Автозаводская, 26: когда мой дом – моя крепость

В настоящее время жилой фонд Ярцева составляет более 327 многоквартирных домов, общей площадью почти 9548 квадратных метров, в которых зарегистрированы 34 тысячи человек. Дома разные. Но проблемы, возникающие в процессе их содержания и обслуживания, у всех собственников примерно одинаковые: изношенность коммунальных сетей, отсутствие теплового контура, текущие кровли и запущенные подвалы, разбитые двери и окна, долговременное отсутствие косметических ремонтов на лестничных маршах и площадках. 

Жилой фонд изношен. Первый дом в Ярцеве был построен в 1912 году. Тем больше с каждым годом желание собственников привести все в соответствующий вид. Не дожидаясь помощи извне, некоторые граждане сами проявляют инициативу, подталкивая остальных к активным действиям своим упорством и верой в результат.

Дом №26 по улице Автозаводской стал победителем общегородского конкурса «Ярцево – наш общий дом» в номинации «Лучший дом, образцовый двор». Ранее он неоднократно занимал призовые места в других номинациях.

— Конечно, — скажут некоторые, — им помогает управляющая компания, да и проблем особых нет, подвал не затапливает, крыша не течет. 

А вот председатель домового комитета Ирина Евгеньевна Мирошкина так не считает. Сегодня, вспоминая, сколько сил пришлось потратить на приведение домового хозяйства в соответствующий вид, она и сама не верит, что все это уже позади. 

— Конечно, содержать такое огромное хозяйство в порядке очень тяжело, — поделилась Ирина Евгеньевна, проводя для нас экскурсию по многоэтажке. – Учитывая, что помимо общественной нагрузки у меня есть еще основное место работы, времени катастрофически не хватает. Приходишь вечером с работы, отдохнешь немного и пошла по этажам. Иногда заканчивать приходится за полночь. Несколько раз я принимала решение уйти. Уставала. Но, как только обозначался новый фронт работ, снова возвращалась в строй. С годами, уже видя результаты труда, бросать начатое стало жаль, поэтому, когда глаза боялись, руки продолжали делать.

 Когда желание ищет

 возможности

…Ирина Евгеньевна въехала в дом сразу после его постройки в 1987 году. В 2010-м ее выбрали старшей. С этого времени жилое помещение получило шанс на вторую жизнь. 

— Ирина Евгеньевна, как только входишь в подъезд, возникает ощущение, что ты в квартире, дома. Не хватает только тапочек. Как удается поддерживать такой идеальный порядок?

— Спасибо домовому комитету. В него входят около десяти наиболее активных, неравнодушных жильцов. Общими силами нам удается справляться со всеми проблемами. Галина Печенина, Инесса Старовойтова, Ольга Зимина – это те, кто в любую минуту готовы прийти на помощь. Стараемся, конечно, привлекать и молодых людей, но они еще малоактивны. 

— Не каждый сможет, да и не захочет взваливать на себя такую общественную нагрузку.

— В моем случае получилось все само собой. Нам нужно было вступить в программу капитального ремонта, а без старшего дома мы этого сделать не могли. Я согласилась. А позже отступать уже было поздно. Со временем пришло понимание, что люди в возрасте более ответственно относятся к благоустройству, чем молодежь, поэтому хотелось все сохранить. К сожалению, пока основная нагрузка ложится на «старую гвардию».

— С чего начиналась Ваша работа: энтузиазм был?

— Не очень. Многие жители Пионерного помнят, чтотворилось в подъездах большинства многоэтажек 10 лет назад. А в некоторые и по сей день страшно войти. Наш дом ничем не отличался. 

Но страх перед объемами предполагаемых работ был только            вначале, потом все пошло по накатанной. Мы создали товарищество собственников жилья. Открыли спецсчет. Это позволило планировать и оплачивать все работы самостоятельно. Конечно, повезло и с управляющей компанией. «Твой дом» всегда идет навстречу и оказывает посильную помощь. Подспорьем является и то, что на крыше нашего дома установлена антенна «Теле-2». Ежемесячно мы получаем  оплату за эксплуатацию – 25 тысяч рублей. За счет этого можно позволить дополнительные расходы, хотя я знаю немало домов, где люди только за счет оплаты тарифов содержат все в достойном состоянии. 

