Ёлочные игрушки от Инги Баутиной

Каким бы «закрытым» и сдержанным ни был человек, его дом характеризует хозяина бескомпромиссно и вполне определенно – старая, неопровержимая истина. Даже если жилище тщательно простерилизовано и отлакировано модным дизайнером, «лицо» хозяина все равно где-нибудь да проявится.

Попадая в квартиру Инги Баутиной, сразу понимаешь: здесь живет мастер. Человек, который не только ценит прекрасное, но и умеет создавать его своими руками, который наполняет свой дом живыми, теплыми, дорогими сердцу предметами, без оглядки на «модные тенденции в оформлении интерьеров».

Рукотворная красота 

— Вот этим салфеткам лет под 50, — Инга Анатольевна показывает белое плотное кружево, накинутое на абажур настольной лампы. —  Их вязала крючком еще моя бабушка. На кого-то, может быть, они не произведут особого впечатления, но я их люблю. 

За подсвеченными стеклами шкафов — коллекция фарфоровых статуэток середины прошлого века. Начиналась она с нескольких китайских фигурок, а потом появились и другие, раритетные куклы: какие-то из них Инга покупала сама, какие-то ей дарили.

На стенах гостиной — картины в технике ленточной вышивки. Букеты на любой вкус: надменные в своей красоте розы, простодушные, светлые ромашки, пышная сирень — совсем как живые. Пейзажи, красавицы в немыслимых нарядах…

Вы тоже могли видеть некоторые из этих работ: Инга Баутина ежегодно выставляет их в День города на Аллее мастеров. 

— Лентами я начала вышивать уже лет десять назад, — рассказывает мастерица. — А с тех пор, как у меня стали получаться розы, я считаю, что добилась того, чего хотела. 

Вообще, стремление сделать что-то красивое своими руками живет в Инге Анатольевне с детства. Тогда она хорошо рисовала, ходила в художественную школу. В молодости немного шила, вязала одежду для детей — «как все». Увлекалась вышиванием гладью, аппликацией, гильошированием (выжиганием по ткани).

Но сейчас главный «арт-объект» в доме — это, безусловно, новогодняя елка, убранная изящно и прихотливо. 

В густой хвое прячутся старинные, живущие в доме не одно десятилетие игрушки — еще одна страсть нашей героини. Картонные — от бабушки; те, что из тонкого стекла — от родителей. Эти хрупкие изделия середины прошлого века, кажется, хранят на себе тепло рук нескольких поколений семьи. Здесь и сказочные персонажи, и поблескивающие стеклянной крошкой шишки-орешки, и гордо устремившаяся ввысь космическая ракета с надписью «СССР» — привет из начала 60-х, подарок коллег на день рождения. Некоторые из них уже пришлось реставрировать, возвращать прежний цвет и блеск. 

Инга Анатольевна вспоминает, как в детстве собирала деньги, которые родители давали на школьные пирожки, и покупала на них незатейливые стеклянные изделия 70-80-х. И до сих пор она не может удержаться, чтобы перед Новым годом не приобрести хотя бы один новый шар.

Рядом на елке топорщат кружевные лучики белые снежинки, которые совсем недавно связала коллега Инги Баутиной, и словно перекликаются с бабушкиными салфетками. 

Отлично вписались в общую композицию и игрушки из ваты — последнее увлечение мастерицы.

 Из XVIII в XXI век

Как причудливо все-таки раскручивается спираль истории. Еще недавно ватные игрушки можно было найти только у ценителей-коллекционеров да на дне старых коробок с елочными украшениями, если, конечно, их не выкинули под влиянием очередной моды. А сегодня изготовление ватной игрушки — необыкновенно распространенное в нашей стране увлечение.

Это тем более удивительно, если вспомнить, что первые елочные украшения из ваты появились в Германии в 70-х годах XVIII века, а в России — в веке XIX-м. 

Плоские рельефные фигурки из картона и прессованной ваты назывались «дрезденскими игрушками». Стеклянные шары для рождественских елей тогда были доступны немногим: стеклодувное производство еще не набрало обороты, а «импортные» игрушки стоили огромных денег. Поэтому граждане делали игрушки своими руками, дома, из тех же картона и ваты. С такими материалами в России проблем никогда не было, технология изготовления оказалась вполне доступной, а процесс — увлекательным. 

После революции страна отошла от празднования Рождества, и традиция наряжать елку вернулась только в 1935 году. А вместе с нею возродилось и изготовление ватных игрушек. Только теперь это были не ангелы и херувимы, а фигурки в советском духе: пионеры, лыжники, пограничники, персонажи любимых сказок.

С 1938 года игрушки стали выпускать на Московской ИЗО-фабрике ЦПКиО им. Горького, и именно эти изделия десятилетиями передавались из поколения в поколение. В 50-х годах на фабриках стали использовать станки для намотки ваты и горячей штамповки игрушек — ручная работа постепенно уходила в прошлое. В 60-х процесс создания елочных игрушек был полностью механизирован. Вату начали вытеснять другие материалы: сначала стекло, а затем и пластик.

