«Зарница»: достойная смена страны

— Внимание, отряды! В одну линию стройся! – громкая команда преподавателя «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) Вячеслава Егорова ясным солнечным утром 25 мая прервала детскую суету на школьном дворе 10-й средней. Несколько секунд и команда «Равняйсь! Смирно!» восстановила в рядах почти трех сотен ребят глубокую тишину. Осознавая всю ответственность военно-патриотического мероприятия, приуроченного к 78-й годовщине Великой Победы в Отечественной войне, каждый класс держал равнение на администрацию школы, педагогический коллектив, дисциплинированно и строго выравнивая четкие шеренги. «Зарница» – молодежная, военно-спортивная игра с почти 60-летней историей — объединила обучающихся среднего звена (с пятых по восьмые классы), педагогов, родителей, которые не только участвовали в разработке основных этапов игры, подготовке, кропотливых репетициях, но и болели за каждого участника на «поле основной битвы».

Все классы участвовали полным составом. Мероприятие началось со смотра строевой подготовки. Ребята сдавали рапорты, маршировали, синхронно отчеканивая девизы, пели песни военной тематики. «Катюша», «Мы – десант», «Работает спецназ», «Идет солдат по городу» разносилось на всю округу. Речевки,  подтверждавшие решительный настрой, отражали общее настроение: «Там, где не пройдут войска, путь проложит ЧВК. Только скинь координаты, сразу вынесем врага…».

Участники заранее распределились таким образом, чтобы показать максимально высокие результаты. Как ни странно, среди пятиклассников оказалось немало ребят, которые смогли разобрать и собрать автомат на время быстрее восьмиклассников. 

Меткость, выносливость, хороший глазомер и, конечно же, чувство ответственности перед всем классом  выручали тех, кто участвовал в спортивных состязаниях. Метание гранат, бег, подтягивание, отжимание, перетягивание каната – волнение отдельных игроков на каждом этапе растворялось в нескрываемом азарте всего класса. И под громкие крики: «Да-вай! Да-вай!» шаг за шагом ребята одерживали яркие и значимые для них победы.

Ученица 5«А» класса Алиса Евстафьева (на снимке) отжалась 60 раз и принесла своей команде  дополнительные 60 баллов. Многие ли взрослые смогут показать такой результат?

У Тимофея Фомченкова было три попытки разобрать и собрать автомат. Рекордное время, на которое можно было ориентироваться, составляло 27 секунд. В первый раз процесс разборки и сборки занял у мальчика больше минуты.

— Будешь еще пробовать? – спросил инструктор.

— Буду. Пока не стану лучшим, — ответил Тимофей.

Забегая вперед, скажу, благодаря такой целеустремленности и вере в победу, команда 5«А» поднялась на пьедестал победителей и заняла первое место среди 5-6 классов.

14 станций: топографические знания, ориентирование на местности, оказание первой медицинской помощи, разборка и сборка автомата, разведение костра (была заменена на добывание дыма), стрельба из пневматического пистолета, спортивные конкурсы, строевая подготовка,  действия в условиях химической и ядерной атак ребята воспринимали не как игру, а как серьезное испытание, где от каждого зависит судьба всей команды. 

5«В» во главе с командиром Александрой Федотенковой и классным руководителем, учителем информатики Дианой Сергеевой активно боролся за победу. Как и в любом коллективе, в классе есть лидеры, на которых ориентировались ребята. Тимофей Иванчук участвовал сразу в нескольких конкурсах: сборка автомата, перетягивание каната и «Ядерная атака». Он показал лучшее время в обращении с оружием: 36 секунд. Команда получила высшую отметку в 10 баллов при прохождении этапа «Ядерная атака», где нужно было продемонстрировать правильные действия при возникновении угрозы.

— Тимофей, учитывая, что ты впервые участвуешь в «Зарнице», насколько сложно было готовиться к состязаниям?

— Мы тренировались около месяца. За это время я узнал много нового. Например, устройство автомата, способы оказания помощи при кровотечениях, химических ожогах, мы научились пользоваться противогазами, метать гранаты. Огромное внимание уделялось отработке навыков ходьбы строем, маршировке. Вместе придумывали девизы, название команды. Всем было интересно.

— Как ты думаешь, такие знания нужны в твоем возрасте, может, азы военной науки лучше изу- чать позже, после школы?

