Семья Вырьевых из ЦДТ

Они трудятся в Центре детского творчества много лет. Виктория Николаевна — заместитель директора Центра, а также руководитель творческого объединения «Росточек», которое занимается подготовкой детей к школе. Владислав Анатольевич  руководит творческими объединениями «Авто- и судомоделирование», где под его чутким руководством школьники создают невероятные модели автомобилей и кораблей.

Прошло почти 35 лет с того момента, как Владислав Анатольевич Вырьев устроился в Центр детского творчества. С 17 лет он уже руководил там техническим кружком, потом ушел в армию, а после службы снова вернулся к любимому делу. На вопрос, как давно он в Центре детского творчества, отвечает: «Всю жизнь». А ведь действительно, так оно и есть. Посещать занятия  на Станции юных техников, как тогда назывался нынешний Центр детского творчества, он начал еще семилетним ребенком. С этого возраста и сегодня набирают в творческие объединения «Автомоделирование» и «Судомоделирование», которыми руководит Владислав Анатольевич. Под его руководством юные авто- и судомоделисты занимают призовые места в различных соревнованиях, а многие его выпускники поступают в технические вузы.

— Были у меня и призеры области, и чемпионы России. Например, у Михаила Толкачева около ста медалей. Среди лучших моих учеников Цуцков Антон, Буков Иван, Волченков Илья, Солоненков Иван. Некоторые из них учатся в Академии речного флота в Москве. Присылают фотографии, когда приезжают в Ярцево, сразу сюда прибегают. 

По автомоделированию мы абсолютные чемпионы, — говорит Владислав Анатольевич. — За время существования объединения мы не проиграли ни одного соревнования. Что касается судомоделирования, то там имеют значение не только технические вопросы и умения детей, но влияют и внешние факторы. Например, подводная лодка, самый тяжелый класс судомоделирования, и подогнать модель под определенную воду быстро не всегда получается. В Ярцеве мы проводим тренировки в плавательном бассейне, где плотность и температура воды одна. А соревнования проводятся в техническом бассейне, где характеристики воды совсем другие, и бывает трудно загнать лодку под воду. 

В свое время Владислав Анатольевич учился у Анатолия Александровича Гапченко, который отработал в Центре детского творчества 40 лет. Это во многом предопределило его дальнейшую судьбу и сыграло немаловажную роль в выборе будущей профессии. Сегодня Владислав Анатольевич и сам педагог с большим стажем, к которому дети приходят с удовольствием. Занятия младших школьников составляют 4 часа в неделю,  старших – 6-9 часов. По словам Владислава Анатольевича, процесс создания той или иной модели очень длительный. Для того чтобы построить достойного уровня модель корабля или машины, требуется от двух лет. Что-то попроще строится в течение одного учебного года. После соревнований иногда бывает нужно модель восстанавливать, что-то модернизировать, а каждые 5-6 лет перекрашивать.

 Ребята очень смышленые, порой даже отчаянные, бывает, за день до соревнований они разбирают модель, так как решили ее переделать, — рассказал Владислав Анатольевич. — Модель автомобиля мы строим по чертежам. Начинаем работать с картона, после чего используем более тяжелые материалы: жесть, металл и т.д. По такому же принципу делаем модели кораблей разных классов и размеров. Они делятся на военные, гражданские, скоростные, электрические и т.д. 

Одно из последних соревнований по автомоделированию — открытое первенство Ярцева, которое прошло на базе школы №7. Там ребята показали модели машин, над созданием которых трудились долгие месяцы. Владислав Анатольевич отмечает, что многое упирается в финансирование, а точнее, ее отсутствие. Закупка необходимых материалов для создания будущих рукотворных  шедевров требует немалых вложений. И если раньше они были на полном государственном обеспечении, то сегодня финансирование лежит главным образом на родителях, особенно если речь идет о поездках на соревнования в другие города. Однако для истинных любителей своего дела никакие трудности не могут стать сдерживающим фактором. Когда после долгих месяцев кропотливого труда создается очередная модель, глаза ребят горят еще ярче.

— Раньше кружков технической направленности в городе было много, — вспоминает Владислав Анатольевич. — И картинг, и авиа-, и ракетное моделирование. Теперь на весь район остался только я. В 1988 году в области было 18 команд, сейчас только  4-5. Мало кто приходит в эту сферу, поскольку работа с детьми нелегкая. Здесь надо увлечь ребят, чтобы они учились работать с инструментами, с различными материалами и деталями. Мужская школа, можно сказать. 

Виктория Николаевна также любит работать с детьми и развивать в них творческое начало. Она работает в Центре детского творчества с 2001 года. Сегодня творческое объединение «Росточек», которым она руководит, является важной составляющей образовательного процесса в жизни дошколят. Отличия дополнительного образования от основного предполагают и принципиальные различия в образах педагогов. Школьный учитель преимущественно сочетает в себе функции человека, который «знает, как правильно», и носителя определенной модели поведения, мотиватора и «навигатора» ученика в образовательном мире. Школьному учителю зачастую просто не хватает сил и времени, чтобы выйти за пределы школьной программы и поделиться практическим опытом. Задача педагога дополнительного образования — раскрыть предмет с интересной точки зрения.

— Мне очень нравится работать с дошколятами, и у меня есть своя собственная программа, которая по большей части является развивающей, — говорит Виктория Вырьева.–Все 35 минут, которые мы занимаемся с детьми, для них тяжело решать какие-то задачи на логику, мышление, писать или считать. Мне нужно сначала увлечь детей, а уже потом начинать решать какие-то логические задачи. Моя программа  называется «Окружающий мир», но в нее входят также элементы истории, фольклора, литературы. К каждому занятию у меня есть соответствующий видеоматериал: видеопрезентация, документальный или мультипликационный видео-  фильм.

Виктория Николаевна уверена, что именно такая подача информации интересна детям и способствует развитию их творческих способностей. Занятия проходят интересно и познавательно, дошколята учатся рисованию, лепке, прикладному творчеству, креативному мышлению.

— Ребята очень активные, принимают участие в различных конкурсах, где демонстрируем свои умения, — рассказывает Виктория Николаевна. — Так, недавно они участвовали во Всероссийском конкурсе «Осень -2023», а также заняли призовое место в районном конкурсе «Папа — мой герой». А сейчас готовимся к новогоднему конкурсу.

У супругов Вырьевых две дочери. Старшая Элина пошла по родительским стопам и окончила Смоленский государственный университет. Младшая Регина еще учится в школе, играет в настольный теннис, имеет третий юношеский разряд, участвует в соревнованиях, занимается плаванием. Семья любит путешествовать по России, это объединяет всех ее членов.

— В нашей семье много традиций, которые сохраняются в течение десятилетий, передаваясь нам от наших дедушек и бабушек, — говорит Виктория Николаевна. — Одна из них — это совместные завтраки, обеды и ужины. Стараемся хотя бы по выходным  собираться вместе, для нас это особый ритуал. Еще одна наша традиция — участие в акции «Бессмертный полк», которая уже несколько лет проходит и в нашем городе в День Победы. Ну, и, конечно же, традиция встречать Новый год вместе всей семьей. Надеюсь, что и этот год не станет исключением.

Нарине Петросян