В небольшом светлом классе ярцевской Детской школы искусств, больше известной ярцевчанам, как вторая музыкальная школа, было тепло и уютно. Несмотря на то, что здесь не было дорогой и роскошной мебели, отвечавших последним веяниям моды инструментов, какая-то особенная атмосфера трогала до глубины души.
В классе было двое ребятишек да старый седой учитель. Они сидели друг напротив друга и без слов, общаясь одной лишь музыкой, казалось понимали доступный лишь им язык звуков и жестов. Маленькие пальчики мальчишек ловко перемещались по клавиатурам учебных гармоней. Ребята играли русскую «Барыню». Это произведение преподавали в музыкальных школах всегда, поэтому она давно стала излюбленным произведением гармонистов.
Иногда ребята запинались, но тут же, ни на минуту не теряясь, быстро ловили темп и снова встраивались в игру. И в этой пронизанной трогательным детским напряжением атмосфере было что-то, что держало, затягивало, не позволяло оторваться от зрелища: то ли живое звучание старинного русского инструмента, то ли детское упорство и непоколебимая уверенность.
Через несколько минут музыка стихла. В воцарившейся тишине чувствовалась торжественность. Две пары детских глаз неотрывно смотрели на учителя, ожидая его авторитетной оценки. Учитель вздохнул. Встал. Пододвинул свой стул ближе к ребятам. Он на минуту задумался, как будто просчитывая в уме какую-то сложную комбинацию, и вскоре прервал недолгую паузу:
— Данечка, смотри, — обратился он к самому маленькому, положив свою широкую ладонь на хрупкую детскую ручку, — это нота «ми». На клавиатуре она расположена очень близко к ноте «соль». Но если ты не переставишь пальчики, тебе будет неудобно нажимать клавишу.
Виктор Иванович Меренков терпеливо и как-то по-отечески ласково убеждал едва выглядывавшего из-за массивной гармони ученика.
– Понимаешь?
Даниил весело кивнул. Глаза озорно заулыбались.
— У тебя хорошо получается. Ты только не спеши. Слушай то, что играешь. Музыка должна литься плавно, журчать красиво, как ручей. Она как душа, сама подскажет, как нужно.
«Вот мне бы так…»
Педагог ярцевской школы искусств с большим стажем, гармонист Виктор Иванович Меренков хорошо знаком нескольким поколениям ярцевчан как виртуозный музыкант, участник ансамбля «Тальяночка», яркий представитель династии гармонистов. В свое время он возглавлял в Ярцеве центр культурно-воспитательной работы – детскую музыкальную школу. 37 лет отработал он в должности директора. Сегодня Виктор Иванович вспоминает: «58 лет отдано работе с детьми, но, даже находясь на заслуженном отдыхе, я продолжал работать, потому что был уверен: мне предстоит открыть еще немало новых имен. Ни дня своей жизни я не представлял без одаренных учеников».
— Вот, познакомьтесь, — приобнял Виктор Иванович за плечи одного из маленьких гармонистов. – Артем Кожанов. Ученик 6 класса средней школы №10. Этот ребенок проявляет удивительную настойчивость. Он пришел в нашу музыкальную школу, когда учился в первом классе. Сегодня мальчик является призером многих конкурсов баянистов. Помимо музыкального образования, он активно занимается спортом, недавно занял первое место на соревнованиях по самбо в Смоленске. Я смотрю на него и думаю: мы часто ругаем нашу молодежь, но, когда есть заинтересованность, человека ничто не останавливает. В эти выходные мы ездили в Смоленск на очередной конкурс профессионального мастерства «Таланты Смоленщины». Наша школа достойно представила себя. Артем занял второе место. На его счету этих конкурсов немало. За шесть лет обучения мальчик показывает превосходные результаты. Я всегда верил в своих учеников, и чаще всего мои надежды оправдывались: у многих из них было большое будущее.
Виктор Иванович многозначительно посмотрел на Артема. Недолго думая, мальчик вскинул ремень и нажал на клавиши. В одно мгновение притихшая в его руках гармонь разлилась многоголосыми переборами.