 Я думаю, что русские всегда отличались силой, умом и ловкостью. Я считаю, что сейчас и  детям, и взрослым необходимо иметь базовые навыки, которые в критических ситуациях будут способны сохранить им жизнь. К концу школы я смогу многому научиться в плане военного дела и передать свои знания малышам. 

Пока фельдшер Алла Хайченковская, следившая за состоянием всех участников, уделяла внимание тем, кто почувствовал недомогание, обучающиеся седьмых и восьмых классов  старательно бинтовали «раны» и накладывали жгуты одноклассникам. Оценивалась не только правильность наложения повязок, но и скоординированность и последовательность действий, обращение с «пострадавшими», грамотность применения медикаментов. 

— На станции «Оказание первой медицинской помощи» для ребят запланированы три этапа: проверка медицинской сумки, теоретическая и практическая подготовки, — пояснила Алла Александровна. — На практике дети должны показать, как они умеют повязывать чепец, накладывать колосовидную повязку на предплечье, бинтовать раны. Теоретический поединок включает 9 вопросов, среди которых — первая помощь при укусе насекомого, венозном кровотечении, всевозможных переломах.

— Самые маленькие участники «Зарницы» — пятиклассники имеют такие знания?

— Конечно. Ребята хорошо подготовились. Практически все классы получают на этапе медицинской помощи высшую оценку – 10 баллов.  

На протяжении всей игры учитель ОБЖ Вячеслав Егоров помогал ребятам сориентироваться на практике. Ведь одно дело – маршировать в актовом зале и совсем другое – показать, на что ты способен перед всей школой. 

— В этом году мы возродили традицию патриотической игры, которая  была прервана из-за ковидных ограничений, — сказал Вячеслав Анатольевич. — Сегодня в «Зарнице» участвуют 12 классов, более 250 человек. Могу отметить, что, несмотря на то, что это игра, ребята подошли к ней очень серьезно. Большая заслуга в этом классных руководителей. В первую очередь оценивалась общекомандная работа, действия командира и команды в целом, внешний вид, наличие формы, умение быстро и правильно реагировать в нестандартных ситуациях, взаимовыручка.

— Уже сейчас в процессе игры можно определить, какие классы лучше подготовлены?

— Младшие. Это бросилось в глаза  даже на общем построении. Ребята пришли все как один в форме, с георгиевскими лентами, в пилотках, чувствовалась дисциплинированность, ощущение причастности к чему-то важному.  Четкие команды, громкие девизы, отрепетированная строевая. Приятно смотреть.

— Вячеслав Анатольевич, Вы помните время, когда военная подготовка в школах была обязательной, а потом ее отменили? Как думаете, насколько актуальна она в школах сейчас?

— Я считаю, что большинству ребят такие специфические знания дают возможность многое понять, оценить свое место в жизни, почувствовать личную роль в вопросе защиты семьи, родного края, страны. Пусть школьная военная подготовка — это только базовые знания, но ведь что-то большое всегда складывается из малого.  Думаю, что в масштабах России такое общее движение и патриотический настрой дадут положительные результаты.

Присутствовавшая на мероприятии директор 10-й средней школы Татьяна Новикова отметила:

— «Зарница» проходит у нас ежегодно, в преддверии Дня Победы. В этом году в связи с большим количеством мероприятий сроки немного сдвинулись. Тем не менее, огромный интерес к военной игре можно отметить у всех обу- чающихся среднего звена. Ежегодно несколько наших выпускников поступают в высшие военные учебные заведения. Это говорит об определенном воспитании и патриотизме нашей молодежи. 

— Татьяна Михайловна, насколько важна военная подготовка в школах?

— Азы военной науки должны знать все. Пойти в армию сразу после школы или вуза без знания элементарных основ – сложно. В настоящее время у юношей 10-11 классов в предмете «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрен раздел «Основы воинской службы». С 26 мая у них начинаются пятидневные военные сборы. Один день они проводят в военкомате, четыре дня – в школе. Для девушек предусмотрена начальная медицинская подготовка. Ребята изучают историю нашей армии, отдельных вой-                                                                          сковых частей, заслуги воинов перед Отечеством. В скором времени в общешкольную программу будет добавлен единый для всех школ раздел «Основы военной подготовки». Уже за лето преподаватели должны освоить  эту дисциплину.

И я считаю, что это правильно. Ведь только закладывая основы патриотизма с детства, мы можем вырастить смену, достойную наших предшествующих героическох покалений. 

           Надежда Данюшина