«Ярцевский ударник» о восстановлении города

И снова я приветствую членов виртуального клуба любителей старых газет — людей, которым интересно, чем жило Ярцево 100 – 80 – 50 лет назад и о чем тогда писали местные издания.

В прошлый раз мы прочитали номера газеты «Ярцевский ударник» за 23 июня и 12 июля 1941 года и расстались, оставив Ярцево накануне вторжения в наш город фашистов. Сколько тревоги и напряжения, но и святой веры в то, что «победа будет за нами», звучало в этих военных выпусках!  

Но вот перевернулась еще одна страница истории, и сегодня мы с вами рассматриваем шестой номер «Ярцевского ударника» от 29 октября 1943 года. Номера с первого по пятый не сохранились, а в период оккупации районная газета не издавалась вовсе. Если принять, что газета тогда выходила раз в неделю, то первый после освобождения Ярцева выпуск вышел ориентировочно 24 сентября.

К трудовым подвигам!

Итак, номер датирован 29 октября 1943 года. В этот день страна отмечала 25-ю годовщину образования Ленинского комсомола, поэтому  номер почти полностью посвящен этому юбилею. 

Вполне естественно, что праздничный выпуск открывался приветствием редакции газеты ярцевскому комсомолу. И это не дежурные похвалы юбиляру, потому что за два с половиной десятилетия своего существования комсомолдействительно прославил себя и в боях, и в труде,  за что был награжден орденами боевого и трудового Красного знамени.

«Получая эти высокие награды, комсомольцы клялись, что они без вздоха сожаления отдадут свои силы, знания, жизнь на счастье народное в дни новых испытаний и побед, — читаем мы в статье «Слава вожаку советской молодежи». — И они сдержали свое слово. В дни Отечественной войны комсомол борется на самых ответственных участках фронта и тыла. Борется и побеждает. Прославила комсомол и молодежь, работая в тылу. Она не жалея сил помогает Красной Армии громить врага. Ярцевские земли очищены от немецких поработителей. Большие задачи стоят сейчас перед комсомольцами по восстановлению разрушенного хозяйства.»(Здесь и далее сохранена орфография и пунктуация оригинала, — ред.).

— Комсомольцы и молодежь! Вперед к новым трудовым подвигам на восстановлении хозяйства, — призывает газета. 

И хотя война едва перевалила за половину и большинство ярцевских комсомольцев продолжало воевать с врагом, остававшаяся в тылу молодежь с невероятным энтузиазмом откликнулась на призыв. Дальнейшие заметки звучат как рапорты о том, что уже сделано.

«Замечательными производственными подарками встретили свой праздник молодые столяры горкомхоза. Их производительность труда росла с каждым днем. Первые дни мастерская изготовляла по две школьные парты, а через месяц – по 8-10. Особенно отличных показателей добились Леонид Кокарев, Иван Силин, Степан Савельев, братья Поляковы, Григорий Куженен», — пишет Н. Иванов. («Подарки молодых столяров»).

«…Комсомольцы и молодежь Ярцева брали на себя конкретные обязательства: к 25 годовщине ВЛКСМ отремонтировать и очистить здание кино-театра, подготовить к 26  годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции здание для школы, собрать 50 кгр. металлолома, — рассказывает секретарь ГК ВЛКСМ М. Ададурова. — Данное слово выполнено. Торжественное заседание, посвященное 25 годовщине ВЛКСМ будет проходить в кино-театре. К 26  годовщине Октября учащиеся города получат отремонтированное здание школы».  

«Комсомольцы и молодежь Мушковичского сельсовета своими силами восстановили школу, отремонтировали клуб, украсили его лозунгами и плакатами. <…> Организованы три комсомольско-молодежных бригады, которые сейчас помогают строить жилища в Авдюковском, Лосевском и Семёновском сельсоветах», — продолжает трудовую перекличку Т. Иванова. («Дела мушковичской молодежи).

 Переходящее Красное 

 знамя

Тем, с каким энтузиазмом и самоотдачей советские граждане восстанавливали свои разоренные города и села, можно только восхищаться. Но и государство в тяжелейших условиях войны находило способы  мотивировать и стимулировать людей.