— Артем, а кто подтолкнул тебя к тому, чтобы начать учиться играть на гармони? – поинтересовалась я, когда инструмент замолчал.
— Когда я учился в первом классе, к нам в школу пришел Виктор Иванович. Он рассказывал ребятам о том, что в школе искусств проводится набор и все желающие могут обучиться игре на разных музыкальных инструментах. Кто-то из моих одноклассников выбрал балалайку, кто-то фортепиано, флейту. В тот день Виктор Иванович принес в школу баян. Он встал у доски и заиграл. Он играл так громко и красиво, что я не мог оторвать взгляда от его рук. Мне казалось, что они скользят по клавишам, как руки волшебника. Тогда я подумал: «Вот мне бы так!». И записался.
Не каждому дается
На рабочем столе Виктора Ивановича лежат десятки цветных копий дипломов, грамот, благодарственных писем, полученных его учениками только за несколько последних месяцев. К этим свидетельствам упорного детского труда он относится особенно бережно. О каждой награде Виктор Иванович может рассказывать часами.
Из своих 77 лет 70 он провел с гармонью в руках. За эти годы им были написаны десятки методических разработок, образовательных программ, которые сегодня используют преподаватели музыкального искусства далеко за пределами Смоленской области. «Методы устойчивого запоминания музыкального произведения», «Основные недостатки в обучении учащихся в классе баяна (гармони) и пути их исправления», «Пьесы, ансамбли для гармони» — эти и другие методические разработки сегодня положены в основу наиболее эффективного обучения детской аудитории. А ведь когда-то в его судьбе все было совсем по-другому, и знакомства с русской гармошкой могло бы и не быть, если бы не детское любопытство и необычайное упорство.
Родился Виктор Иванович в 1946 году в деревне Елисеевичи Духовщинского района. В послевоенные годы эта деревня насчитывала около 60 дворов. В местной деревенской школе ребятишки получали среднее образование. Однажды одноклассник Виктора Александр Фадеенков принес в школу гармонь. Тогда, после войны, этот инструмент был особенно почитаем. Тут же третьеклассники обступили товарища со всех сторон. Гордо подняв голову, Александр уверенно тронул блестящие клавиши. Вскоре гармонь зазвучала заливисто и весело. Ребята восхищенно слушали. Как только инструмент смолк, посыпались вопросы.
— Сашка, ты где так играть научился? – наперебой выкрикивали ребята.
— Отец научил. Еще в детстве.
— Как в детстве? Сколько же тебе лет тогда было-то? – не унималась детвора.
— Да не помню я, четыре или пять, — отмахивался Саша.
— А меня научить сможешь? – робко сделав шаг вперед, спросил Виктор.
— Ну, если хочешь, приходи завтра, покажу, что полегче. Но только, чур, слушаться. Сложный это инструмент – гармошка, — почесал затылок Александр. – Не каждому дается…
На следующий день после уроков Виктор несся к Александру со всех ног. Первые занятия были трудными, но захватывающими. Сначала Виктор учился играть правой рукой. Через несколько занятий подключил левую. Уже в скором времени растянутые меха начали издавать что-то, похожее на связные музыкальные аккорды. Шаг за шагом Виктор старательно осваивал музыкальные диезы. Однажды вечером он остался дома один. Никто не мешал. Мальчик взял инструмент в руки и заиграл сразу двумя руками. Вскоре в его исполнении прозвучало первое и запомнившееся на всю жизнь «Яблочко». С этого момента он чувствовал непреодолимую потребность играть больше и больше.
— Кроме одноклассника, других учителей музыки у меня не было, — вспоминает Виктор Иванович. – Бывало, попросишь его что-то показать – покажет. Он хорошо играл. Я смотрел, запоминал. Большое значение имело еще и то, что дома на меня никто не давил, не заставлял заниматься. Хотя отец и старший брат тоже умели играть, иинструмент у нас был, но почему-то дома гармони я почти не слышал. Так случилось, что мать я потерял, когда мне было семь лет. У остальных взрослых своих деревенских забот хватало, поэтому часто я был предоставлен сам себе. Гармонь стала моим самым верным товарищем. Я очень хотел ее освоить. И смог.