Сегодня ватная елочная игрушка переживает второе рождение. Она стала необыкновенно популярной благодаря тренду на экологичность и ручной труд. А так как сегодня для работы мастер может купить практически все, что пожелает, игрушки стали даже сложнее, чем были в позапрошлом веке.

 Игрушечный детский сад

Целый игрушечный детский смотрит на меня из еловых ветвей. Словно эти человечки вскарабкались, расшалившись, на елку да так и застыли, завороженные сиянием огней.

Вот кружится в танце маленькая балерина в белой пачке. Вот мальчуган в костюме зайца с наивными розовыми ушами прижимает к груди неправдоподобных размеров морковку. (Помните, как было раньше на детсадовских новогодних утренниках: все мальчики — зайчики, девочки — снежинки). Вот паренек летит с горы на санках и явно что-то кричит. А другой — в засыпанном снегом зеленом пальтишке — уже приготовил к бою снежок. А вот и мальчик-дракончик, символ грядущего года — куда же без него?

— Ватной игрушкой я интересовалась давно и очень хотела освоить эту технику, — рассказывает Инга Баутина. — Примерно год назад купила вату, проволоку, краски, лаки, кисти, специальную массу и молды для изготовления лиц игрушек. (Молды — полые формы для создания объемных фигурок. — Ред.). А занялась только этой осенью — посмотрела мастер-классы в Интернете и приступила к работе.

А работа, между прочим, при кажущейся простоте, тонкая и кропотливая. Если в двух словах, каркас из проволоки обматывается ватой, а затем в нужных местах фигурки делаются утолщения: кистью, смоченной в картофельном клейстере, один за другим приклеиваются тонкие слои ваты.

— Когда делала первую игрушку, не могла справиться с ватой, руки были в клейстере чуть не по локоть, — вспоминает мастерица, — но сворачивать с полдороги не в моих правилах, значит, надо добиваться своего.

Особая статья — лица кукол. Конечно, в Интернете можно купить уже готовые, профессионально оформленные личики, но всегда интереснее сделать это самой: сформировать и расписать лица будущих игрушек, придавая каждому из них особое, индивидуальное выражение. А для этого приходится кому-то вытянуть личико, убавить щечки, кому-то приоткрыть удивленно ротик или капризно искривить губки. А еще нарисовать глаза — каждой игрушке — свои. Или, например, вылепить из ваты волосы, как у балерины: каждую прядочку отдельно.

В своих первых игрушках Инга Анатольевна видит много недостатков, хотя и мальчик в зеленом пальто и «пеленашка» (так мастера называют игрушки в виде завернутых в одеялко младенцев), как и многие последующие фигурки стали подарками каким-то хорошим людям и покинули родной дом. А их места занимают другие. Вот, например, скоро на елке появятся девочка с муфточкой в руках и рисующий мальчик.

Конечно, с опытом растет и мастерство. Все больше в работах появляется мелких элементов, которые мастерица тоже изготавливает сама. 

Кстати, вы замечали, что у людей, увлеченных тем или иным видом прикладного творчества, фантазия работает совершенно иначе, чем у большинства из нас и порою не знает границ. Например, подарочная атласная лента от букета в руках Инги обязательно со временем превратится в бутон розы или кисть сирени. Из тонких волокон ваты получаются прекрасные «калачи» размером с ноготь. Или вот, например, шоколад «Аленка» — совсем как настоящий, только его плитка меньше настоящей раз в сто.

— Как Вы думаете, из чего это сделано? — спрашивает меня Инга Анатольевна. — На обратной стороне упаковки есть реклама разных видов шоколада с картинками. Так вот, оттуда.

Ну, кто из нас так внимательно рассмат- ривает шоколадную обертку? Ведь это нужно заметить и сообразить, куда приспособить. Как говорится, «когда б вы знали, из какого сора…». 

Но не стоит пренебрегать и техническим прогрессом. Например, недавно  Инга Баутина приобрела молды, позволяющие вылепить, например, крохотный, но очень реалистичный батон, при желании — с надкушенным краем. А еще в планах напечатать миниатюрные «обложки» букварей, а значит, следующие игрушки будут с книжками в руках. 

Как возникают идеи игрушек? Они, как говорится, витают в воздухе, а точнее, в Интернете.

— Кто-то придумывает игрушку и выкладывает снимки в Сеть, другие копируют модель, — поясняет мастерица. — А бывает наоборот: например, когда я сделала мальчика-дракончика, в Интернете таких игрушек еще не было, а теперь их там довольно много. 

А есть ли любимые фигурки?

— Любимых нет, — отвечает Инга Анатольевна. – Вернее, все любимые — как дети. 

Вместо заключения

У Инги Баутиной двое внуков и одна внучка — еще совсем крошечная. Может быть, лет через 30, наряжая новогоднюю елку вместе со своими детьми, она достанет из традиционной картонной коробки завернутого в мятую бумагу мальчика на санках или «зайку» с морковкой в руках, бережно пристроит на пушистую еловую лапу. И скажет: «А это делала еще моя бабушка»… 

Татьяна Филимонова