Так, в 1942 году появились переходящие Красные знамена как одна из форм поощрения победителей социалистических соревнований. Они учреждались на разных уровнях, начиная от Совета Министров СССР для Всесоюзных соцсоревнований и заканчивая отдельными предприятиями и колхозами для награждения коллективов цехов, бригад. Обычно вручение знамени сопровождалось денежными премиями победителям. 

В октябре 1943 года Ярцевское бюро РК ВКП(б) и райисполком также учредили переходящее Красное знамя «в целях успешного выполнения обязательств, взятых в соревновании с Духовщинцами и достойной встречи 26 годовщины Октября. 

Победителем в соревновании признавался «сельсовет, который к Великому празднику больше восстановит и построит жилых домов, культурно-бытовых учреждений, обеспечит теплую и сытную зимовку прибывающему скоту», — извещает газета.

Также победителей ожидала денежная  премия в размере двух тысяч рублей. Для информации: по данным Центрального статистического управления СССР, средняя начисленная заработная плата по стране в 1943 году составляла 403 рубля. Так что две тысячи премии – это вполне солидная сумма. Но надо учитывать, что премировался не один человек, а весь сельсовет, и как ее расходовал победитель, можно только предполагать. 

Хочу обратить внимание читателей и на еще одну фразу из заметки:  «обеспечит теплую и сытную зимовку прибывающему скоту». Значит, скот в разоренные колхозы и совхозы передавался централизованно: крестьяне не были брошены один на один со своими проблемами.

 В боях за Родину

Понятно, что в 1943 году до победы было еще далеко и газета не могла не рассказывать о подвигах ярцевчан на фронтах войны.

«Высоко держат честь Ярцевской комсомольской организации молодые воины в боях за родину, — пишет Р. Бахметова. 

— Нину Зорину война застала на школьной скамье. Сменив книгу на винтовку; она ушла добровольцем на фронт и в битвах за Ленинград награждена медалью «За оборону Ленинграда». Ее брат Михаил за очищение от немецкой нечисти родной Смоленщины награжден орденом «Красная звезда». 

Рядовым бойцом начал воевать бывший ученик четвертой средней школы Анатолий Бахметов. Вскоре за отличные боевые действия ему присвоили звание лейтенанта, а в боях за г. Ельню Анатолий Бахметов получил звание гвардейца и старшего лейтенанта.

В 1943 году за уничтожение важного объекта врага капитан Бахметов награжден орденом «Отечественной войны 2-й степени». Так Ярцевцы бьются за Родину». («Ярцевцы в боях за родину»). 

Кстати, обратите внимание на слово «ярцевцы». Вероятно, оно образовано по типу «смоленцы» — так жителей Смоленска называли еще в XIX веке. Затем эти формы вытеснили «смоляне» и «ярцевчане», используемые и сегодня.  

 За родной город Ярцево

Сильное впечатление производит опубликованное в этом выпуске газеты «Открытое письмо молодых воинов Н-ской Ярцевской стрелковой дивизии к молодежи г. Ярцево».

Сокращение «Н-ская» в данном случае скрывает полное название  359-й стрелковой Ярцевской ордена Ленина Краснознаменной дивизии. В условиях военного положения публиковать его было нельзя.

Дивизия была сформирована осенью 1941 года в Верещагинском районе Молотовской (ныне Пермской) области. В составе 30-й и 31-й армий Калининского, Западного фронтов в контрнаступлении под Москвой, в боях на Волге, на Ржевском направлении, летом-осенью 1943-го освобождала Ярцево и Смоленск, за что и получила почетное наименование Ярцевская. И, как пишут бойцы дивизии, за время боев Ярцево стало для них родным.

«Мы гордимся тем, что <…> в боях с врагами мы завоевали право называться именем вашего города, — читаем в «Открытом письме». — <…> Молодежь г. Ярцево должна знать имена героев комсомольцев, показавших образцы бесстрашия и отваги в боях за освобождение родного всем нам города. <…>На подступах к г. Ярцево, действуя с группой автоматчиков, комсомолец сержант Степан Головко, будучи в дозоре, смелым маневром обошел противника и, зайдя с фланга, истребил вражескую засаду, обеспечив тем самым возможность дальнейшего продвижения наступающих частей. <…> В решительную минуту боя он вырвался вперед, чтобы взорвать ДЗОТ, мешавший продвижению нашей пехоты. В единоборстве с вражеским ДЗОТ-ом и ценою собственной жизни он обеспечил успех боевой задачи.  <…> Своей возвышенной и благородной солдатской смертью он проложил путь к победе над врагом. 

