Татьяна Савицкая: Танцевать нужно душой

Образцовый хореографический коллектив «Технология танца», которым руководит Татьяна Савицкая, давно и прочно завоевал любовь зрителей. Во время выступлений каждый раз зал замирает, почувствовав задорный настрой участников и слаженность профессионального исполнения. Очередной творческий сезон завершен. Чем он запомнился и какие успехи принес коллективу?

21 мая во Дворце культуры состоялся показ хореографического проекта «Маленькие пьески большого спектакля» ансамбля «Технология танца». Это ежегодный финальный концерт, который традиционно проводится во всех творческих коллективах. В этот день для зрителя была создана особая атмосфера театра. В программе были представлены маленькие хореографические пьесы. И каждый участник, даже самый маленький, играл для зрителя самую важную роль – роль АРТИСТА.

  — Театр – это мир живого слова, живой музыки, живой души, — говорит Татьяна Савицкая. — Мне кажется, что театр — это особое явление: возвышенное и праздничное, где артисты кажутся людьми из иного мира — какого-то таинственного и волшебного. И неважно, занимаешься ты пением, рисованием или танцами, нас всех объединяет умение говорить со зрителем на языке художественных образов. Поэтому мы решили в этом году взять для отчетного концерта именно эту  тему Театра. Очень радостно, что каждый раз мы собираем полные залы, благодарный зритель ждет наши концерты и всегда встречает нас бурными аплодисментами. Мы же в свою очередь стараемся повышать свою планку, чтобы удивить зрителя в следующем сезоне еще больше.

   Создание номера, как правило, начинается с формирования общей концепции. Что должен показать номер, как обыграть идею, какая музыка отразит замысел постановщика и т.д. Считается, что правильный выбор музыкального сопровождения – это половина успеха. Каждый номер является попыткой рассказать какую-то историю. А задача педагога-хореографа поставить номер так, чтобы зритель пережил происходящее на сцене вместе с исполнителями.

— Порой номер создается очень легко и быстро, — делится Татьяна Викторовна. — Но есть и такие номера, где можно зациклиться, застрять, особенно если он сложный именно по содержанию. Иногда бывает так, что номер требует зрелости и выдержки по времени. Главное, чтобы и зрителю, и исполнителю было понятно то, что ты в него хочешь вложить. Как правило, танец рождается путем долгого и кропотливого труда, и каждое движение подбирается очень тщательно. Мои дети в этом плане очень талантливые, стараются всегда. Они готовы работать столько, сколько  нужно. Я вижу, как они светятся, они живут танцами, приятно видеть их такими окрыленными. 

  В отчетном концерте приняли участие все учащиеся хореографического отделения Детской школы искусств, а также выпускники. Каждым классом было представлено несколько номеров. Многие из них получили высокую оценку профессионального жюри, а некоторые даже удостоены самой высокой награды – Гран-при. За этот год «Технология танца»  получила Гран-при восемь раз, три из которых были вручены в Москве. Высшей наградой удостоен как коллектив в целом, так и отдельные команды.

 Коллектив ведет активную концертную деятельность. Не так давно «Технология танца» приняла участие в престижном конкурсе «Единство России», который прошел в Москве в концертном зале гостиницы «Космос».

— Это очень значимое событие для нашего коллектива, — считает Татьяна Савицкая. — Конкурс проводится уже много лет, здесь представлено профессиональное жюри, куда входят метры хореографии. Такие, как Деревягин Юрий Григорьевич — заведующий кафедрой народного танца Московского государственного университета культуры и искусств, Барткайтис Елена Кировна — обладатель Российской национальной премии «Совершенство» за вклад в развитие современной хореографии. А также известные участники шоу «Танцы на ТНТ» Генрих Рамазанов, Владимир Гудым, Виталий Уливанов.

По результатам конкурса коллектив пригласили в Санкт-Петербург для участия в суперфинале хореографического конкурса. Туда едут команды, ставшие лауреатами второй и первой степеней и получившие Гран-при. Поездка запланирована на март следующего года. 

 На одном из последних конкурсов, который прошел благодаря Агентству по развитию международных проектов в области культуры, образования и спорта, в составе жюри была наша землячка Елизавета Протасова —  балетмейстер, лауреат международных конкурсов, доцент кафедры современной хореографии МГИК. Татьяна Викторовна отмечает, что было интересно узнать ее мнение о постановках «Танцевального салона», который, кстати, в этом конкурсе завоевал Гран-при.

  В этом году во Дворце культуры  «Технология танца» представила вниманию зрителей и хореографический спектакль «ЩЕЛКУНЧИК» по мотивам сказки Э.Гофмана на прекрасную музыку П.Чайковского. Зрители с легкостью и большим интересом погрузились в мир фантазий. Татьяна Викторовна признается, что было очень ответственно взяться за такое произведение. К тому же каждая новая постановка добавляет свежие штрихи к уже известным образам. «Щелкунчик» любят как дети, так и взрослые.

   — Мы представили эту сказку в современном стиле, — говорит руководитель коллектива. — Была проведена огромная работа. Хочу отметить своих учеников: Бориса Глебова — исполнителя главной роли, он помогал мне и в постановочных работах; Софию  Пашуткину, она уже выпускница нашей школы, но продолжает заниматься в коллективе; Ксению Глушакову — целый фрагмент ее хореографической работы вошел в спектакль. Самых добрых слов заслуживают и мои старшеклассники: Анастасия Гетман, Ксения Дронова, Александра Сидорова, Диана Швалова, Дарья Стеценко. Можно сказать, что это мои соавторы. Дети творят, главное — дать им направление, идею, увлечь за собой. Тогда все складывается и получаются хорошие результаты. 

  За прошедший творческий сезон удалось сделать немало. Но по-настоящему творческий коллектив никогда не стоит на месте, не живет только достигнутыми успехами.

  — Планы грандиозные, — говорит Татьяна Викторовна. – Летом у нас проводится хореографический интенсив, мы продолжаем заниматься, развиваться, делаем какие-то заготовки на следующий творческий сезон. По этому поводу уже есть идеи, какие-то задумки, которые мы будем воплощать. Но об этом пока рано говорить, пусть это останется для всех интригой. Что касается поездок, мы легки на подъем, мобильны, у нас большой репертуар, поэтому обязательно будем участвовать в конкурсах.

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. И как знать, если бы не те наставники, которые встречались на жизненном пути Татьяны Савицкой, возможно сегодня мы не узнали бы ее как талантливого балетмейстера и руководителя хореографического коллектива.

 — Я благодарна моему первому учителю хореографии – Татьяне Николаевне Карепиной, — говорит Татьяна Викторовна. — Только спустя много времени я понимаю, насколько правильно все то, что она говорила, насколько это мудро и профессионально.  Всегда вспоминаю теплым словом и восхищаюсь мастерством моего преподавателя по народному танцу Юрия Григорьевича Деревягина. Это учитель и танцор от Бога. На его уроках просто невозможно было не танцевать, не танцевать именно душой. Мне очень повезло, что у меня преподавали такие учителя, как семья Полонских — Лариса Викторовна и Виктор Владимирович. Это грамотные, преданные своей профессии люди. Именно они заложили во мне прочный фундамент знаний и умений.

               Нарине Петросян