Династия любящих сердец

«Ничего себе!», — удивляются коллеги по работе, знакомые, молодежь, когда узнают, сколько лет длиться семейный союз Александра Борисовича и Валентины Ивановны Каган. «А по-нашему, любовь длиною в жизнь — это норма. Только так и должно быть», — считают счастливые супруги.

Не забудьте, что жизнь коротка, а минуты бесценны,

Что в песочных часах золотой убегает песок,

Не забудьте, что даже кумиры уходят, уходят со сцены,

И  родным, и любимым, и нужным назначен свой срок.

Есть СЕЙЧАС. Загляните в глаза и проникните в душу.

Если сердце тревожит печаль – дайте волю слезам.

Научитесь прощать, понимать и внимательно слушать,

Торопитесь любить, чтоб когда-нибудь не опоздать.

                                                     (Марина Шуршакова)

С первого взгляда и на всю жизнь

Семья – самое уютное и теплое место на Земле. Только в ней человек чувствует себя по-настоящему счастливым. Атмосфера полного единения, взаимопонимания, уважения, поддержки. Для одних семья – это опора в трудные времена, для других – забота и безоговорочная, безусловная любовь, которые позволяют двигаться дальше. В прежние времена семейные ценности формировали культуры и духовное наследие целых стран и народов. 

Реалии сегодняшнего дня далеки от стандартов предков. По данным Росстата, с января по апрель этого года количество браков в Российской Федерации по сравнению с тем же периодом 2022-го уменьшилось на 8 тысяч 500, количество разводов, наоборот, многократно возросло (более чем на 15 тысяч).

Так почему институт семьи со временем перестает играть важнейшую общественную роль? Насколько сильно размываются его границы  под давлением социальных факторов? Здесь можно было бы уйти в рассуждения о причинах идеализации свободного образа жизни, если бы не одна встреча. Встреча с супругами, которые прожили в браке 50 лет. 50 лет красивой и безумно счастливой жизни!

…Семейное застолье. Чаепитие. Теплая, доверительная атмосфера. Неспешная беседа. Дети и внуки с интересом и трепетом разглядывают фотографии семейного альбома. Пожелтевшие страницы памяти и жизненных историй. В роду Александра Борисовича и Валентины Ивановны Каган были семьи, которые не могли надышаться друг на друга с момента первой встречи и до последнего вдоха. Своеобразная династия сердец, умевших искренне и преданно отдавать себя без остатка любимому человеку.

— Сегодня пары, которые долго живут вместе, у большинства вызывают одинаковую реакцию, — говорит Александр Борисович. — «Ничего себе!», — удивляются коллеги по работе, знакомые, молодежь, когда узнают, сколько лет длится наш семейный союз. А по-моему, любовь длиною в жизнь – это норма. Только так и должно быть. 

…Александр Борисович и Валентина Ивановна познакомились случайно на институтском танцевальном вечере. В Витебский технологический институт легкой промышленности (ВТИЛП) в те годы стремились попасть выпускники многих школ Советского Союза. В областной белорусский город Валентина приехала из Ярцева, Александр – из Орши. К тому времени он уже окончил техникум и отслужил в армии. Оба учились в одном институте, но на разных факультетах. 

— Есть такая примета, — улыбается Валентина Ивановна, на мгновение отрывая взгляд от старых институтских фотографий, —  где потеряешь каблук, там найдешь свое счастье. В моем случае это суеверие сработало. Однажды я бежала по институтской лестнице, и у меня отломался каблук. В 1972 году уже студенткой первого курса на праздник 7 Ноября я приехала из Витебска в Ярцево. Погостила несколько дней и вернулась обратно. Встречаясь с друзьями после долгой разлуки, мы всегда общались, ходили на танцы. Но почему-то в тот день никто из подружек идти не хотел, и я решила пойти одна. Как будто сама судьба вела меня за руку. В тот вечер я танцевала со многими. Александр подошел последним, пригласил. Так мы и познакомились. 

