27 марта в нашем городе прошел муниципальный тур Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». В этот день средняя школа №2 гостеприимно принимала победителей школьных этапов конкурса, которые ранее состоялись в большинстве общеобразовательных организаций.
За право представлять Ярцевский район в Смоленске на региональном этапе конкурса боролся двадцать один участник из городских школ №№ 2, 4, 8, 9, 10, школы-гимназии, Михейковской средней школы, Суетовской и Мушковичской основных школ и Центра детского творчества (ЦДТ).
Кстати, этой весной муниципальный тур «Живой классики» проходил в Ярцеве в десятый раз: впервые наш район участвовал в конкурсе юных чтецов в 2013 году.
Свой маленький «юбилей» в этом году случился и у автора данной статьи: пятый год подряд я посещаю конкурс не только как корреспондент газеты, но и как член жюри. Это обстоятельство дает мне привилегию поделиться с читателями «Вестей Привопья» своим субъективным мнением, которое, впрочем, не всегда совпадает с мнением других членов жюри.
Об авторах
Критерии оценки чтецов остались прежними: жюри оценивало выбор текста исполняемого произведения, его соответствие возрасту конкурсанта, а также способность исполнителя оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей, заставлять их сопереживать услышанному. Не менее важными были грамотность, выразительность и четкость речи, отсутствие ошибок при произнесении слов и расстановке логических ударений и пауз.
В то же время при всей традиционности требований в этом году в условиях конкурса появились и некоторые изменения. Так, чтецам разрешили использовать тексты, входящие в школьную программу по литературе, что сильно расширило потенциальный репертуар, и некоторые конкурсанты воспользовались предоставленной возможностью.
Характеризуя тексты, выбранные школьниками и (или) их педагогами для исполнения, отмечу, что в этом году среди них не оказалось ни одного произведения зарубежных авторов. Русская классика ограничилась именами Н.В. Гоголя («Тарас Бульба»), А.П. Чехова («Дачники», «Краткая анатомия человека») и И.А. Бунина («Молодость и старость»). А явное предпочтение чтецы отдали советским прозаикам, среди которых были и признанные, безусловные мастера, такие как Юрий Нагибин («Зимний дуб») и Константин Паустовский («Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками»), и менее именитые авторы: Алла Соколова, Игорь Шприц, Илья Туричин, Тамара Цинберг, — и писатели, которых принято называть детскими: Юрий Яковлев, Марина Дружинина, Виктор Голявкин, Константин Мелихан и др. Особняком на общем фоне стояли немногочисленные современные авторы вроде Анастасии Жигловой, Нины Дашевской и Евгения Чеширко.
Почему я так педантично перечисляю имена писателей, чьи произведения прозвучали на конкурсе? Потому что правильно выбранный текст – это половина успеха чтеца. Под правильностью же я понимаю не конъюнктурные соображения, а соответствие возрасту и психотипу ребенка, что, к сожалению, случается не всегда. Забавно, например, когда девочка-подросток пытается создать на сцене образ роковой женщины. Грустно, когда откровенно слабый текст подавляет яркость исполнителя и не дает ему возможности продемонстрировать все, на что тот способен.
Тем радостнее слышать хорошую прозу пусть малоизвестных, но способных современных авторов, ибо талант и популярность рядом идут не всегда.
Об исполнителях
Умение найти интересный «незаезженный» текст в очередной раз продемонстрировали исполнители из школы-гимназии. Отрывок из «Дневника домового» молодого российского автора Евгения Чеширко (а писателю совсем недавно исполнилось 35 лет) отлично прочитал гимназист Владислав Гляков. Артистичный, обаятельный в представленном образе, юноша с удовольствием перевоплотился в хулигана-домового, не желающего мирно уживаться с хозяевами квартиры и приятельствующего разве что с местным котом. Несмотря на традиционные валенки, в которые обули «домового», его «дневник» звучал современно и смешно — в отличие от некоторых, простите, попахивающих нафталином текстов.
