все может рассыпаться как карточный домик. К примеру, тренируешься в зале, а вышел на улицу, поднялся ветер, и все — его сносит.
У нас много направлений, мы показываем огненное шоу, световое, комбинируем с какими-то хореографическими штуками, изучаем стойки, кувырки, базовые трюки, активно используем партерную технику. Некоторые ребята у нас занимались карточными фокусами, жонглированием. Вот недавно принесли баланс борд, который состоит из плоской платформы и бруска, на котором нужно балансировать. У нас есть также колесо Сира, это большой металлический обруч, в котором актер вращается.
Уличный театр развивается как жанр, до недавнего времени почти отсутствовал в нашей стране. Этот вид искусства не преподают в вузах, но его участники могут научить друг друга, поделиться опытом и ошибками. Театр, выходящий на улицы, не просто бесплатное, легкодоступное для восприятия зрителей развлечение. Он содержит в себе гораздо более глубинные смыслы и задачи. Уличные направления искусства способствуют развитию терпимости, позитивному настрою людей, их доброму отношению друг к другу.
Практически все актеры уличного театра «Маска» со временем становятся мультиинструменталистами (то есть умеют работать со многими инструментами). Однако, по словам их руководителя, все равно есть один, которому отдается предпочтение.
Принято считать, что уличные театры выступают только в летний период, однако Елена Чубалина с этим не согласна. По ее мнению, выступать можно хоть круглый год, нужно только подготовиться соответствующе и представить вниманию публики интересную и захватывающую программу. Кстати, реквизиты для выступлений сегодня стоят немалых вложений. Например, одна пара светодиодных и пиксельных вееров стоит 37 тысяч рублей, левистик (светящаяся палочка) — 14 тысяч. Топливо также недешевое, да и сам огненный реквизит имеет свойство исчерпывать свои возможности. Однако участники уличного театра, несмотря ни на какие трудности, продолжают заниматься любимым делом.
— Моя главная задача – научить ребят учиться, — говорит Елена Владимировна. — Если раньше мы старались делать какие-то театрализованные постановки в рамках лишь нашего Ярцева, то с прошлого года стали чаще выезжать в другие города и принимать участие в фестивалях. Первым из таковых фестивалей был «AMBER». Это довольно крупный фестиваль, который проходил в Москве. Мы представили там три номера: коллективный, дуэт и соло. И нам сопутствовала удача: два из трех номеров заняли призовые места. В конце июля мы выезжали на «Огни Черноземья», в Липецкую область. Я вывезла туда одиннадцать ребят, фестиваль длился пять дней, и все это время мы жили в палатках. В рамках фестиваля было две возможности выступить, одна из них — «openstage», то есть открытая сцена. И из 26 номеров, которые были там представлены, 13 были наши. Я считаю, Центру детского творчества очень не хватает своей сцены, на которой мы все могли бы выступать. В центре занимается большое количество одаренных ребят, и хочется, чтобы у этих креативных личностей было больше возможности показать свои творческие способности широкой публике.
В прошлом году в честь восьмилетия нашего творческого объединения вышла книга, (в единственном экземпляре), где участники уличного театра «Маска» рассказали свою историю прихода в коллектив. В ней содержится также большое количество красочных фотографий выступлений участников со своим любимым инструментом.
Через год-два многие из ребят закончат школу и покинут коллектив, и потому захотелось сохранить воспоминания в более надежном варианте, нежели цифровой. И запечатлеть их такими, какими они навсегда останутся в памяти руководителя. А в коллектив придут новые артисты, потому что пока театр жив, шоу должно продолжаться.
Нарине Петросян