Молодость беспечна и непосредственна, наполнена романтикой, новыми надеждами и планами на далекое и непременно счастливое будущее. Спустя время Александр отыскал Валентину в большом потоке студентов. С этого началась их история любви. Красивой любви, нежной, искренней. Тогда молодые люди еще не знали, что рука об руку им придется пройти вместе через всю жизнь, с их теплых и трогательных отношений будут брать пример не только дети, но и внуки, знакомые, друзья. 

— С самого раннего детства я помню, как папа рассказывал нам, детям, одну и ту же историю, — вспоминает дочь Александра Борисовича и Валентины Ивановны Виктория. – Он повторял ее десятки раз. «Вы не представляете, это было чудо: я увидел девушку с золотыми волосами. Она была красивее всех. И это была ваша мама!»

Наступающий 1973 год молодые люди встретили вместе. Одна из фотографий в семейном альбоме навсегда сохранила счастливые лица влюбленных в новогодние праздники в далеком 1973 году, и…рядом в виде коллажа фотограф запечатлел их пятьдесят лет спустя. Такие же счастливые улыбки на лицах, такой же блеск и трогательная нежность в глазах. Не считая отметин времени, они почти не изменились.

 Материнский подвиг

На старых снимках оживают события давно минувших дней. Вот  все рады рождению первенца: родители поддерживают первые, неуверенные шаги дочери Виктории. А вот уже Виктория заботливо укачивает своего маленького братика Дмитрия. Особое место в семейном архиве занимают снимки родителей Александра Борисовича и Валентины Ивановны. Своим примером они учили детей настоящей, безусловной любви. Любви длиною в целую жизнь.

— Перед свадьбой Александр познакомил меня со своими родителями, — вспоминает Валентина Ивановна. – На всю жизнь мне запомнилось чувство, которое я тогда ощутила, впервые попав к незнакомым людям: обволакивающее тепло, доброта, забота друг о друге. Меня так поразила его семья. Они жили в очень стесненных условиях: многодетная семья, в которой воспитывалось четверо детей, занимала лишь небольшую часть дома. Мать Александра Борисовича была гостеприимной и мудрой женщиной. С первых минут меня приняли как родную и дали почувствовать себя как дома. Когда в 1974 году у нас родилась дочь, свекровь предложила помощь. Она взяла Викторию к себе, несмотря на то, что у нее были и другие дети, и, так как мы с супругом были студентами, помогала растить внучку. Моя мама работала,  свекровь тоже работала. Но пока она была на работе, Виктория была под присмотром сестер Александра Борисовича. Всю жизнь я воспринимала этот шаг как настоящий материнский подвиг.

 Жить одной жизнью

Переворачиваем страницы семейного альбома. Черно-белые фотографии  сменяются яркими и красочными, цветными. 1982 год: переезд из Орши в Ярцево. Валентина Ивановна работает инженером-технологом на Ярцевской фабрике ремонта и пошива одежды, Александр Борисович осваивает ярцевское литейное производство, куда приглашен как хороший специалист. 1983-й: сразу два долгожданных события: 28 декабря молодая семья получает ордер на квартиру, а 29 декабря у них рождается сын Дмитрий. 1985-й: открывается восьмая средняя школа, где Валентина Ивановна преподает трудовое  обучение.

Еще пара страниц, и… уже повзрослевшие дети со вторыми половинками строят свой большой и просторный дом. Дом, в котором и в будни, и в праздники вся семья будет собираться полным составом, потому что когда-то такой традиции придерживались родители.

Хочется поинтересоваться у Валентины Ивановны: есть какой-то универсальный секрет семейного счастья? Как удается не растерять с годами такое хрупкое чувство — любовь? 