Тернистой дорогой к
прекрасному
Познакомившись с азами игры, уже в 12-13 лет Виктор Меренков и Александр Фадеенков, самостоятельно занимаясь по самоучителю, начинают осваивать баян. С каждым годом ощущение прекрасного, которое способна подарить музыка, овладевает ими все больше. После окончания школы друзья принимают решение поступать в Смоленское музыкальное училище. Но… там ребятам отказывают, так как у них нет обязательного в таких случаях свидетельства об окончании музыкальной школы. Недолго думая, товарищи подают документы в педагогическое, но на музыкальное отделение, которое готовит учителей пения для общеобразовательных школ.
После окончания педучилища Виктор Иванович по направлению приезжает в Ярцево и начинает работать учителем пения в средней школе №3. Через два года, в 1967-м, он поступает в Московский институт культуры. Уже с начала 70-х он встраивается в развитую структуру Ярцевской музыкальной школы и начинает активно набирать маленьких воспитанников. В 1980-м ему предлагают возглавить только что открывшийся филиал в новых строящихся микрорайонах Пионерного – детскую музыкальную школу №2.
38 лет — до конца мая 2017 года — Виктор Иванович успешно руководит золотым музыкальным фондом Ярцевского района.
— Виктор Иванович, насколько Вам тяжело было возглавлять такое крупное учреждение?
— Непросто. Особенно вначале. С одной стороны, в то время мы не чувствовали дефицита инструментария. Ежегодно на покупку новых музыкальных инструментов выделялись немалые суммы. Ярцевчане помнят, что в советское время в Ярцеве был музыкальный магазин «Культтовары», где можно было приобрести все, что требовалось маленьким музыкантам.
В 1986-м работники литейно-прокатного завода построили типовое здание музыкальной школы, в котором она размещается и по сей день. Помещение было рассчитано на 312 учащихся. В первые годы в школе функционировало только несколько отделений: баян, аккордеон, фортепиано. Постепенно мы добавили духовые инструменты: домру, балалайку. В 2000-х открыли хореографическое, хоровое и фольклорное отделения. Ежегодно количество детей и преподавателей увеличивалось. В 2017-м музыкальную школу объединили со школой искусств. Сегодня у нас занимается более четырехсот ребят.
У каждого самородка
свой путь
В ходе съемок цикла передач «Край наш Смоленский», запущенного при поддержке правительства Смоленской области, журналист государственной телерадиокомпании «Смоленск» Дарья Аристархова, которая входила в состав съемочной группы, неожиданно попросила одного из главных героев – Виктора Меренкова — научить ее азам игры на гармони.
— Хорошо, — сказал Виктор Иванович. – Садитесь прямо. Инструмент ставим на колени так, чтобы можно было удерживать его одной рукой. Потому что, когда вы начнете растягивать меха, руки должны не держать гармонь, а нажимать на нужные клавиши. Попробуйте.
— Никогда не думала, что это так тяжело, – экспериментировала Дарья. – Глядя на ребят, которые легко управляются с массивными баянами и аккордеонами, мне казалось, что все намного проще.
После нескольких неудачных попыток под наставничеством Виктора Ивановича инструмент в женских руках зазвучал.
— Ежегодно ряды ярцевских баянистов пополняются новыми желающими, — говорит директор Детской школы искусств Светлана Николаенкова. – Отделения по классу баяна, аккордеона, гармони никогда не пустуют. Казалось бы, гармошка – старинный русский инструмент, который со временем мог утратить популярность. Но нет. Ребята тянутся к ней, им интересно. И во многом этому способствуют такие опытные и увлеченные наставники, как Виктор Иванович. У него было немало талантливых учеников, продолживших музыкальное образование. Многие из них сегодня выступают на больших сценах. В этом году наша школа искусств была внесена во Всероссийскую Книгу Почета. Большая заслуга в этом всего творческого коллектива.
— В 1994 году мы открыли в музыкальной школе класс гармони. Но в то время он существовал скорее как элемент популяризации инструмента. Наплыва желающих не было, — вспоминает Виктор Иванович. — Последнее десятилетие мы отмечаем стремительное увеличение количества учеников. Многие приходят по подсказке бабушек, дедушек, которые помнят значимость гармони в истории России. Баян и аккордеон для маленьких семилетних детей тяжелы, а вот гармошка – в самый раз.