Вечной славой будет сиять немеркнущий образ отважного воина и пламенного агитатора комсорга – старшего сержанта Николая Калинина. Враг поливал огнем буквально каждый метр линии фронта. Бесстрашный комсомолец Калинин поднялся во весь рост и с возгласом: — «Комсомольцы, за мной» — ринулся на врага. За любимым вожаком молодежи поднялись в атаку все бойцы. Враг был разбит, мы овладели еще одним узлом обороны на подступах к г. Ярцево».   

Отмечают авторы письма и массовый героизм молодых бойцов: только за 10 дней боев к награде было представлено 200 комсомольцев части. 

«Мы знаем. Враг еще не добит. Но мы знаем также, что близок час расплаты и враг не уйдет от нашей мести. Мы отомстим за тебя, родной город Ярцево, мы отомстим врагу за кровь и слезы девушек Смоленщины, угнанных немцами в рабство,  за издевательства над советскими людьми, за изувеченный и искалеченный город Ярцево. Бои за Ярцево породнили нас с вами, сделали нас земляками. Давайте же закрепим наше, рожденное в боях,  землячество крепкой дружбой патриотов фронта и тыла», — завершают свое письмо бойцы дивизии.

 Рабочие рубли — фронту

Как известно, война – дело не только кровавое, но и очень дорогое – в прямом смысле этого слова. Историки утверждают, что один день войны обходился бюджету СССР в среднем в 3,6 млн рублей.

Наряду с другими источниками финансирования государство вынуждено было прибегнуть и к помощи своих граждан. Среди принятых мер были ограничения по выдаче вкладов из сберегательных касс (не более 200 рублей в месяц за редким исключением), повышение цен на спиртное и ряд непродовольственных товаров, военный налог, доходивший до трети зарплаты, и др. 

Значительные суммы аккумулировались и в рамках патриотических кампаний, например, по сбору средств на строительство танковых колонн, а также государственных военных займов и денежно-вещевых лотерей. В 1941-1944 годах было проведено четыре лотереи, которые дали бюджету страны 1,2 млрд руб.

О том, как шла реализация 3-й денежно-вещевой лотереи в нашем районе, пишет «Ярцевский ударник»: «За два дня все рабочие и служащие фабрики имени В.М. Молотова купили билеты лотереи. Плотник тов. Понасенков купил четыре билета, тов. Никуленков – три, чернорабочая тов. Соколова – четыре. 

В артели «Искра» «приобретено билетов на 2.250 рублей. Закройщица тов. Сбудышева и бухгалтер тов. Романенкова приобрели по пять билетов».

В колхозах  имени Буденного, Ворошилова, Куйбышева, Кирова, «18-я годовщина Октября», «Красный партизан» и «Красный процвет» Ульховского сельсовета лотерею провели за один день. «Председатель сельсовета тов. Перфильев приобрел билетов на 200 рублей. Его примеру последовали тт. Ипатов Ефим и Ипатов Владимир из колхоза имени Ворошилова». Всего же за два дня реализации билетов в Ярцеве и районе было собрано 19 тысяч рублей.

Кстати, в лотерею разыгрывались немалые деньги (до 50 тыс. рублей),  а также ценные вещи: дамские каракулевые манто, меха, позолоченные часы, одежда, обувь и мн. др. Но бОльшая часть билетов, конечно же, оставалась без выигрыша. Цель лотереи была другой – понятной каждому советскому человеку. Не зря на билетах так и писали: «Тыл — фронту». Каждый народный рубль был вложен в будущую Победу.

 Продолжение темы

Недавно в распоряжение редакции попал дневник комиссара партизанского отряда «За Родину!», бывшего главного редактора газеты «Ярцевский ударник» Ивана Фомченкова. В нем упоминается, что отряд «За Родину!», воевавший на территории Ярцевского района, в январе 1943 года получил типографию для издания газеты. Издатель – районный комитет, тираж 300 экземпляров. Газету назвали «Ярцевский удар». 

«Газеты выслали», — такую телеграмму отправил Фомченков в Смоленский штаб партизанского движения. Дальнейшая судьба партизанской газеты неизвестна.

        Татьяна Филимонова