— Мне кажется, что в счастливых семьях хранителями особенной, теплой атмосферы являются не только женщины, — мило улыбается Валентина Ивановна. — От каждого зависит многое. Я всегда привожу такое сравнение: жизнь человека — это бушующее море, где каждый то поднимается на волне, то срывается вниз. И только семья – это тот островок, где можно чувствовать себя в безопасности. Здесь можно переждать любую бурю. Это очень важно. Для нас с мужем главными в семейных отношениях всегда были дипломатичность, терпимость, порядочность, умение находить компромисс, слышать друг друга. Важно понимать: многое имеет смысл только тогда, когда рядом близкий человек. Мы научились ценить каждое мгновение. Так было с первой встречи. Нам всегда было интересно друг с другом. Нельзя сказать, что в нашей семье кто-то прилагает больше усилий, кто-то меньше. Мы просто наслаждаемся каждым днем, который дарит судьба. Всю жизнь смотрим в одном направлении, одинаково думаем, чувствуем. Со временем многое понимаем уже без слов, по одному взгляду. 

— Если говорить о нас, детях, то мы много времени стараемся проводить вместе с родителями, — поддерживает Валентину Ивановну дочь. — Мы живем с ними общими делами, заботами. Чувствуется, что они целиком и полностью погружены в нашу жизнь. Они всегда помогают, поддерживают, вдохновляют, подталкивают к новым свершениям, верят в нас, и это дорогого стоит. Думаю, моя уверенность и самооценка формировались от осознания того, что меня любят мама и папа. Специалисты утверждают, что в вопросах воспитания девочек влияние отца важнее материнского, потому что папа – это  сила, самоуважение, защищенность. Для нашей семьи это утверждение верно на 100%. Мы всегда знали: нас есть кому поддержать. Сегодня, оглядываясь назад, мы можем оценить: только с родительской помощью мы справились с такими масштабными делами и проектами, которые казались неподъемными. Родители – это фундамент, на котором мы строим свои семьи.  

— Что главное в воспитании детей? Как удается удерживать их около себя, ведь на определенном этапе они отдаляются, живут своей жизнью?

Ответил Александр Борисович:

— Думаю, главное — это видеть в них личность. Нужно помнить, что ребенок — это губка, которая впитывает все, что окружает, поэтому воспитывать  в нем человека можно только личным примером. Когда не знаешь, что сказать и как поступить, лучше всяких убеждений действует принцип «делай, как я». Даже неосознанно дети повторяют за родителями, перенимают манеру поведения в семье и в жизни.

Сын Дмитрий полностью согласился:

— Мне сорок лет, и, если бы сегодня у меня спросили, в какой семье я хотел бы родиться, я, не раздумывая, выбрал бы семью родителей. Они являются для меня примером, маяком, поэтому все свои дела, поступки, решения я меряю по ним. Я выпорхнул из родительского гнезда в 16-летнем возрасте, но, несмотря на все расстояния, которые нас разделяли, сердцем я всегда рядом с ними. Мы круглосуточно на связи, глубоко погружены в дела друг друга. Для меня семья – это целостность, когда ты не чувствуешь себя отдельно от других, а являешься частью чего-то единого. Только это ощущение позволяет определить свое место в жизни.

— Валентина Ивановна, Вы 31 год отработали в средней школе. Как за это время изменилось мировоззрение молодежи в отношении семейных ценностей?

— Я пришла в школу не из педагогического вуза. По профессии я инженер-конструктор-технолог. Раньше была такая практика – приглашать к преподаванию «Обслуживающего труда» не педагогов, а специалистов. Главной проблемой для меня было уложить все свои знания в рамки школьной программы. Хотелось научить детей всему. Главным принципом в работе было желание привнести в творческий процесс что-то новое, индивидуальное, свое. Каждого ребенка я старалась научить не только базовым основам мастерства, но и раскрыть его внутренний потенциал. В рамках предмета «Технология» мои ребята делали удивительные проекты. Для того чтобы ребенок имел желание взаимодействовать со взрослыми, учиться у них, нужно его заинтересовать. Если что-то вызывает интерес, то ребенок будет это делать. Одна из моих бывших учениц увлекалась музыкой, а ей нужно было сделать проект, связанный с моделированием юбки. Это была большая работа: с обоснованием выбора темы, конструкторской частью, расчетами. В итоге моя воспитанница ее осилила. Проект назывался «Вариации на тему прямой юбки». Он навсегда запомнился как один из лучших. Так и в жизни. Когда перед глазами у детей есть наглядный пример, они обязательно ему последуют. Могу отметить, что для семейных ценностей нет понятия времени. Они всегда были, есть и будут. И с годами осознаешь это все больше.