Из средств спецсчета мы установили пластиковые двери, заменили всю систему водоснабжения: горячего, холодного в подвале и на чердаке. Кстати, в подвальном помещении помимо замены труб мы навели порядок, провели освещение, установили тепловой счетчик. Теперь наши жильцы в летний период за отопление не платят. 

На некоторых этажах мы уложили специальную, красивую напольную плитку, поменяли светильники на энергосберегающие. Уже через несколько недель мы приступим к косметическому ремонту на четвертом, шестом и восьмом этажах. Как только мы сообщаем управляющей компании о том, что готовы к укладке плитки, она подключается и организует косметический ремонт: белит потолки, красит стены, двери. Такая поэтапная работа и обоюдная заинтересованность дает хороший результат. 

Конечно, хозяйственные работы не прекращаются ни зимой, ни летом. Помимо благоустройства прилегающей территории мы залили отмостки, отремонтировали крыльцо.

— Какие еще работы планируется провести в ближайшее время?

— Сейчас мы подготавливаем несколько этажей к укладке плитки и параллельно собираем средства для оплаты работ по утеплению контура здания. Будем герметизировать панельные швы, приводить в порядок фасад. Частично остается незакрытым вопрос с крышей. Пока это тоже на контроле. Конечно, хотелось бы заменить и лифтовые кабины. Но 9 миллионов (именно столько стоят работы) для нас неподъемная сумма. 

— Как возникла идея художественной росписи подъезда?

— Мы «подсмотрели» ее в доме №34 по улице Автозаводской. Жильцы этого дома посоветовали художника, который неоднократно расписывал подъезды. Девушка пришла, посмотрела, спустя время предложила несколько вариантов. Мы посоветовались и выбрали греческий стиль. Конечно, работа была проделана огромная. Художник работал всю зиму. Все расписано настолько аккуратно, что чувствуется: человек вложил душу. У нас теперь и греческая архитектура, и террасы с видом на море, и павлины с ягуарами — такой кропотливый труд восхищает всех, кто входит в подъезд. В большинстве люди стараются сберечь эту красоту. 

Чтобы пресечь росписи стен подростками, мы установили камеры внутри подъезда и на улице. Отчасти это помогает контролировать порядок.

— Около вашего дома нет ни одного свободного клочка земли, повсюду клумбы. Откуда столько зелени? Кто ухаживает?

— Эта красота создана руками наших жильцов-цветоводов.Они привозили саженцы со своих дачных участков, делились. Частенько в весенне-осенний период мы устраиваем субботники. Люди принимают активное участие. Не все, конечно: старожилы постепенно уходят, а молодежи это не нужно. Новые жильцы относятся к общественным работам отстраненно. Большинство из них воспринимают удобство и комфорт как должное. Считают, что если въехали в хороший дом, то все здесь делается само собой. А между тем эти дома построены около полувека назад в процессе строительства Пионерного. Жилой фонд далеко не новый, поэтому сил и средств, чтобы содержать его в достойном состоянии, приходится вкладывать немало. 

Раньше в нашем подъезде были разбитые двери, окна, разрисованные стены. Дискомфорт вызывало разбитое крыльцо. Совместно с управляющей компанией мы ремонтировали его каждый год, но спустя время оно вновь приходило в аварийное состояние. Это крыльцо как будто медом намазано. Для удобства подъема и спуска колясок у нас имеется наклонная поверхность. Со всех окрестных домов подростки спешат сюда со своими самокатами, чтобы покататься. Они-то и разбивают верхний слой плитки. И даже камеры их не останавливают. Приходилось ловить их «на месте преступления», вызывать участкового, убеждать. 