— С каких лет можно учить ребенка игре на гармони? Скольких музыкантов Вам удалось воспитать за годы работы?
— Чем меньше ребенок, тем сложнее ему освоить инструмент. Большинство ребят приходит к нам в 6-7 лет, одновременно с поступлением в среднюю школу. Обучение рассчитано на восьмилетний срок. Но хочу отметить, что дети постарше осваивают инструмент быстрее.
Я не могу назвать точного количества своих воспитанников, их сотни. Но совершенно точно могу сказать: каждый ребенок – это самородок. Важно только уметь разглядеть его одаренность.
— Даня, а ты сам решил учиться играть на гармони? – спросила я у того самого маленького мальчика, выглядывавшего из-за массивного инструмента.
— Да. Я по телевизору увидел и попросил бабушку.
— Бабушка сразу поддержала?
— Да, — кивнул Даня. – На следующий день она привела меня сюда.
— А кто дома больше всего любит, когда ты играешь?
— Бабушка и дедушка.
— Ты пришел сюда, когда учился в первом классе, а теперь ты уже в третьем. Что ты уже можешь сыграть?
— «Яблочко», «Василек», «Коробейники», «Барыню». И другие еще.
Важно не потерять
Евгений Дербенко – известный российский композитор, педагог, заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов СССР, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов разработал программу по классу гармони, которую впоследствии утвердили в Российской академии музыки имени Гнесиных. В 2002-м Виктор Иванович встретился с ним в Смоленске и показал свою авторскую программу по классу гармони, а также самостоятельно разработанную «Хрестоматию по классу гармони». Евгений Петрович внимательно изучил их и… на обоих экземплярах поставил свою подпись.
— Виктор Иванович, по какому принципу строится обучение, ведь на всех стадиях важно не потерять заинтересованность ребенка? От простого к сложному?
— Да. Ежегодно музыкальные училища, Смоленский институт культуры проводят конкурсы, в которых постоянно участвуют наши дети. Это позволяет им стремиться к большему, расти в профессиональном плане. Один из моих лучших учеников – Тимофей Губин получил шесть дипломов гран-при за последние три года. Это наивысшая награда для музыканта, которая только может быть. В конце 2022 года Академия музыки имени Гнесиных проводила онлайн-конкурс. Ярцевчане Тимофей Губин (15 лет) и Артем Кожанов (12 лет) заняли вторые места. В этом конкурсе принимали участие студенты музыкальных училищ. Учитывая такой уровень подготовки участников, я считаю, что у наших ребят отличный результат.
— Таких учеников, как Тимофей, у вас было много?
— К сожалению, нет. Но самые усердные ученики впоследствии становились гордостью Ярцевского района. Например, занимался у меня Сергей Мищенков, сын известного поэта Смоленщины Владимира Мищенкова. Сейчас он преподает в музыкальной школе №1 города Смоленска. Ярцевчанин Анатолий Поляков стал директором Издешковской детской музыкальной школы. Алексей Парышев в Кремле получил медаль-орден «За заслуги перед Отечеством» из рук Сергея Собянина. Он не связал свою жизнь с музыкой, но тем не менее мы гордимся, что когда-то Алексей учился в нашей школе. Всегда приятно, когда имена ребят, в которых вкладывалось много времени и сил, звучат на высоком уровне.
Семейные ценности
музыкальной династии
Брат Виктора Ивановича Анатолий тоже пошел по музыкальной стезе. В детском доме, где он учился, ни одно мероприятие не обходилось без его музыкального сопровождения. Анатолий освоил гармонь в совершенстве. Позже, после армии, он окончил музыкальное училище и так же, как и младший брат Виктор, вернулся в Ярцево. Первым местом работы стала Ярцевская школа-интернат, подыгрывал Анатолий и воспитанникам детских садов. Спустя несколько лет, в начале 70-х, он присоединился к дружному, воодушевленному коллективу Ярцевской музыкальной школы. Более 30 лет Анатолий Иванович воспитывал новые поколения ярцевских гармонистов. И по сей день отголоски его кропотливой работы раздаются мелодичными переборами по всей России.
