Сочетание традиций и современности использует в своей системе преподавания педагог Елена Хотеенкова
Центр детского творчества (ЦДТ) – это «островок» счастья и детской радости. Здесь всегда уютная, теплая, светлая атмосфера, в каждом кабинете – своя энергетика. Педагоги учат ребят видеть прекрасное вокруг себя и изображать это в различных техниках. Каждый может выработать свой собственный художественный стиль. Уникальные поделки, созданные руками воспитанников декоративно-прикладного творчества, являются украшением многих городских и областных выставок. С детьми занимаются педагоги, увлеченные энтузиасты, любящие свое дело и целиком отдающиеся ему. И яркий тому пример – педагог дополнительного образования высшей категории Елена Гурьевна Хотеенкова.
Елена Гурьевна пришла в Центр детского творчества в далеком 1995 году. И с тех пор сохраняет верность любимому делу. По профессии витражист-оформитель, она после окончания учебы работала в цехе художественной росписи литейно-механического завода в Ярцеве. Работая на предприятии, Елена Гурьевна превращала любые предметы интерьера в уникальные произведения искусства. Однако завод закрылся, и начался вынужденный поиск нового места работы. Им стал Центр детского творчества.
Сначала предполагала просто попробовать, — вспоминает Елена Гурьевна. — Но новая работа мне очень понравилась. Я люблю работать с детьми, мне интересно с ними общаться, они все такие разные. Нравится учить их чему-то новому, видеть, как они растут и развиваются прямо на глазах. У меня с моими учениками складываются доверительные отношения. Я считаю, что просто надо любить и понимать детей. Да, бывает, что ребенок не идет на контакт, но в такой ситуации нужно время и терпение. Самое трудное в работе, подобной моей, нехватка необходимых материалов для творчества. Хочется взять и роспись по стеклу, и батик (роспись по ткани). Казалось бы элементарно, но не все родители могут обеспечить своего ребенка всем необходимым. В таких случаях приходится отходить от программы и делать то, что можем смастерить из уже имеющихся материалов.
Возраст учеников, с которыми занимается Елена Гурьевна, — от 6 до 15 лет. Педагог работает с ними по двум программам. Азбука народной росписи (хохлома, гжель, дымковская игрушка) рассчитана больше на маленьких детей. В программу для детей старшего возраста входит народная роспись, плюс современное направление. Она более объемная и рассчитана на пять лет.
Основной формой учебного процесса остается традиционное занятие, но в него обязательно вносятся элементы современных технологий. Нестандартные формы обучения позволяют сделать будничные занятия интересными и увлекательными. Педагоги имеют возможность импровизировать, а обучающиеся легче воспринимают сложный материал. Кроме того, такие занятия приближают обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ведь нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
— Нетрадиционные формы проведения занятий способствуют повышению качества обучения, — уверяет Елена Гурьевна. – Очень популярна техника нетрадиционного рисования, особенно среди маленьких. Это рисование ватными палочками, а также роспись по камню, кленовым листьям. Интересна и техника граттаж, или многослойная техника процарапывания. Берется картон, на который сначала наносятся цветовые пятна, затем идет восковый слой, то есть натирается свечой, чтобы создать некий барьер между слоями красками. Затем накладывается краска контрастного цвета, после чего острым инструментом процарапывается рисунок.
Любопытна и техника нетрадиционного рисования — потрескавшийся воск. Он делается уже не на картоне, а на обычной бумаге восковыми карандашами. Затем сминается в комочек, разворачивается, натирается воском, лишнее промывается под краном, и проступает рисунок.
Еще одна техника нетрадиционного рисования — работы, выполненные с помощью зубной щетки и обычной расчески. Ее любят как маленькие, так и взрослые. Это развивает у них фантазию, художественное восприятие цвета.
Ученики творческих объединений ЦДТ — неоднократные лауреаты, победители и призеры международных, всероссийских и региональных конкурсов и соревнований. В Центре детского творчества юные ярцевчане не только творят, но и учатся многим вещам, находят друзей, единомышленников, познают радость общения в коллективе, добиваются успехов, а возможно, определяют свое будущее.
По словам Елены Гурьевны, проще работать с дошколятами, поскольку малыши легче усваивают новые знания. У более старших детей уже сформировавшийся характер, возможно даже и определенные взгляды на жизнь, и к ним нужен индивидуальный подход. Задача учителя – заинтересовать ребенка, и при грамотном подходе это вполне реально сделать.
— Зачастую приходится подстраиваться под интересы детей, — говорит Елена Гурьевна. — А потом я уже плавно перевожу их на ту тему, которая идет у нас по программе. Главное, чтобы это было сделано ненавязчиво. Ребята занимаются с удовольствием и всегда радуются, когда у них получается сделать нечто красивое. К примеру, разнообразие современных материалов, таких как металл, стекло, пластик, позволяет взглянуть на роспись немного шире, чем просто народная роспись по дереву. Мы также делаем батик — роспись по ткани или аппликация. Очень популярны скульптурные игрушки из фольги, которые мы тоже мастерим. Это восхитительный современный материал, легкий, гибкий, не боится воды и высоких температур. С ее помощью можно сделать много всего интересного.
Ценность дополнительного образования в том, что оно не загоняет ребенка в «рамки», дорожит индивидуальным творчеством ребят, ведь это значимо для каждого из них. Занятия декоративно-прикладного творчества стимулируют интерес к познанию чего-то нового, открывают скрытые или дремлющие способности в каждом воспитаннике. А педагоги дополнительного образования в свою очередь помогают вырастить разносторонне развитую личность.
Нарине Петросян