Трогательным очарованием юности наполнила «Монолог о любви» ученица средней школы №8 Виктория Иванова. Размышляя вслед за молодым автором Анастасией Жигловой о природе этого чувства, девушка старалась привлечь в собеседники и единомышленники зрителей из зала и часто встречала отклик в их сердцах. Интересной была и «работа с предметом» (стоящим на сцене стулом), что придавало номеру определенную театральность.
Проникновенно и искренне прозвучал в исполнении Даниила Матвеева (СШ №8) отрывок из рассказа «Земляника» Ильи Туричина. Даниилу удалось без фальшивого пафоса передать драматизм войны и чувства паренька, чей отец ушел на фронт. Кстати, интересная деталь: писатель-фронтовик Илья Афроимович Туричин был тяжело ранен в 1941-м в боях за Ярцево.
Очень симпатичным оказалось выступление Ивана Шамилова из Суетовской основной школы. Хитрец Рогов (Константин Мелихан «Заслуженная оценка»), избегающий двоек с помощью лести учителям, в исполнении Вани предстал не отрицательным персонажем, а забавным и вызывающим сочувствие мальчишкой.
О победителях
Хотя в процессе конкурса у каждого из членов жюри сформировался свой список лидеров, по поводу первого места споров не возникло. Его единодушно присудили ученице средней школы №2 Яне Зиновьевой (учитель Наталья Борисовна Медведева) за исполнение отрывка из рассказа Паустовского «Корзина с еловыми шишками». В исполнении Яны хрестоматийное произведение прозвучало проникновенно и трогательно. Живая мимика нежного, выразительного лица и при этом сдержанные, деликатные жесты показывали, что девушка действительно понимает и чувствует то, о чем говорит: о мечтах «Золушки в заштопанном платье», «о прелести девичества и счастья» и о волшебной музыке Грига – одной из главных героинь этого произведения.
Второе место на пьедестале победителей разделили ученица школы-гимназии Екатерина Баркова и воспитанник Центра детского творчества Степан Моисеенко.
Повесть Тамары Цинберг «Седьмая симфония» впервые была опубликована в 1964 году и имела читательский успех, однако позднее не переиздавалась вплоть до 2015 года. Так что это произведение, отрывок из которого прочитала гимназистка Катя Баркова (педагог Татьяна Станиславовна Шпилева), воспринималось свежее многих рассказов о войне. А Кате вполне удалось создать образ самоотверженной и мужественной девочки, выживающей в блокадном Ленинграде. Помог в этом и костюм, выбранный для роли. Напомню: костюмы не являются обязательными, не оцениваются жюри и не дают дополнительных баллов, но на образ, безусловно, работают.
Верным способом «повысить познавательную мотивацию» у приятеля-лодыря поделился воспитанник ЦДТ Степан Моисеенко (педагог Наталья Анатольевна Ситкина). В роли одного из героев рассказа Марины Дружининой «Звоните, вам споют» Степан был убедителен и обаятелен.
Третье место на муниципальном этапе конкурса заняла ученица средней школы №10 Эвелина Орлова (педагог Яна Бениковна Петрусева). Вместе с писателем Юрием Яковлевым девочка рассказала, какой жестокой порой может быть «Игра в красавицу». Эвелине удалось донести до слушателей главную мысль рассказа: неважно, «какие у нас носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ» — красивыми нас делает любовь близких людей.
О продолжении конкурса
Как раз сейчас (4-6 апреля) в Смоленске победители муниципальных этапов конкурса «Живая классика» продолжают состязаться за участие в финале самого масштабного литературного проекта для детей и подростков.
Так как в этом году в Ярцеве оказалось четверо победителей, а участвовать в региональном этапе по условиям конкурса могут только три человека, наш район в Смоленске представляют Яна Зиновьева, Екатерина Баркова и Степан Моисеенко. А о результатах регионального этапа всероссийского конкурса мы узнаем совсем скоро.
Татьяна Филимонова