— Три года назад Анатолия Ивановича не стало. Но по сей день мне помнятся яркие концерты с его участием, — вспоминает Виктор Иванович. – В свое время педагогов музыкальной школы обязывали участвовать в конкурсах, выступать со сцен города и района наравне с учениками. У нас было два дуэта баянистов, которыми руководили Василий Юрасов и Лев Петров (он сегодня аккомпанирует ансамблю «Русская песня» в Центре досуга «Современник»). Однажды мы ездили с концертом в Сафоново. Там ярцевские баянисты сыграли так, что преподаватели Смоленского музыкального училища долго аплодировали. Ярцевская музыкальная школа была очень сильной. Когда мы играли, казалось, что со сцены звучала наша душа.
В 2001 году Виктор Иванович объединил гармонистов и баянистов разных возрастов в ансамбль с ласковым названием «Тальяночка». Помимо взрослых любителей, самоучек, в состав ансамбля входят дети, подростки. Слава о «Тальяночке» и сегодня гремит по всей Смоленской области.
— Со временем состав «Тальяночки» менялся, – говорит Виктор Иванович. — Дети подрастали. Старые гармонисты умирали. Но тем не менее ансамбль существует и по сей день. Из «Тальяночки» вышли многие баянисты, которые впоследствии создали свои ансамбли. Если говорить о музыкальной преемственности, то она была во все времена. Например, в моем роду гармонь стала связующим звеном сразу нескольких поколений. Мой сын Александр Викторович Меренков пошел по моим стопам. Он тоже преподает в ярцевской музыкальной школе по классу баяна, а ведь когда-то начинал с азов в «Тальяночке». Сегодня во многих городах открываются классы игры на гармони, но я считаю, что этого мало. Дети занимаются, конечно, но нельзя сказать, что это увлечение массовое. Акцент делается на более современные инструменты – баян и аккордеон.
В 1989 году в Пензе проходил Всесоюзный семинар преподавателей детских музыкальных школ. От Смоленской области было трое участников, в том числе я. В своем выступлении я предложил включить гармонь в образовательные программы музыкальных школ наравне с такими инструментами, как баян, аккордеон. Я считаю, что изучение гармони в виде ознакомления – один час в неделю – это очень мало. Но тогда мое пожелание не получило поддержки. А ведь гармонь является прародительницей этих музыкальных инструментов, и забывать ее ни в коем случае нельзя.
— Виктор Иванович, что, на Ваш взгляд, необходимо для того, чтобы популяризировать этот инструмент, увлечь молодежь?
— Большую помощь в этом вопросе могли бы оказать средства массовой информации. В 1986 году в эфир вышла передача «Играй, гармонь». Новосибирским гармонистам братьям Заволокиным удалось активизировать представителей разных поколений, владевших фольклорным инструментом. На уровне страны они открыли новую страницу в истории развития русской гармони. С этого момента гармонь зазвучала совсем по-иному: россияне оценили всю красоту ее звучания.
Сегодня такие авторские телешоу, как «Привет, Андрей» (ведущий Андрей Малахов), выходящие в эфир по выходным, когда у экранов собирается большое количество зрителей, быстро завоевывают российскую аудиторию. В передаче часто звучат аккордеоны, баяны, гармони. Меня всегда поражает, с каким профессионализмом наши люди, не имеющие музыкального образования, не оканчивавшие училищ и академий, сочиняют стихи, пишут музыку. Они чувствуют ее настолько тонко, что, кажется, эта музыка льется из их сердец. Зачастую можно видеть целые династии композиторов-гармонистов. Я не устаю удивляться, насколько богат талантами наш народ.
Конечно, такое искреннее трогательное отношение необходимо поддерживать. Я уверен: достаточно почувствовать хотя бы небольшую поддержку государства в этом направлении для того, чтобы зазвучала вся Россия. Не устаю повторять своим ученикам: «В тебе и мощь, и красота, и сила, в тебе, гармонь, душа моей страны».
Надежда Данюшина