— А на этажах молодежь безобразничает? Как удается сохранить картины, выполненные в кропотливой технике алмазной живописи?

— Почему же не безобразничает?  Все, как везде. Особенно на верхних этажах. Никогда не забуду, как мы драили стены, оттирали надписи, красили. Однажды поймали молодых людей, ломавших балконные двери, подъездные рамы. Вызвали полицию, сообщили в училище, родителям. Долго беседовали с ними, контролировали каждый шаг. Такую работу провели, что даже по прошествии нескольких лет они боялись заходить в наш дом. 

Огромная работа по обеспечению чистоты ложится на плечи нашей уборщицы. Она каждый день моет не только площадки, но и лестничные пролеты нескольких этажей, трет стены, подоконники, подметает подъездные балконы. Постепенно, за неделю она доходит с верхнего этажа до нижнего. Поинтересуйтесь у нее, легко ли дается такая чистота.

…Галина Ивановна Печенина как раз мыла пол на первом этаже. И делала это так старательно, что отвлечь ее от этого процесса было непросто. 

— Галина Ивановна, вся уборка ложится на Ваши руки. Некоторые и в своей квартире не могут навести порядок, а Вы справляетесь с шестнадцатью этажами. Огромное спасибо Вам за чистоту.

— Добрые слова, которые звучат в мой адрес, являются лучшей благодарностью. Конечно, помещение большое. Приходится работать не только до обеда, но и после. Иногда бывает: только вымоешь, натрешь почти до блеска, а утром приходишь – все разрисовано, окурков набросано, шелухи от семечек. Так обидно. Думаешь: «Для кого это все? Неужели приятно грязью себя окружать?». Посетуешь, позлишься, но все равно берешь совок, веник, тряпку и снова скоблить, мыть, чистить. Молодежи нравится у нас собираться. Из разбитых, неухоженных домов они приходят к нам, потому что здесь тепло, уютно. Но поддерживать порядок многие из них не приучены. 

Сколько раз ловила молодых людей за руку, когда они пакостили. Вручала им веник, тряпку. А пока они убирали, вдалбливала в их головы, почему нужно уважать чужой труд. И знаете, больше у меня проблем с этими ребятами не было. Это говорит о том, что родители не приучают детей думать о тех, кто рядом. Мне кажется, если бы они уделяли больше внимания трудовому воспитанию подростков, заставляли их выполнять посильную работу, участвовать в благоустройстве территорий, то школьники и студенты вели бы себя иначе. Я им внушаю, что никто  с этой работой лучше не справится, и дети верят, стараются мне это доказать. Так, на моих глазах уже выросло целое поколение. 

— Галина Ивановна, в большинстве ярцевских домов жильцы сами убирают лестничные площадки. В вашем доме люди помогают?

— Они считают, что если я получаю зарплату, то должна сама справляться. В управляющей компании я оформлена на полставки, и моя зарплата составляет пять тысяч рублей. 

— В месяц?

— В месяц. 

…Пока мы беседовали, мимо туда-сюда то и дело ходили жильцы. Многие подходили, просили написать искренние слова благодарности. Кто-то гордился своим домом в полной уверенности, что второго такого не сыщешь во всей Смоленской области, впрочем, как и людей, которые, объединившись, делают свое дело. И, чувствуя такую поглощающую всеобщую заинтересованность, я не смогла удержаться от вопроса:

— Ирина Евгеньевна, Вы проделали такую огромную работу, которую не все мужчины осилят. Подскажите тем, кто не знает, с какой стороны подойти к обустройству жилья, с чего начать.

— С желания. Наверное, многие усмехнутся, но это самое важное, что движет всем процессом. Не нужно стремиться объять необъятное. Не думайте, каким мог бы стать ваш дом когда-нибудь. Действуйте сегодня. Идите маленькими шажками. Ведь каждый  шаг будет приближать вас к победе. Начало — это всегда самое трудное. А еще верьте в то, что вы делаете. Без этого никак. 

                                                                                                                  Надежда Данюшина