Валентина Ивановна неоднократно награждалась грамотами и благодарственными письмами. За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся Министерство народного образования РСФСР и Республиканский комитет профсоюзов работников народного образования и науки наградили ее как лучшую в профессии.

— В каждой семье бывают непростые моменты, которые нужно просто пережить. В вашей семье были такие периоды? 

Александр Борисович задумался:

— Хоть отбавляй. Но мы всегда помнили, что мы все – рядом. Самыми сложными временами были те, когда кто-то болел. Особенно, когда болели одновременно. Такие переживания самые сильные. Казалось, все сделал бы для любимого человека, а не можешь. Это заставляло осознавать, насколько мы важны друг другу. В сравнении с этим остальные трудности теряли свою значимость. Все можно пережить, непреодолимых преград не бывает. 

— Александр Борисович, Вы больше 40 лет работаете на металлургическом предприятии, которое тоже переживало разные времена. Это как-то сказывалось на семейных отношениях? 

— В нашей семье не только я работаю на заводе. Мой зять Николай Назаров — мастер нагревательной печи, 16 лет отдал работе. Внук непосредственно связан с производственной техникой, занимается приборами безопасности кранового оборудования. Поэтому иногда домашние обеды и ужины превращаются в настоящие планерки. Заводские будни нас только больше объединяют.

В этом году за многолетний, самоотверженный труд начальнику проектно-конструкторского отдела Александру Борисовичу Каган впервые в истории «ТМК-ЯМЗ» было присвоено почетное звание «Заслуженный работник Трубной Металлургической Компании».

— Учитывая огромный опыт моего отца в металлургии, — поддержала Виктория Александровна, —  все мужчины в нашей семье прислушиваются к его авторитетному мнению. Внук советуется с дедушкой по вопросам, касающимся металлургической техники. От кого еще получить грамотную техническую консультацию? Это и есть связь поколений: общие темы, пересечение интересов. Иногда возникают неординарные рабочие ситуации, которые требуют нестандартного мышления и быстрых действий. Тогда у нас дома настоящий консилиум. Это и называется «жить одной жизнью». 

Все сердца в одном ритме

У Виктории Александровны и Николая Николаевича Назаровых скоро тоже юбилей совместной жизни. 30 лет в браке пролетели как одно мгновение. 

— Вы тоже придерживаетесь семейной традиции любить однажды и на всю жизнь? – поинтересовалась я сразу у обоих. — Какие принципы родительских династий перешли в вашу семью? 

Не раздумывая, супруги были единогласны:

— Наверное, главное, что родители дали нам понять: в рамках семьи нас много. И если что-то у кого-то случается, то не у всех же сразу. Трудности не приходят  одновременно. Поэтому всегда есть тот, кто поможет не опустить руки, не отчаяться. Для семьи важно понимание: все сердца стучат в одном ритме.

— Наверное, сегодня можно говорить о том, что молодежь, которая стремится жить в семьях, живет в них. Социальная политика государства поддерживает институт семьи. А как же раньше люди проходили через войны, разруху, бытовую неустроенность и сохраняли чувства?

— Могу ответить на этот вопрос на примере своих родителей, — подытожил Александр Борисович. – Мой отец прошел Великую Отечественную и войну с Японией в 1945-м. Когда он вернулся домой, ему было 24 года. Мать, вернувшись из эвакуации, участвовала в послевоенном строительстве: ходила на работы за 18 километров. За трудодень им давали вязанку хвороста. Так вот они видели столько горя и лишений, что ценили каждую минуту жизни и воспринимали друг друга как бесценный подарок. И это чувство должно передаваться из поколения в поколение. Жизнь такая короткая… и жалко разменивать ее на непонимание и выяснение отношений. Мне бы хотелось сказать всем, кто живет или только стоит на пороге создания семьи: спешите любить, ведь ничего дороже этого в жизни нет!

                                                                                                                                                     Надежда Данюшина